Слайд 1.

Уважаемые депутаты!

Уважаемые участники публичных слушаний!

Слайд 2.

В соответствии со статьей 264.4. Бюджетного кодекса РФ Счетной палатой Республики Бурятия была проведена экспертиза представленного законопроекта «Об исполнении республиканского бюджета за 2014 год».

Заключение по проекту закона формировалось с учетом требований, установленных статьей 36 Закона «О бюджетном процессе в Республике Бурятия».

Экспертизе представленного законопроекта предшествовала внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный период, в рамках которой Счетной палатой был проведен анализ форм годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Организация исполнения республиканского бюджета в отчетном периоде осуществлялась Министерством финансов Республики Бурятия, по результатам проведенных мероприятий предварительного и последующего финансового контроля нарушений бюджетного законодательства в деятельности указанного уполномоченного органа исполнительной власти выявлено не было.

Слайд 3.

Согласно Закону Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» № 254-V от 13.12.2013 года (в редакции Закона Республики Бурятия № 876-V от 15.12.2014 года) основные характеристики республиканского бюджета на 2014 год были утверждены в следующих значениях:

Слайд 4.

    общий объем доходов в сумме 42,7 млрд. руб., в том числе безвозмездные поступления в сумме 25,5 млрд. руб., собственные налоговые и неналоговые доходы в сумме 17,2 млрд.руб.;

Слайд 5.

    общий объем расходов в сумме 48,0 млрд. руб.;

    дефицит республиканского бюджета в сумме 5,3 млрд. руб.

По состоянию на 31.12.2014 года показатели уточненной сводной бюджетной росписи расходов превысили параметры, утвержденные в Законе о бюджете, на 899,4 млн.руб.

Слайд 6.

Изменение плановых назначений в сводной бюджетной росписи осуществлено в соответствии со статьей 217 БК РФ.

Слайд 7.

С учетом указанных выше изменений расходы республиканского бюджета в отчетном финансовом году были утверждены в объеме 48,9 млрд.руб., вследствие изменения расчетного значения увеличения остатка средств на счетах по учету средств республиканского бюджета запланированный объем дефицита составил 6,2 млрд.руб.


Слайд 8.

Следует отметить, что установленные на отчетный год прогнозные значения как по собственным доходам, так и в части безвозмездных поступлений, оказались ниже аналогичных значений 2013 года. Так, плановые назначения по собственным налоговым и неналоговым доходам снизился по сравнению с указанным финансовым периодом на 7,5% (в 2013 году плановые назначения по данной категории доходов были утверждены на уровне 18,6 млрд.руб., в 2014 году – на уровне 17,2 млрд.руб.), по безвозмездным поступлениям – на 10,7% (в абсолютных значениях объем безвозмездных поступлений на 2013 год был запланирован в размере 28,5 млрд.руб., в отчетном периоде – в размере 25,5 млрд.руб.).

В части собственных налоговых и неналоговых доходов первоначальные плановые назначения были уменьшены на 2,9 млрд.руб.

Снижение имело место практически по большинству основных доходных источников.

Слайд 9.

Так, по налогу на прибыль организаций первоначально утвержденные назначения были уменьшены на 1,8 млрд.руб. (36,5% от прогнозируемого объема поступлений на начало отчетного периода), в окончательной редакции прогноз составил 3,1 млрд.руб.

По налогу на доходы физических лиц первоначально утвержденные назначения были уменьшены на 724,8 млн.руб. (9,2% от начального прогноза), в окончательной редакции составив 7,2 млрд.руб.

По доходам от уплаты акцизов на горюче-смазочные материалы, администрируемым через УФК Смоленской области, снижение составило 26,6% (539,5 млн.руб. в абсолютных значениях), прогноз был уменьшен до 1,5 млрд.руб.

Слайд 10.

По акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов первоначально утвержденные показатели были уменьшены почти в 7 раз (с 449,8 млн.руб. до 66,3 млн.руб.).

Слайд 11.

Согласно Отчету об исполнении республиканского бюджета на 01.01.2015 года (ф.0503117), в доходы республиканского бюджета в отчетном финансовом периоде поступило 43,6 млрд.руб., что составило 102,2% от утвержденных плановых назначений.

Плановые назначения по расходам выполнены на 96,9%, в абсолютных значениях кассовые расходы произведены в сумме 47,4 млрд.руб.

Следует отметить, что расходная часть бюджета 2013 года была исполнена на 88,3%, отклонение от утвержденного плана в абсолютных значениях составило 6,2 млрд.руб., что практически в четыре раза превысило аналогичный показатель отчетного года.

Таким образом, республиканский бюджет в 2014 году был исполнен с дефицитом в размере 3,8 млрд.руб. (60,9% от расчетного показателя).

Данные Отчета об исполнении республиканского бюджета на 01.01.2015 года (ф.0503117) соответствуют данным Отчета о кассовых поступлениях и выбытиях Управления федерального казначейства по Республике Бурятия (ф.0503151) и данным отчетов об исполнении бюджета главными администраторами средств (ф.0503127).

Слайд 12.

