«Анализ реализации региональных проектов Республики Бурятия «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», «Системные меры по повышению производительности труда», реализуемых в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» за период 2019-2022 годов»

28.12.2022 года на заседании коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрено заключение о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации региональных проектов Республики Бурятия «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», «Системные меры по повышению производительности труда», реализуемых в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» за период 2019-2022 годов», проведенного в соответствии с пунктом 24.3 Плана работы Счетной палаты на 2022 год

В результате проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее:

Региональные проекты разработаны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических и иных документов, регламентирующих порядок формирования региональных проектов.

При анализе соответствия региональных проектов федеральным проектам, в том числе по целям, задачам, результатам, мероприятиям, показателям и их целевым значениям, закрепленным за субъектом РФ, срокам реализации мероприятий и достижения результатов, контрольным точкам, объемам финансового обеспечения на реализацию регионального проекта установлены следующие факты:

- Региональный проект «Системные меры по повышению производительности труда»

· Действующий показатель федерального проекта «Количество предприятий - участников национального проекта, получивших акселерационную поддержку по развитию экспортного потенциала, ед. нарастающим итогом» не отражается в показателях регионального проекта.

· Предприятия-участники национального проекта в 2019-2022 годах не получали финансирование Фонда развития промышленности, предусмотренное в задачах и результатах федерального проекта.

- Региональный проект «Адресная поддержка производительности труда на предприятиях»

· Действующие показатели федерального проекта «Количество зарегистрированных пользователей ИТ-платформы управленческих и технологических компетенции, человек нарастающим итогом» не отражаются в показателях регионального проекта.

· Ведение помесячного плана достижения показателей регионального проекта в 2022 году осуществляется формально (подробной разбивки данных по месяцам не осуществляется, указан результат только на конец 2022 года).

В проверяемом периоде Министерством экономики Республики Бурятия заключены соглашения о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» с 21 предприятием, 1 из них было расторгнуто.

Всего на реализацию мероприятий было предоставлено 32 704,5 тыс. рублей, в том числе:

- в 2019 году – 21 911,3 тыс.рублей 9 предприятиям, которыми были внедрены 11 потоков-образцов (результатов оптимизации производственных/ вспомогательных процессов на базе сформированной инфраструктуры для развития производственной системы), создана фабрика процессов (учебная производственная площадка, на которой участники в реальном производственном процессе получают опыт применения инструментов бережливого производства, и понимают, как улучшения влияют на операционные и экономические показатели деятельности производства);

- в 2020 году – 10 792,9 тыс. рублей 4 предприятиям, которыми были созданы 4 потока-образца.

Кроме того 6 предприятий реализовывали мероприятия с помощью экспертов автономной некоммерческой организации «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» в результате чего были созданы 3 потока-образца, 2 находятся в стадии внедрения, 1 на стадии выборки. Еще одно предприятие не приступило к реализации мероприятий.

В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия выявлены следующие недостатки и нарушения.

Ряд требований пунктов измененного порядка предоставления грантов в форме субсидий за достижение результатов национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости», утвержденного постановлением Правительства РБ от 23.09.2019 №511 имеет признаки противоречий с требованиями других пунктов этого же порядка в части механизма отбора получателей гранта.

Заключенные Министерством соглашения с предприятиями на предоставление грантов не соответствуют порядку предоставления грантов в форме субсидий в части отсутствия в них механизма возврата в доход республиканского бюджета, а также дальнейшего расходования неиспользованного в текущем финансовом году остатков гранта в форме субсидий и механизма применения штрафных санкций.

Соглашения на предоставление грантов в форме субсидий на общую сумму 32704,2 тыс.рублей заключены в 2019-2020 годах с нарушением пункта 3 порядка предоставления гранта в форме субсидии в части утверждения обязательств, предусматривающие направление получателем гранта в том числе на финансовое обеспечение возмещения затрат предприятий.

Министерством экономики Республики Бурятия в нарушение пунктов 4, 14 порядка предоставления грантов в форме субсидии необоснованно заключено дополнительное соглашение в части увеличения количества потоков-образцов без изменения размера предоставляемого гранта, кроме того увеличение количества потоков-образцов осуществлялось без заключения дополнительных соглашений.

В нарушение пункта 4.1.5 соглашений Минэкономики РБ необоснованно принимались вместо отчетов по форме №4 протоколы выполненных мероприятий по созданию потока-образца, которые не были предусмотрены соглашениями на предоставление грантов в форме субсидии в 2019 -2020 годах.

Имеют место факты несоответствий, опечаток в дате соглашений, не представленных документов, отчетов, нарушений планов-графиков перечислений, а также технических (арифметических ошибок) в отчетах, наличие которых говорит об отсутствии должного уровня контроля Министерства за организацией работы по выполнению требований соглашений:

В период проведения мероприятия не представлены документы, подтверждающие расходование средств гранта в сумме 150 тыс.рублей, направленных на создание «Фабрики Процессов», также не представлены документы, подтверждающие факт оказания услуг на сумму 346,274 тыс.рублей в рамках внедрения потока-образца. завод».

Имеются несоответствия между установленными значениями результатов региональных проектов и их показателей, результаты региональных проектов не соответствуют по их содержанию и значениям фактически проведенным мероприятиям.

Ряд показателей регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» установлен в объеме (количестве) меньшем, чем его фактическое исполнение по предыдущему году.

В результате реализации региональных проектов «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» и «Системные меры по повышению производительности труда» в проверяемом периоде 55 руководителей предприятий Республики Бурятия обучены по программе управленческих навыков для повышения производительности труда, обучение инструментам бережливого производства прошли 385 сотрудников предприятий и региональных команд. По итогам 2021 года 75% предприятий-участников национального проекта достигли 5%-ного прироста производительности труда. На базе учебно-производственной площадки «Фабрика процессов» обучено порядка 500сотрудников из 19 предприятий-участников национального проекта, а также около 100 сотрудников государственной и муниципальной службы.

Ежегодно с 2019 года проводится конкурс «Лучшие практики наставничества в Республике Бурятия». В 2022 году победителями стали ООО «Аэропорт «Байкал», МУП «Водоканал», ООО «Улан-Удэстальмост». В 2021 году команда Улан-Удэнского авиационного завода выиграла «Кубок по рационализации и производительности г.Екатеринбург». В 2022 году команда Минэкономики РБ прошла в финал третьего Всероссийского чемпионата по производительности.

Министерству экономики Республики Бурятия направлено информационное письмо от 11.01.2023 №47-14-01-и6/23 с предложением рассмотреть вопрос о приведении значений результатов и показателей региональных проектов в соответствие друг другу, в том числе учитывая отсутствие регионального центра компетенций, приведения значений плановых показателей к уровню не ниже фактического исполнения в предыдущем году.

По результатам мероприятия материалы не передавались.

Протоколы об административном правонарушении не составлялись.
В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки  обязаны уведомить в письменной форме Счетную  палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.

Фабрика процессов 1

Фабрика процессов 2

Фабрика процессов 3

Фабрика процессов 4

ООО «Предприятие Аэротех»

МУП Водоканал

ООО Дорстройсервис

ООО Экофуд

Заместитель Председателя - Аудитор