Новости

Результат контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субвенций на финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, предоставленных бюджету МО «Заиграевский район», за 2016-2017 годы»

02.10.2018


 

27 сентября  2018 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова  рассмотрен результат контрольного мероприятия  «Проверка целевого и эффективного использования субвенций на финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, предоставленных бюджету МО «Заиграевский район», за 2016-2017 годы».

 С докладом выступила аудитор Валентина Федосова.  

В муниципальном образовании осуществляет деятельность 31 общеобразовательная организация, наблюдается увеличение количества учеников.

По данным о средней наполняемости общеобразовательных организаций МО «Заиграевский район» в 3 образовательных организациях на 1 ученика приходится менее 2,5 кв.м. площади учебных кабинетов, в связи с чем, обучение проводилось в две смены. Вместе с тем, в 10 образовательных организациях, которые являются малокомплектными, площадь классных комнат превышает нормы СанПиН более, чем в два раза.

Постановлением Администрации муниципального образования «Заиграевский район» от 01.12.2015 №561 принято положение о системе оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных организаций (далее постановление администрации №561). При этом не определены требования к содержанию локальных документов по установлению положений по оплате труда, установлению  компенсационных и стимулирующих выплат и компетенции управления образования и учреждений по соблюдению трудового законодательства, нет четко определенного перечня, какие приказы необходимо принять по вопросам оплаты труда. Например, водителям автотранспорта, занятым перевозкой обучающихся за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, установлены повышающие коэффициенты к окладам. При этом положением не определено, что является основанием для назначения данных выплат и на основании каких документов ведется учет времени для назначения выплат за ненормированный рабочий день, учет аварийности (безаварийности).

Порядок премирования работников из фонда стимулирования не определен. Указаны четыре основания, за невыполнение которых руководитель может быть лишен премии, при этом пункт сформулирован таким образом, что руководитель может лишиться стимулирующих выплат, а не заработать их.

Нет единого подхода в обосновании стимулирующих выплат и периодичности представления подтверждающих документов (экспертных листов.). В положении МБОУ «Старобрянская СОШ», МБОУ «Ново-Онохойская СОШ» - 1 раз в полугодие, в то время, как выплаты осуществляются ежемесячно.

Установлены факты принятия коллективных договоров с нарушением сроков их принятия и регистрации.

Ни один из представленных коллективных договоров не содержит исчерпывающий перечень выплат по оплате труда, формулировки норм продублированы из норм Трудового кодекса РФ и не содержат конкретных размеров выплат и порядка их учета и начисления.

В большинстве коллективных договоров оплата труда в ночное время установлена в размере не ниже 35% часовой тарифной ставки, в то время как постановлением администрации №561 данная выплата установлена коэффициентом 0,20.

В отдельных коллективных договорах имеются нормы, исполнение которых может повлечь дополнительные выплаты из бюджета (сохранять педагогическим работникам по истечении срока действия квалификационной категории в течение одного года уровень оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории, производить единовременную выплату юбилярам, выплачивать единовременное пособие при выходе на пенсию в размере средней заработной платы за два месяца).

Нормы коллективных договоров дублируют отдельные выплаты в разных составных частях заработной платы, чем создается риск двойной оплаты за одни и те же показатели (классное руководство, неаудиторная занятость и др.).

Не во всех общеобразовательных организациях установлена норма о соотношении частей заработной платы, в то время как пунктом 2.10 постановления администрации №561 определено, что объем стимулирующих выплат должен составлять не менее 20% от общего фонда оплаты труда.

За проверяемый период наблюдалось отклонение между базовой и стимулирующей частями заработной платы при ее начислении по сравнению с плановыми показателями. Так, в целом установлено превышение базовой части фактически начисленной заработной платы в 2016 году на 7711,0 тыс.рублей или на 5% от утвержденной, в 2017 году - 7553,9 тыс.рублей или на 4,8% от утвержденной. При этом начислено базовой части оплаты труда меньше утвержденной за счет превышения стимулирующей части в 2016-2017 годах в 4 организациях.

При изучении текстов положений по оплате труда установлено, что большинство норм положений просто позаимствованы из различных методических рекомендаций, действовавших в прошлом, но не применяемых в настоящее время, а формулировки носят общий характер и не конкретизируют виды выплат и порядок их установления.

В нарушение пункта 3 статьи 140 Бюджетного Кодекса РФ и методики определения объема субвенций в 2016 году финансовые средства не доведены до нормативных затрат на обеспечение образовательного процесса двум организациям, в нарушение пункта 69.2 Бюджетного Кодекса РФ объемы финансовых средств доведены с отклонениями от нормативных затрат 8 организациям, в 2017 году – незначительное отклонение на финансовое обеспечение образовательного процесса от норматива затрат.

В целом по МО «Заиграевский район» индикатор средней заработной платы по педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций на 2016 -2017 годы выполнен. Вместе с тем, за 2016 год в 12 организациях, за 2017 год в 14 организациях заработная плата ниже установленного показателя. В тоже время в 2017 году допущено снижение средней заработной платы в 18 организациях и рост в 13 организациях, при том, что показатель по району в 2017 году относительно 2016 года не изменился.

