Доклад к Отчёту

о работе Счетной палаты

Республики Бурятия

в 2018 году

Уважаемые депутаты!

В 2018 году работа Счетной палаты строилась в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия на основе утвержденного годового плана работы, в том числе по запросам депутатов Народного Хурала, предложениями Главы Республики Бурятия и прокуратуры.

В рамках соглашения со Счетной палатой Российской Федерации проведено 3 совместных мероприятия:

«Проверка использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории…»,

«Проверка законного и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство, реконструкцию и модернизацию очистных сооружений и систем водоотведения, полигонов твердых бытовых отходов, в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал…»,

«Анализ и оценка расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в Республике Бурятия…».

Инспекторы Счетной палаты также принимали участие в проверках, проводимых прокуратурой Республики Бурятия.

(Всего в 2018 году Счетной палатой проведено 346 мероприятий, из них 37 контрольных и 309 экспертно-аналитических (в том числе 30 внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, 21 экспертиза государственных программ Республики Бурятия, подготовлено 39 заключений на предмет соответствия требованиям бюджетного законодательства поправок депутатов Народного Хурала Республики Бурятия).

Проведено 219 финансово-экономических экспертиз проектов законов, законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия. Объектами контрольных мероприятий стали 107 организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Бурятия.

В результате контрольных мероприятий были установлены нарушения федеральных и республиканских законодательных и нормативных правовых актов, а также недостатки в деятельности.

Выявлено 915 нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 2 млрд. 190 млн. руб., из них:

- 16 нарушений в виде нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 12 млн. 700 тыс. руб.;

- 227 нарушений при формировании и исполнении бюджетов на общую сумму 1 млрд. 367 млн. руб.;

- 147 нарушений ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности на сумму 256 млн. руб.;

- 29 нарушений в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью на сумму 31,3 млн. руб.;

- 328 нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок на сумму 88 млн. руб.;

- 168 иных нарушений на общую сумму 435 млн. руб.

Неэффективное расходование бюджетных средств составило 22 млн. 300 тыс. руб.

В отчетном периоде устранено финансовых нарушений на сумму 251 млн. руб., в том числе обеспечен возврат денежными средствами в республиканский бюджет 7-ми млн-в 600 тыс. руб.

По результатам контрольных мероприятий должностными лицами Счетной палаты составлено 208 актов и утверждены на Коллегии Счетной палаты 36 отчетов по итогам контрольной деятельности.

О принятых Коллегией Счетной палаты решениях регулярно информируются Народный Хурал и Глава Республики Бурятия. В Народный Хурал Республики Бурятия направлено 36 отчетов о проведенных контрольных мероприятиях и 208 заключений на проекты законов и поправки к законам Республики Бурятия.

По результатам контрольной деятельности принято 12 нормативно-правовых актов государственных органов власти и местного самоуправления.

В адрес проверенных организаций направлено 66 представлений с предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков, из них 35 представлений снято с контроля в отчетном периоде в связи с исполнением предложений Счетной палаты в полном объеме.

За допущенные бюджетные нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий, в Министерство финансов направлено 2 уведомления о применении к юридическим лицам бюджетных мер принуждения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения уведомлений Министерством финансов в бесспорном порядке приостановлено предоставление межбюджетных трансфертов на сумму 3,2 млн. рублей.

90 виновных должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Инспекторами Счетной палаты составлено 75 протоколов об административных правонарушениях, вследствие чего судом к ответственности привлечено 59 должностных и 8 юридических лиц.

Наиболее распространенными по прежнему остаются нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и отчётности, статей 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ, по которым мировыми судьями вынесены постановления о привлечении к ответственности 42 должностных лиц.

5 должностных и 5 юридических лиц привлечены к административной ответственности по статье 15.14 за нецелевое расходование бюджетных средств.

По результатам исполнения постановлений об административных правонарушениях в республиканский и муниципальные бюджеты в 2018 году поступило 479 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что указанное направление деятельности рассматривается Счетной палатой, прежде всего, как способ превентивного воздействия на участников бюджетного процесса муниципального уровня в целях повышения финансовой дисциплины и персональной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.

15 материалов были направлены в прокуратуру и правоохранительные органы Республики Бурятия. По результатам рассмотрения следственными органами возбуждено 3 уголовных дела.

В 2018 году проведено 309 экспертно-аналитических мероприятий по следующим основным направлениям:

  • проведение финансово – экономических экспертиз проектов республиканских законов и иных нормативных правовых актов, касающихся вопросов расходования средств республиканского бюджета, средств территориального государственного внебюджетного фонда, а также использования республиканской собственности;
  • бюджетный аудит годового отчета об исполнении республиканского бюджета;
  • аналитические исследования по заданным направлениям деятельности.
  • экспертная оценка проектов внесения изменений в государственные программы Республики Бурятия.

Особое внимание в экспертно-аналитической деятельности уделялось проведению финансовых экспертиз и подготовке заключений на проекты республиканских законов, на поправки депутатов Народного Хурала, к проектам законов о республиканском бюджете.

В рамках проведения предварительного, текущего и последующего финансового контроля за исполнением республиканского бюджета были подготовлены заключения на проекты Законов «О республиканском бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», «Об исполнении республиканского бюджета за 2017 год» и о внесении изменений в республиканский бюджет.

По итогам анализа запланированных бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства республиканской адресной инвестиционной программы из средств Дорожного фонда, по 10 из 44 объектов были уменьшены и перераспределены на вновь начинаемые объекты бюджетные инвестиции в сумме 107 млн. руб.

В соответствии с Законом «О бюджетном процессе…» аудиторами Счетной палаты подготовлено и направлено в адрес Комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам 208 заключений на поправки Главы Республики Бурятия и депутатов Народного Хурала к проектам законов «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год…» и «О республиканском бюджете на 2019 год…» соответственно.

При проведении экспертиз бюджетных законопроектов особое внимание уделяется обоснованности расчетных показателей прогноза формирования собственных доходных источников республиканского бюджета, законности и обоснованности расходования финансовых ресурсов для обеспечения действующих и планируемых бюджетных обязательств.

По результатам кассового исполнения республиканского бюджета за 2018 год по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, объем поступлений составил 100,1% от предложенного в Заключении Счётной палаты прогноза.

Также хотелось бы отметить, что по НДФЛ кассовое исполнение за 2018 год составило 100,6% от прогноза, предложенного Правительством Республики Бурятия (9 868, 156 млн.руб.), и 100,1% от уточненного прогноза Счетной палаты (9 916, 792 млн.руб.).

 Главной целью экспертно – аналитической деятельности является пресечение, предупреждение осуществления неэффективных, неправомерных расходов, выявление причин отклонений от установленных показателей и нарушений в процессе формирования доходов и расходов, оценка эффективности использования республиканской собственности, выявление последствий реализации законов и иных нормативных правовых актов, которые могут возникнуть при их практическом применении.

По результатам экспертно-аналитической деятельности, в частности, подготовки заключений на законопроекты о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2018 год сокращены расходы на сумму 761 млн. 449 тыс. руб.; увеличены доходы на сумму 43 млн. 189 тыс. руб.;

Рекомендации Счетной палаты направлены на совершенствование бюджетного процесса и обеспечение соблюдения требований законодательства, учитывались в процессе доработки законопроектов в последующих чтениях в Народном Хурале Республики Бурятия. Так, с учетом выводов и предложений Счетной палаты, по результатам экспертно-аналитических мероприятий принято 14 законов Республики Бурятия.

 

Благодарю за внимание!

 

 

 

Счетная палата Российской Федерации
Росминтруд
Мин. финансов Республики Бурятия