Доклад Председателя Счетной палаты РБ Е.В.Пегасова о работе Счетной палаты РБ в 2021 году

04.05.2023

Уважаемый Алексей Самбуевич!

Уважаемый Владимир Анатольевич!

Уважаемые депутаты и приглашенные лица!

Представляю вашему вниманию Отчет о работе Счетной палаты Республики Бурятия за 2021 год. Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями Закона Республики Бурятия «О Счетной палате Республики Бурятия» и содержит общую характеристику результатов проведенных контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, основные показатели деятельности и краткое содержание проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Республики Бурятия (далее – Счетная палата).

В первой части доклада приведу основные результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.

Всего в 2021 году Счетной палатой проведено 64 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них 22 контрольных и 42 экспертно-аналитических мероприятий.

Проведено 25 экспертиз внесения изменений  в государственные программы Республики Бурятия.

Подготовлено 52 заключения на предмет соответствия требованиям бюджетного законодательства поправок, внесенных депутатами Народного Хурала Республики Бурятия и Главой Республики Бурятия.

В отчетном периоде проведено 170 финансово-экономических экспертиз проектов законов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия.

В отчетный период 7 мероприятий проведено на основании поручений Народного Хурала Республики Бурятия, 3 мероприятия проведено по предложению Главы Республики Бурятия.

Совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведено 1 мероприятие «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Экология», в том числе своевременности их финансового обеспечения, достижения целей и задач, контрольных точек, а также качества управления».

Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 132 организации, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Бурятия. Из них 50 организаций явились объектами контрольных мероприятий и 82 объекта экспертно-аналитических мероприятий.

В результате проведенных Счетной палатой в 2021 году контрольных мероприятий были установлены нарушения федеральных и республиканских законодательных и нормативных правовых актов, а также недостатки в деятельности.

Объем проверенных бюджетных средств составил 16044,0 млн. руб.

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в количестве 731 нарушение на общую сумму 623,6 млн. руб., из них:

- нецелевое использование бюджетных средств в количестве 3 нарушений на общую сумму 0,4 млн. руб.;

- нарушения при формировании и исполнении бюджетов в количестве 158 нарушений на общую сумму 209,2 млн. руб.;

- нарушений ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в количестве 141 нарушение на общую сумму 71,1 млн. руб.;

- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью в количестве 5 нарушений на общую сумму 19,6 млн. руб.;

- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц в количестве 119 нарушений на общую сумму 133,3 млн. руб.;

- нарушения в сфере деятельности государственных корпораций, государственных компаний, организаций с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах и иных организаций, в том числе при использовании ими имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности в количестве 121 нарушение на общую сумму 94,9 млн. руб.;

- иные нарушения в количестве 184 нарушения на общую сумму 95,1 млн. руб.   

Неэффективное расходование бюджетных средств составило 146,7 млн. руб.

В отчетном периоде устранено финансовых нарушений на сумму 105,8 млн. руб., в том числе обеспечен возврат денежными средствами в республиканский бюджет 12,7 млн. руб., дополнительными работами возмещено 38,2 млн. руб.

По результатам проверок, проведенных в соответствующих органах и организациях, должностными лицами Счетной палаты составлено 65 актов, подготовлены, рассмотрены и утверждены на Коллегии Счетной палаты 21 отчет по итогам контрольных мероприятий. В Народный Хурал Республики Бурятия направлено 21 отчет о проведенных контрольных мероприятиях и 177 заключений на проекты законов и поправки к законам Республики Бурятия, 15 заключений о проведенных тематических экспертно-аналитических мероприятиях.

В адрес проверенных организаций внесено 35 представлений с предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков, 28 представлений выполнено. Представления, рекомендующие к устранению выявленные, но не устраненные в ходе проверок недостатки, и нереализованные предложения, отраженные в отчетах, находятся на контроле Счетной палаты, по ним проводится соответствующая работа.

По результатам  контрольной деятельности было принято с учетом выводов и предложений Счетной палаты 18 законов Республики Бурятия, 24 нормативно-правовых акта государственных органов власти и местного самоуправления Республики Бурятия.

В органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления и объектам контрольных или экспертно-аналитических мероприятий направлено 18 информационных писем.

В отчетный период должностными лицами Счетной палаты возбуждено 28 дел об административных правонарушениях. По 28 делам об административных правонарушениях судом вынесены постановления об административном правонарушении с назначением административного наказания.

По обращениям Счетной палаты, направленным в уполномоченные органы, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях.

К административной ответственности по делам об административных правонарушениях привлечено 5 юридических лиц и 28 должностных лиц. 11 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

По результатам контрольных мероприятий по проверке эффективности и законности расходования бюджетных средств и использования республиканской собственности 15 материалов направлены в прокуратуру Республики Бурятия и правоохранительные органы Республики Бурятия. По результатам рассмотрения органами прокуратуры и иными правоохранительными органами принято решение:

·       о возбуждении 4 уголовных дел,

·       принято 2 решения об отказе в возбуждении уголовного дела,

·       возбуждено 1 административное производство, по которому назначено административное наказание,

·       по 15 материалам приняты иные меры прокурорского реагирования.

За отчетный период 2021 года проведено 289 экспертно-аналитических мероприятий.

Особое внимание в экспертно-аналитической деятельности уделялось проведению финансовых экспертиз и подготовке заключений на проекты республиканских законов, на поправки депутатов Народного Хурала Республики Бурятия к проектам законов о республиканском бюджете. Проведено 247 экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.