Проведен анализ факторов, влияющих на размер заработной платы. При общем уровне совместительства учителей 1,27 в 2016 году и 1,23 в 2017 году уровень совместительства не везде одинаков. В 2016 году 12 организаций и в 2017 году 14 организаций имеют уровень совместительства ниже среднего по району. 

Нагрузка на 1 штатную единицу в школах, за исключением начальных, находится в диапазоне от 5,1 ученика в МБОУ «Старобрянской СОШ» до 16,2 ученика в МБОУ «Онохойской СОШ №2». Таким образом, нагрузка на 1 учителя невысокая.

В целом по району на 01.09.2017 на 581,49 штатных единиц педагогических работников работает 449 человек, из них 77 человек имеют высшую категорию (17,1%), 213 - первую категорию (47,5%), 131 человек не имеют категории (29,2%) и 28 человек аттестованы организациями как соответствующие должности (6,2%). Таким образом, не получают надбавку за категорийность 35,4% учителей, в ряде школ данный показатель составляет более 50%. Данный фактор напрямую влияет на уровень заработной платы педагога.

Структура численности в среднем по общеобразовательным организациям района по АУП составляет 8,03%, по учителям - 64,15%, по прочему персоналу (прочие педагогические работники, учебно-вспомогательный персонал, младший обслуживающий персонал) - 27,83%. Не всеми учреждениями осуществлен перевод обслуживающего персонала на местный бюджет, в связи с тем, что вывод персонала осуществлялся в тех организациях, которые имели значительный объем неэффективных расходов. В тоже время, наличие прочего персонала, особенно в крупных организациях, ставит эти организации не в одинаковые условия с организациями, выведшими (сократившими) персонал и влечет распределение фонда оплаты труда на данных работников, по сути, отвлекая средства от основного персонала. При среднем проценте количества учителей 64,15%, в 11 организациях процент ниже, что создает риск неэффективных расходов.

В результате проведенного анализа выявлено, что имеются как объективные (количество учеников, размер норматива), так и субъективные факторы (формирование тарификации, в том числе по количеству педагогов, по количеству часов, наличие квалифицированных кадров, порядок распределения стимулирующего фонда) влияющие на уровень заработной платы в организациях.

Во всех проверенных организациях выявлены нарушения трудового законодательства. В нарушение ст. 57 Трудового Кодекса РФ при заключении трудовых договоров не определены существенные условия: не указаны размеры заработной платы, не соответствует время работы при приеме на работу на условиях неполного рабочего дня, не своевременно оформляется изменение существенных условий труда, в отдельных организациях отсутствуют надлежащим образом оформленные должностные инструкции работников. Не везде приняты меры по надлежащему хранению личных дел, в отдельных организациях отсутствовали документы об образовании, категории, звании при наличии надбавок в тарификации и штатном расписании.

В нарушение статьи 46 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» при проверке тарификационных списков за 2016-2017 годы в 22 образовательных учреждениях установлено не соответствие требованиям к квалификации. Общая сумма неправомерно начисленных выплат за 2016 год составила 8800,4 тыс.рублей, за 2017 год - 9630,7 тыс.рублей.

При проверке расходов на организацию образовательного процесса в МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей» выявлено нарушение статьи 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» Бюджетного Кодекса РФ при приобретении товарно-материальных ценностей, не относящихся к учебным расходам за 2016 год в сумме 129,9685 тыс. рублей (фотобумага, пленка для ламинирования, флаги, баннеры, фоторамки, электро, хоз. товары). Также всеми организациями поставки товарно-материальных ценностей, относящихся к учебным расходам, осуществлены по прямым договорам без проведения конкурсных процедур, что создает риск неэффективных расходов. Договоры заключены на условиях стопроцентной предоплаты, что создает также риски не поставки товаров при оплаченных счетах. В отдельных счетах-фактурах по одноименным товарам указана разная цена, имеются расхождения в стоимости учебников как у разных поставщиков, так и у одного поставщика. Так, например, учебник Физика 7 кл. Перышкин у поставщика ООО «Дрофа» стоит 385,45 рублей, ИП Бумбеев Н.Б - 558,00 рублей, ИП Бальжинимаев Ч.В. - 467,37рублей, ООО «Книжная Бурятия» - 642,00 рублей, ООО ТЦ Учснаб - 572,80 рублей. Поставщик ООО ТЦ Учснаб поставлял учебник Математика Моро 3 кл. 1,2 часть в 2017 году организациям района по ценам в диапазоне от 933,60 рублей (МБОУ «Шпалозаводская СОШ») до 1168,00 рублей (МБОУ» Онохойская СОШ»).

При выборочной проверке первичных учетных документов по учету труда и заработной платы в МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей» установлены многочисленные нарушения статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

           

            По результатам рассмотрения направлено Представление в адрес МО «Заиграевский район» по принятию мер по устранению выявленных нарушений и их недопущению в дальнейшем.

 


Назад к списку
Счетная палата Российской Федерации
Росминтруд
Мин. финансов Республики Бурятия