Уважаемые участники публичных слушаний!


     Счетной палатой Республики Бурятия проведен предварительный анализ основных характеристик республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период 2015 и 2016 годов.

     Представленным Законопроектом предлагается утвердить общий объем доходов республиканского бюджета на очередной финансовый год в сумме  41,4 млрд. рублей, в том числе безвозмездные поступления в сумме 20,9 млрд.рублей, при общем объеме расходов в сумме 44,4 млрд.рублей.

     По прогнозу, дефицит на следующий год составит 2,9 млрд.рублей, что будет находиться в пределах максимально допустимых значений, установленных статьей 92.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (не более 15% общего годового объема доходов бюджета без учета общего объема безвозмездных поступлений).

     В 2015 и 2016 годах общий объем доходов республиканского бюджета прогнозируется на уровне 36,9 и 36,1 млрд.рублей соответственно, при запланированных показателях бюджетных расходов в размере 40,1 и 39,4 млрд.рублей.

     Таким образом, и в первом, и во втором годах планового периода исполнение республиканского бюджета ожидается с дефицитом в размере 3,2 и 3,4 млрд.рублей соответственно, что также не превысит предельной величины, установленной Бюджетным кодексом.

     Хотелось бы обратить внимание, что по сравнению с бюджетом 2013 года объем собственных налоговых и неналоговых доходов в 2014 году планируется увеличить на 6,0%, в первом и втором  годах планового периода темпы роста указанного показателя по сравнению с предыдущим годом составят 108,3% и 106,3%.

     В абсолютных значениях в 2014-2016 годах планируется обеспечить поступление налоговых и неналоговых платежей в сумме 20,5, 22,2 и 23,6 млрд.рублей.

     Тем не менее, как уже было отмечено выше, исполнение бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде прогнозируется с максимально возможным дефицитом.

     На наш взгляд, указанное обстоятельство в первую очередь обусловлено существенным увеличением расходов социального характера, рост которых, даже при наличии благоприятного прогноза поступлений по собственным налоговым и неналоговым доходам, не позволяет отказаться от использования заемных ресурсов.

     Второй момент, на котором мы хотели бы остановиться, касается  сложности прогнозирования объемов поступлений по доходам, носящим бюджетообразующих характер, в первую очередь по налогу на прибыль организаций.

     Для примера, в текущем году при утвержденном плане поступления указанного налога в доход республиканского бюджета в объеме 5,7 млрд.рублей (т.е. на уровне прошлого года) ожидаемое исполнение не превысит 4,4 млрд.рублей.

     При этом, согласно предварительным итогам социально-экономического развития Республики Бурятия в 2013 году макроэкономические показатели имеют положительную динамику, за 8 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста индекса промышленного производства составил 113,3%, индексы производства по разделам «Добыча полезных ископаемых», «Обработка древесины и производство изделий из дерева», «Металлургическое производство» в среднем выросли  на 3,5%, а по разделу «Производство транспортных средств и оборудования» - на 38,1%. Валовой региональный продукт в этом году оценивается в 183,2 млрд.рублей с приростом 3,5%.      

     Тем не менее, в силу ряда факторов, возможно носящих кратковременный характер,  по этому году ожидается недовыполнение плана по налогу на прибыль организаций более чем на 1,3 млрд.рублей.

     Соответственно на следующий год поступление налога на прибыль организаций прогнозируется в объеме 4,5 млрд.рублей, т.е. в сопоставимых с ожидаемым исполнением текущего года значениях. 

     В целом, при планировании доходной части бюджета на очередной финансовый год и плановый период были учтены изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, в том числе касающиеся перераспределения нормативов отчисления доходов между различными уровнями бюджетной системы Российской федерации.

     При подготовке заключения по законопроекту Счетной палатой были высказаны замечания относительно обоснованности прогноза поступления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, аккумулируемых через УФК Смоленской области, в связи с чем мы не исключаем корректировки проекта бюджета в соответствующей части ко второму чтению.

     Как уже было отмечено выше, принятие республиканского бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов осуществляется в рамках повсеместной  реализации программно-целевого принципа финансирования государственных и муниципальных расходов.  

     К сожалению, предварительный анализ расходной части бюджета позволил сделать выводы о наличии нестыковок, в первую очередь по объемам финансирования, между предложенным законопроектом и уже утвержденными государственными программами Республики Бурятия.

     Так, подобные замечания были высказаны в адрес государственных программ «Культура Бурятии (2013-2020 годы)», «Социальная поддержка граждан», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие физической культуры и спорта на 2013-2017 годы и на период до 2020 года», «Развитие строительного и жилищно–коммунального комплексов Республики Бурятия», «Развитие лесного хозяйства Республики Бурятия на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года», «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия».

     Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, касается обоснованности предложенных законопроектом объемов  бюджетных ассигнований на предоставление субсидий подведомственным бюджетным и автономным учреждениям.

     В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

     Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

     В настоящее время при расчете предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания не утверждены нормативы затрат на оказание государственных услуг и нормативы затрат на содержание государственного имущества. В связи с чем проверить финансовую обоснованность предоставляемых субсидий бюджетным и автономным учреждениям пока не представляется возможным.

     Надеемся, что к рассмотрению проекта закона во втором чтении данные замечания будут учтены.

     В части, касающейся установления размеров условно утвержденных расходов на 2015 и 2016 годы.  

     В связи с изменением федерального законодательства, при рассмотрении и утверждении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с 2014 года, для расчета вышеназванных показателей необходимо использовать показатели общих объемов бюджетных расходов за исключением расходов, источником которых выступают целевые межбюджетные трансферты из бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

     С учетом того. что на 2015 и 2016 годы  прогнозируется поступление целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в объемах 2,8 млрд.рублей и 1,4 млрд.рублей соответственно, расчетные показатели условно утвержденных расходов на плановый период в размере 958,9 млн.рублей (2015 год) и 1,9 млрд.рублей (2016 год) превысят минимально допустимое пороговое значение в 2,5 и 5 процентов.

     Предельные параметры государственного долга и дефицит республиканского бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.

     Как вы знаете, благоприятная экономическая ситуация, которая складывалась в течение ряда предыдущих лет и была обусловлена стабильным ростом доходной базы республиканского бюджета, позволяла осуществлять исполнение собственных полномочий без привлечения заемных средств.

     Указанные обстоятельства позволили минимизировать пороговые значения государственного долга Республики Бурятия, а в прошлом году -  полностью отказаться от практики привлечения кредитов кредитных организаций. 

     В 2011 и 2012 годах республиканский бюджет тоже принимался с дефицитом, однако его принципиальное отличие заключалось в том, что он носил технический характер. Бюджетный дефицит был обусловлен либо наличием необходимости финансировать долговые обязательства, либо планируемым снижением остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета, то есть законодательно установленными требованиями отражения конкретных финансовых операций через коды классификации источников финансирования дефицита.

     Прогноз бюджета на очередной финансовый год и плановый период, на наш взгляд, предполагает наличие реального дефицита республиканского бюджета.

     В качестве источников его финансирования в законопроекте определены:

·                   положительная разница между объемами эмитированных и погашенных государственных ценных бумаг Республики Бурятия;

·                   положительная разница между объемами привлеченных и погашенных кредитов кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

·                   положительная разница между объемами средств, предоставляемых на возвратной основе местным бюджетам Республики      Бурятия, и суммами  кредитов, запланированных к поступлению в республиканский бюджет в течение очередного финансового года и планового периода от юридических лиц и муниципальных образований.

     Кроме того, за счет источников финансирования дефицита планируется погашение задолженности перед федеральным бюджетом по ранее полученным бюджетным кредитам в размере 97,8 млн.рублей в 2014 году и в размере 769,2 млн.рублей  в 2015 году, а также резервирование средств на возможное исполнение обязательств по государственным гарантиям Республики Бурятия.

     Необходимость заимствования финансовых ресурсов для исполнения расходных обязательств республиканского бюджета в течение ближайших трех лет обусловит существенный рост долговой нагрузки: при реализации прогноза привлечения заемных средств, установленного в программах государственных заимствований на 2014-2016 годы, совокупный показатель государственного долга Республики Бурятия возрастет с 3,08 млрд.рублей в 2012 году до 14,6 млрд.рублей, т.е. почти в 5 раз.

     При этом все расчетные значения предельных параметров государственного долга субъекта Российской Федерации, установленные Бюджетным кодексом, не будут превышены.

     В заключение хотелось бы отметить, что, по сложившейся практике,  к рассмотрению представленного законопроекта во втором чтении, как правило, существенно меняются основные характеристики республиканского бюджета на очередной финансовый год, в том числе вследствие возникшей необходимости распределения дополнительно поступающих средств из федерального бюджета, что, в последующем, требует более подробного анализа запланированных расходов.

     С учетом вышеизложенного, Счетная палата РБ рекомендует принять проект Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в первом чтении.

     Спасибо за внимание.

Счетная палата Российской Федерации
Росминтруд
Мин. финансов Республики Бурятия