Уважаемые участники публичных слушаний!

 

В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 36 Закона «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» Счетной палатой Республики Бурятия была проведена экспертиза представленного на обсуждение участников публичных слушаний проекта закона Республики Бурятия «Об исполнении республиканского бюджета за 2018 год».

Экспертизе представленного законопроекта предшествовала внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, в том числе Министерства финансов Республики Бурятия – как регионального органа исполнительной власти, организовавшего исполнение республиканского бюджета в отчетном периоде.

По результатам внешней проверке бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств  были сделаны следующие выводы:

·        бюджетная отчетность всех администраторов средств (за исключением Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ)  соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, по своему составу, содержанию и порядку представления;

·        бюджетная отчетность ГАБС соответствует показателям годового отчета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год;

·        данные о плановых назначениях и кассовом исполнении по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, содержащихся в годовом отчете об исполнении республиканского бюджета за 2018 год, соответствуют утвержденному Закону о бюджете, сводной бюджетной росписи расходов, данным органа, осуществлявшего казначейское исполнение республиканского бюджета;

·        фактов нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации и НПА в процессе исполнения бюджета главными администраторами бюджетных средств и финансовым органом не выявлено.

При этом Счетной палатой РБ было принято во внимание, что достоверность бюджетной отчетности Минтраспорта РБ за 2018 год не подтверждена заключением службы внутреннего финансового аудита.

Таким образом, выводы относительно отсутствия обстоятельств, которые могут оказать влияние на достоверность показателей бюджетной отчетности вышеназванного администратора средств, носят вероятностный характер.

Теперь, что касается непосредственно результатов исполнения бюджета за отчетный период.

Как было отмечено предыдущим докладчиком, параметры республиканского бюджета на 2018 год были утверждены в следующих значениях:

·                общий объем доходов в сумме 56,6 млрд.руб., в том числе безвозмездные поступления в сумме  31,2 млрд.руб., собственные налоговые и неналоговые доходы – в сумме 25,4 млрд.руб.;

·                общий объем расходов в сумме  58,5 млрд.руб.;

·                дефицит республиканского бюджета в размере  1,9 млрд.руб.

Согласно уточненной сводной бюджетной росписи расходов республиканского бюджета на 31.12.2018 года  общий объем утвержденных ассигнований составил 58,4 млрд.руб., что на 0,4% превысило утвержденные в Законе о бюджете  показатели.

Изменение плановых назначений в сводной бюджетной росписи  осуществлено в соответствии со статьей 217 БК РФ.

Вследствие изменения расчетного значения увеличения остатка средств на счетах по учету средств республиканского бюджета запланированный объем дефицита составил 1,8 млрд.руб.

Согласно Отчету об исполнении республиканского бюджета на 01.01.2019  года (ф.0503117), в доходы республиканского бюджета в отчетном финансовом периоде поступило 57,0 млрд.руб.,   что составило 100,8% от утвержденных плановых назначений.

Кассовое исполнение по расходам составило 57,3 млрд.руб., или 98,1% от уточненного плана (с учетом изменений, внесенных в СБР).

С учетом результатов исполнения республиканского бюджета за 2018 год по доходам и расходам дефицит республиканского бюджета составил 0,3 млрд.руб., или 13,0% от расчетного значения.

По сравнению с 2017 годом исполнение республиканского бюджета за 2018 год по доходам характеризуется значительным ростом как объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета (по сравнению с предыдущем периодом уровень финансовой помощи вырос на 3,8 млрд.руб., или на 14,2%), так и собственных налоговых доходов (в абсолютных значениях прирост налоговых платежей по сравнению с 2017 годом составил 3,0 млрд.руб., или 13,7%).

За исследуемый период отрицательное значение по отношению к результатам 2017 года из налоговых поступлений продемонстрировали акцизы на пиво (72,8%), а также большинство неналоговых доходов.

Среди последних, наибольшее сокращение в относительных значениях коснулось:

·                поступлений от уплаты денежных штрафов (- 65,0 млн.руб., или 12,3% к уровню 2017 года);

·                доходов от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности (сокращение составило 10,4%, или 3,4 млн.руб.);

·                доходов от продажи материальных и нематериальных активов – на 31,6%, или 2,0 млн.руб.;

·                административных платежей и сборов – на 5,4%, или 0,3 млн.руб.;

·                прочих неналоговых доходов – на 14,9%, или 0,9 млн.руб.

В тоже время следует отметить, что по платежам за пользование природными ресурсами и по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства результаты исполнения отчетного периода превысили показатели 2017 года соответственно на 48,2% (52,6 млн.руб.) и 52,0% (19,5 млн.руб.), что в совокупности позволило неналоговым доходам в 2018 году незначительно (0,07%) превысить уровень предыдущего финансового периода.

Следует также отметить, существенный рост поступлений по остальным налоговым доходам.

