Уважаемые участники публичных слушаний!

    Основные характеристики республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период уже были озвучены в своем докладе министерством финансов.

    Позволю себе еще раз остановиться на них.
    В  2013 году общий объем доходов и расходов прогнозируется на уровне  38,9 млрд.рублей, в 2014 году – на уровне 37,86 млрд.рублей, в 2015 году исполнение республиканского бюджета запланировано с дефицитом в размере 2,4 млрд.рублей: при прогнозе формирования доходной базы на уровне 36,7 млрд.рублей, объем утвержденных бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств республики составляет 39,1 млрд.рублей.
    Таким образом, в очередном финансовом году и первом году планового периода предполагается совокупное покрытие бюджетных обязательств республики, отраженных в расходной части республиканского бюджета, исключительно за счет собственных налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений (без привлечения для этих целей источников финансирования дефицита).

    Существенным фактором, оказавшим влияние на параметры бюджета в очередном году и плановом периоде, на наш взгляд, послужило увеличение прогноза поступлений собственных налоговых и неналоговых доходов.
    Удельный вес собственных налоговых и неналоговых доходов в общем объеме поступлений составит в 2013 году - 50,05% (19,5 млрд.рублей); в 2014 году - 55,8 % (21,1 млрд.рублей); в 2015 году – 62,3% (22,9 млрд.рублей).
    Таким образом, в 2013 году темп роста собственных налоговых и неналоговых поступлений по сравнению с текущим годом прогнозируется на уровне 12,2%, в 2014-2015 годах – соответственно на уровне 8,2 % и 8,5% к предыдущим финансовым периодам.
    В структуре собственных доходов демонстрируется увеличение  удельного веса налоговых платежей: с 98,5% в 2013 году до 98,8% в 2015 году.
    Доминирующая роль, как и в предыдущие финансовые периоды, будет принадлежать налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, удельный вес которых в общем объеме налоговых платежей в 2013 году составит 36,4% и 28,0%.
    Если по НДФЛ мы наблюдаем неизменный рост планируемых поступлений, что обусловлено увеличением фондов оплаты труда, в том числе и по организациям и учреждениям бюджетной сферы, то по налогу на прибыль организаций в очередном году прогнозируется снижение по сравнению с текущим годом на 9,8%.
    При этом, мы обращаем внимание, что данное обстоятельство не является следствием каких-то системных изменений в экономике республики, но обусловлено перераспределением налоговой нагрузки между структурными подразделениями ОАО «РЖД».
    Хотелось бы отметить, что в представленном законопроекте, при планировании доходов бюджета на 2013-2015 года, была учтена динамика поступлений налоговых платежей в текущем году, на что нами обращалось внимание при планировании доходов на 2012 год.
    В представленной на утверждение в первом чтении редакции проекта закона о республиканском бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов не в полном объеме отражен прогноз целевых трансфертов.
    Очевидно, что указанные показатели будут корректироваться по мере получения дополнительной информации о размерах финансовой помощи Республике Бурятия по передаваемым полномочиям, либо по софинансированию собственных расходных обязательств, в том числе     после принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».  
    По сложившейся практике рассмотрения и утверждения проектов республиканского бюджета за предыдущие финансовые периоды полагаем вероятным изменение параметров доходов (в части целевых межбюджетных поступлений) уже при рассмотрении представленного законопроекта во втором чтении.
    В целом, мы полагаем, что  прогноз формирования доходной части республиканского бюджета в 2013-2015 годах соответствует основным параметрам социально-экономического развития Республики Бурятия на указанный период, рассчитан в учетом действующего налогового и бюджетного законодательства.

    Согласно законопроекту, общий объем расходов республиканского бюджета на 2013 год предлагается утвердить в сумме 38,9 млрд.рублей,
    на 2014 год – в сумме 37,7 млрд.рублей, в том числе условно утвержденные расходы в размере 1,6 млрд.рублей,
    на 2015 год – в сумме 39,1 млрд.рублей, в том числе условно утвержденные расходы в размере 3,8 млрд. рублей.
    Таким образом, условно утверждаемые расходы составят соответственно 4,3 % и 9,6% от общего объема расходов республиканского бюджета на первый и второй годы планового периода, что превысит минимальные значения, установленные статьей 184.1 БК РФ.
    Обращаем внимание, что на стадии рассмотрения законопроекта в первом чтении полномочия Счетной палаты ограничены анализом общего объема расходов, в связи с чем детальное исследование планируемых ассигнований в разрезе разделов и подразделов бюджетной классификации расходов, а также главных распорядителей средств,  будет проводиться позднее.
    Вместе с тем, хотелось бы остановиться на следующем.
    По определению, основанием для планирования бюджетных ассигнований на финансирование собственных и передаваемых полномочий для бюджета любого уровня бюджетной системы Российской Федерации. в том числе и для бюджета Республики Бурятия, является расходное обязательство соответствующего публично-правового образования.
    Данный элемент бюджетных правоотношений является основополагающим фактором для планирования бюджетных расходов на соответствующие финансовые периоды.
    Народным Хуралом и Счетной палатой неоднократно, как при формировании бюджета на очередной год, так и при текущем его исполнении, обращалось внимание на необходимость соответствия планируемых бюджетных ассигнований действующим расходным обязательствам.
    Вместе с тем, как показывает предварительный анализ расходной части бюджета 2013 года, указанное обстоятельство не всегда учитывается при планировании расходов на очередной финансовый год.
    Так, по мнению Счетной палаты при отсутствии необходимых правовых оснований были запланированы расходы на софинансирование капитального строительства ряда объектов муниципальной собственности, на реализацию отдельных целевых программ в области занятости населения, повышения сейсмоустойчивости объектов жизнеобеспечения,  экологической безопасности и т.д.     
    Кроме того, по мнению Счетной палаты, необходимо  совершенствовать механизм расчетов планируемых бюджетных ассигнований, в том числе на предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства республиканской собственности, по софинансированию расходных обязательств муниципальных образований в области оказания жилищно-коммунальных услуг и т.п.  
 