По состоянию на 01.01.2015 года объем основного долга по государственным долговым обязательствам Республики Бурятия составил 8,495 млрд.руб. , в том числе: по банковским кредитам – в сумме 4,965 млрд.руб.; по межбюджетным кредитам – в сумме 2, 955 млрд.руб.; по государственным гарантиям – в сумме 575,4 млн.руб.

Указанный показатель практически соответствует значению предельного объема государственного долга Республики Бурятия на 01.01.2015 года, утвержденному в статье 18 Закона о бюджете, и находится на уровне 49,4 % от максимально допустимого значения, рассчитанного в соответствии со статьей 107 БК РФ (не более утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

По сравнению с началом отчетного периода объем долговых обязательств Республики Бурятия вырос на 51,5%.

Слайд 13.

Тенденция к росту долговых обязательств, как и в предыдущем финансовом периоде, была обусловлена неблагоприятной экономической ситуацией в регионе, снижением уровня собираемости налогов и, как следствие, возникшей необходимостью дополнительного привлечения кредитных ресурсов для своевременного исполнения расходных обязательств республиканского бюджета.

Теперь, хотелось бы остановиться непосредственно на результатах проведенной Счетной палатой Республики Бурятия внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета.

Еще в прошлом году мы обращали внимание на осуществленное на федеральном уровне изменение методологии проверки результатов исполнения бюджета участниками бюджетного процесса и подтверждения показателей их достоверности.

Федеральным законом от 23.07.2013 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было предписано создавать в структуре главных распорядителей бюджетных средств было предписано создавать подразделения внутреннего финансового аудита, к полномочиям которых и были отнесены вопросы проверки достоверности показателей годовой бюджетной отчетности.

Слайд 14.

Более того в Республике Бурятия был разработан и утвержден Постановлением Правительства от 4 марта 2014 года N 82 Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета (их уполномоченными должностными лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Невозможность осуществления названных полномочий органами внешнего государственного финансового контроля, к числу которых относится и Счетная палата Республики Бурятия, объясняется законодательным ограничением по объему проверяемой документации в рамках проведения внешней проверки годового отчета, в силу которого мы не можем основывать свои выводы на результатах анализа первичной бухгалтерской документации.

Обращаем внимание, что это касается именно процедуры проведения внешней проверки бюджетной отчетности администраторов средств, а не всей контрольно-ревизионной деятельности.

К сожалению, достоверность показателей годовой бюджетной отчетности за 2014 год была подтверждена заключениями внутреннего финансового аудита только в двух главных распорядителях бюджетных средств – в Полномочном представительстве Республики Бурятия при Президенте Российской Федерации и в Республиканском агентстве физической культуры и спорта.

В ряде органов исполнительной власти, таких, например, как в Министерстве имущественных и земельных отношений РБ, Управлении по делам архивов, Республиканская служба госстройнадзора, а также в Избирательной комиссии РБ подобные структуры вообще не создавались.

Отдельными главными распорядителями бюджетных средств (Минэкономики РБ, РСТ) проверки достоверности показателей годовой бюджетной отчетности за 2014 год были запланированы на июнь и август т.г., что, как вы понимаете, практически сводит к нулю актуальность и целесообразность проведения подобных мероприятий.

С учетом изложенного, по результатам проведения внешней проверки годового отчета об исполнении республиканского бюджета за 2014 год, нами был сделан вывод об условной достоверности показателей бюджетной отчетности.

Данный вывод характеризуется отсутствием объективных данных, которые могли бы поставить под сомнение результаты кассового исполнения республиканского бюджета за 2014 год по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита (содержащихся в отчете об исполнении бюджета (ф.0503117).


В тоже время имеются основания ставить под сомнение достоверность отдельных показателей иных форм бюджетной отчетности, представленных в составе годового отчета об исполнении бюджета некоторыми главными администраторами бюджетных средств (прежде всего речь идет о балансе исполнения бюджета и приложениях к пояснительной записке, расшифровывающих показатели баланса относительно движения нематериальных активов и состояния с дебиторской и кредиторской задолженностями).

В качестве примера можно привести неполноту отражения в балансе исполнения бюджета Министерством строительства и модернизации жилищно - коммунального комплекса РБ дебиторской задолженности ООО «Вира-Норд» по уплате процентов за пользование денежными средствами в размере 1,5 млн.руб.

К слову сказать, по результатам проведенного анализа бюджетной отчетности Минсельхозпрода РБ, Минстроя РБ и Минимущства РБ нами был сделан вывод о существенном росте дебиторской задолженности перед названными органами исполнительной власти, в том числе возникшей по обстоятельствам, обусловленными субъективным фактором.

По всем выявленным фактам, требующим, на наш взгляд, принятия мер реагирования со стороны Правительства Республики Бурятия были сформулированы и направлены соответствующие предложения.


По итогам проведенной экспертизы Коллегией Счетной палаты было рекомендовано утвердить результаты исполнения республиканского бюджета за 2014 год.

Слайд 15.

Спасибо за внимание.

Счетная палата Российской Федерации
Росминтруд
Мин. финансов Республики Бурятия