Так, на 1,5 млрд.руб. (28,7%) больше в отчетном периоде по сравнению с предыдущим финансовым годом поступило налога на прибыль организаций;

·                на 938,1 млн.руб. (10,4%) поступило больше НДФЛ;

·                на 254,4 млн.руб. (12,0%) – доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), подлежащим зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ;

·                на 712,1 млн.руб. (23,1%) – налога на имущество организаций;

·                на 54,0 млн.руб. (9,2%) – транспортного налога;

·                на 85,0 млн.руб. (11,7%) – налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами;

По налогам в связи с применением упрощенной системы налогообложения темп роста кассовых поступлений (119,1%) по сравнению с 2017 годом рассчитан с учетом передачи с 01.01.2018 года норматива зачисления указанных налогов в размере 50% в доходы муниципальных районов (городских округов).

По результатам проведенного анализа исполнения республиканского бюджета за 2018 год по расходам Счетной палатой РБ был сделан вывод о том, что в отчетном периоде была продолжена положительная динамика, характеризующаяся сокращением относительного и абсолютного значения показателя неиспользованного остатка бюджетных средств.

По сравнению с 2017 годом процент выполнения утвержденных плановых назначений по расходам в 2018 году увеличился на 0,6%, в абсолютных значениях неиспользованный остаток средств сократился на 214,5 млн.руб. (с  1,3 млрд.руб. в 2017 году до 1,1 млрд.руб. в отчетном периоде).

При этом Счетная палата полагает необходимым обратить внимание на существенное снижение удельного веса неисполненных ассигнований капитального характера.

Для примера, по разделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» остаток бюджетных ассигнований составил 75,1 млн.руб., или 6,8% от неиспользованного остатка отчетного периода, в то время как по итогам исполнения республиканского бюджета за 2017 год по названному подразделу не были освоены бюджетные средства в объеме 501,7 млн.руб., что составило  38,0% от утвержденных назначений.

Как уже было отмечено выше, республиканский бюджет в 2018 году был исполнен с дефицитом в размере 235,1 млн.руб., что составило 13,0%  от уточненного прогноза.

Всего, в течение года было привлечено кредитов кредитных организаций на сумму 22,6 млрд.руб., или 83,6% от запланированного показателя (27,0 млрд.руб.), погашено кредитов на сумму 21,6 млрд.руб., или 86,5% от запланированного показателя (25,0 млрд.руб.).

Вследствие вышеуказанного объем задолженности Республики Бурятия перед кредитными организациями по итогам исполнения республиканского бюджета за 2018 год вырос в абсолютных значениях на 1,0 млрд.руб. (49,3% от запланированного показателя).

Плановые назначения по расчетам с федеральным бюджетом были исполнены в полном объеме в соответствии с утвержденными назначениями, привлечено бюджетных кредитов на сумму 10,9 млрд.руб., погашена задолженность по ранее полученным средствам в сумме  11,2 млрд.руб., общий объем долга по обязательствам перед федеральным бюджетом сократился на 334,5 млн.руб.

С учетом результатов исполнения бюджета по итогам отчетного периода неиспользованный остаток средств на счетах по учету средств республиканского бюджета увеличился на 451, 7 млн.руб., достигнув к концу года величины, равной 644,9 млн.руб.

Объем государственного долга Республики Бурятия (без учета задолженности по начисленным процентам за пользование кредитными ресурсами) по состоянию на 01.01.2019 года составил 11,998 млрд.руб., из них по обязательствам перед кредитными организациями на сумму 9,6 млрд.руб., по обязательствам перед федеральным бюджетом – на сумму 2,4 млрд.руб.

В балансе исполнения бюджета (ф.0503120,  строка 400, графы 6,8) и Сведениях о государственном (муниципальном) долге, предоставленных кредитах (ф.0503172), в соответствии с пунктом 169 Инструкции № 191н  объем государственного долга указан с учетом задолженности по расходам на обслуживание долговых обязательств (13,6 млн.руб.) в объеме 12,01 млрд.руб.

Указанные показатели составляют соответственно 91,9% (92,1%) от предельного объема государственного долга Республики Бурятия на 01.01.2019 года, утвержденного в статье 21 Закона о бюджете, и находятся на уровне 47,3%  (47,4%) от максимально допустимого значения, рассчитанного в соответствии со статьей 107 БК РФ (не более утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

По отношению к аналогичным показателям на начало отчетного периода объем основного долга  Республики Бурятия на 01.01.2019 года вырос до 106,7% (105,9%).

Плановые назначения по расходам на обслуживание государственного долга Республики Бурятия в течение отчетного периода были снижены с 932,4 млн.руб. до 465,7 млн.руб. (49,9% к первоначальному плану).

Кассовое исполнение по указанному направлению расходования бюджетных средств оставило 415,0 млн.руб. (89,1% к уточненному прогнозу).

В целом, по итогам проведенной экспертизы Коллегией Счетной палаты было рекомендовано утвердить представленный проект Закона об исполнении республиканского бюджета за 2018 год.

 

Спасибо за внимание.       

Счетная палата Российской Федерации
Росминтруд
Мин. финансов Республики Бурятия