    Далее, что касается параметров государственного долга Республики Бурятия и дефицита республиканского бюджета в плановом периоде.
    Согласно законопроекту верхний предел государственного внутреннего долга Республики Бурятия предлагается установить в следующих объемах:
    3,9 млрд.рублей на 1 января 2014 года;
    3,7 млрд.рублей на 1 января 2015 года;
    5,7 млрд.рублей на 1 января 2016 года,
    что составит 19,9%, 17,48% и 24,96 % от максимально допустимых значений, рассчитанных в соответствии со статьей 107 БК РФ.
    Верхний предел долга по государственным гарантиям на 1 января 2014 года определен в сумме 626,9 млн.рублей, на 1 января 2015 года – 575,4 млн.рублей, на 1 января 2016 года – 434,7 млн.руб.
    При формировании параметров государственного долга Республики Бурятия на очередной финансовый год и плановый период было учтено следующее:
    прогнозируемое изменение объема государственных долговых обязательств Республики Бурятия по результатам исполнения бюджета в текущем году, в том числе частичное погашение задолженности по межбюджетным кредитам в сумме 1,5 млрд.рублей, по графику приходящееся на 4 квартал 2012 года;
    планируемые в очередном финансовом году расходы на погашение задолженности перед федеральным бюджетом по ранее предоставленным кредитам в сумме 1,6 млрд.рублей, а также возможную эмиссию государственных ценных бумаг для покрытия указанных расходов в объеме 1,4 млрд.рублей;
    на возможное исполнение обязательств республики по предоставленным государственным гарантиям в размере 51,4 млн.рублей в 2014 году (ОАО «Свинокомплекс Восточно - Сибирский» и ООО «Селенгинский завод ЖБИ»), и 140,7 млн.руб. в 2015 году (ОАО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский») и дальнейшее рефинансирование долговых обязательств по бюджетным кредитам посредством выпуска ценных бумаг;
    привлечение дополнительных финансовых ресурсов кредитных организаций в 2015 году на финансирование дефицита республиканского бюджета (при запланированном погашении задолженности перед банками в размере 3,2 млрд.рублей, объем привлеченных средств составит 6,2 млрд.рублей).
    По результатам проведенного анализа Счетной палатой были сделаны следующие выводы. 
    1. Верхний предел государственного долга Республики Бурятия в очередном финансовом году и в плановом периоде, в том числе верхний предел государственного долга по государственным гарантиям, не превышает максимально допустимых значений, установленных БК РФ.
    2. Прогноз изменения показателей государственного долга по видам долговых обязательств выполнен в соответствии с положениями действующего законодательства, с учетом финансовых возможностей Республики Бурятия. 
    3. Расчет изменения показателей государственного долга в части погашения задолженности перед федеральным бюджетом и исполнения обязательств по государственным гарантиям  произведен в соответствии с условиями заключенных соглашений.
    4. Верхний предел внешнего государственного долга Республики Бурятия в представленном законопроекте не определен в связи с отсутствием планируемого возникновения внешних долговых обязательств.

    Как уже было отмечено выше, в 2013 и 2014 годах дефицит республиканского бюджета не прогнозируется: планируемые поступления за счет выпуска ценных бумаг (в 2013 году – на сумму 1,4 млрд.рублей, в 2014 году – на сумму 439,4 млн.рублей), и положительную разницу между предоставленными и погашенными юридическими лицами и муниципальными образованиями бюджетными кредитами из республиканского кредитами (157,3 млн.руб. в 2013 году и 182,5 млн.рублей в 2014 году) предлагается направить на исполнение долговых обязательств республики.
    Дефицит, как таковой, прогнозируется при исполнении республиканского бюджета в 2015 году, его показатель (2,4 млрд.рублей) будет находиться в пределах максимально допустимых значений, установленных статьей 92.1 БК РФ (не более 15% от собственных доходов), в качестве источника финансирования предполагается использовать финансовые ресурсы кредитных организаций, что соответствует действующему законодательству и, на наш взгляд, является обоснованным с точки зрения региональной экономики.

    С учетом вышеизложенного, Счетная палата РБ рекомендует принять проект Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в первом чтении.

    Спасибо за внимание.

 
Счетная палата Российской Федерации
Росминтруд
Мин. финансов Республики Бурятия