Аудиторами Счетной палаты подготовлено и направлено в адрес Комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам 52 заключения на поправки Главы Республики Бурятия и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия к проектам законов Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 – 2023 годов» и «О республиканском бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

По результатам экспертно-аналитической деятельности, в частности, подготовки заключений:

1)  на законопроекты о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2021 год сокращены расходы на сумму 19,9 млн. руб.;

2) по поправкам субъектов законодательной инициативы о внесении изменений в бюджет 2021 года сокращены расходы на сумму 22,3 млн. руб.;

3) на законопроект о республиканском бюджете на 2022 год сокращены расходы на сумму 11,7 млн. руб.

Рекомендации Счетной палаты направлены на совершенствование бюджетного процесса и обеспечение соблюдения требований законодательства, учитывались в процессе доработки законопроектов в последующих чтениях в Народном Хурале Республики Бурятия.

Во второй части доклада приведу примеры контрольных мероприятий, проведенных в 2021 году Счетной палатой.

1). Проверка использования бюджетных средств, направленных на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а так же на мероприятие по реализации образовательных программ дошкольного образования

 

С введением этой субсидии отмечаем снижение напряженности в очередности в детские сады. Частные сады - хорошая альтернатива муниципальным детским садам и там где добросовестно подошли к решению вопроса, отмечаем качественное оказание услуг. 

Направления использования субсидии при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми не были определены ни Правительством Республики Бурятия, ни Министерством образования и науки Республики.

В  муниципальных правовых актах направления расходов определены в городе Улан-Удэ только в сентябре 2020 года (субсидию получают с 2018 года).

Условия по присмотру и уходу у получателей субсидии значительно различаются.

На слайде вот какие условия созданы, а имеются и другие условия.

Например, деятельность сада по адресу Нижняя Иволга, не осуществлялась, при этом, имеются приказы на зачисление детей именно по этому адресу, табели учета посещаемости детей заполнены также на этот адрес.

Здание на слайде: отопления нет, одинарное стекло на окнах, туалета нет, двор весь зарос травой, не пригоден для приема и прогулок детей.

Образовательная деятельность должна осуществляться в соответствии с лицензией. Например, в городе Улан-Удэ из 151 подразделения, оказывающего услугу по присмотру и уходу, лицензия имелась в 43, без лицензии 108.

В результате дети в частных садах были поставлены в неравные условия по получению услуги дошкольного образования, чем и ущемлены их конституционные права на образование. Мало того, лицензированные организации получали на «прикрепленных» детей субсидию на предоставление дошкольного образования.

Всего Счетной палатой было проверено средств 218 млн.рублей, из 615. (35%)

Министерству образования и науки республики было предложено провести в 2021 году проверки в частных организациях, не охваченных проверкой Счетной палатой, в том числе совместные проверки с Администрацией г. Улан-Удэ.

Отмечаю, что из ответов Министерства и Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ проверки были проведены и не установлены нарушения.

2) При проверке законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований, Счетной палатой неоднократно устанавливались признаки несоответствия имущества, созданного за счет средств республиканского бюджета, качественным характеристикам и потребительским свойствам, предъявляемым к такому имуществу.

Так, по результатам исполнения Представлений Счетной палаты, направленные МО по результатам проверки ремонта автодорог:

- по улицам Кабанская - Декабристов моногорода Селенгинск Кабанского района в 2021 г. подрядчиком произведена заменена бортовых камней тротуаров в количестве 2816 шт, которые были уложены в рамках ремонта и после 9 месяцев эксплуатации имели признаки полного разрушении;

- по ул. Школьная в г. Гусиноозерск Селенгинского района в 2021 г. подрядчиком произведена переделка тротуаров, устроенных в рамках ремонта и не обеспечивающих непрерывность связей элементов пешеходных и транспортных путей, а также свободный доступ для всех людей, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.

По результатам исполнения Представлений Счетной палаты, направленные МО по результатам проверки использования дальневосточной субсидии на приобретение объектов спорта:

- в здании ул. Шевченко для МАУ «Спортивная школа № 4» (Биатлонный комплекс Снежинка) в г. Улан-Удэ продавцом устранены недостатки проданного здания в части инженерных систем, отделки помещений, возмещены расходы, направленные покупателем на противопожарные мероприятия приобретенных зданий; (конец слайда)

- в здании Гиревого центра в с. Онохой продавцом устранены недостатки в части установки приборов учета, что сократило расходы МО на оплату коммунальных услуг с 700 до 300 тыс. руб. в год.

По результатам исполнения Представления Счетной палаты проверки ГАУК РБ «ГРДТ» неиспользуемое более 10 лет кухонное оборудование в количестве 42 ед. балансовой стоимостью 4,5 млн. руб. передано в т.ч. 6-ти бюджетным и автономным учреждения соцзащиты, здравоохранения и культуры РБ (ГАПОУ РБ «Колледж искусств им. П.И. Чайковского», подведомственными учреждениями Минсоцзащиты РБ АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие», ГБУСО «Кабанский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», ГБУСО «Прибайкальский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», АУСО РБ «Посольский дом интернат для престарелых и инвалидов», ГАУЗ «Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В. Ангапова»).

По результатам исполнения Представления Счетной палаты проверки АУ РБ Центр спортивной подготовки утверждены нормативы проживания спортсменов и тренеров в размере 1000 руб. по РБ, за пределами РБ - в размере, установленном программой спортивного мероприятия. Ранее расходы за проживания спортсменам и тренерам возмещались в размере 500 руб. в соответствии с нормой, установленной для госслужащих, остальные расходы осуществлялись за спортсменами свой счет.

3) По проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на общеобразовательную школу на 450 мест в п. Нижние Тальцы Заиграевского района Республики Бурятия


ГКУ РБ «УКС ПРБ» по объекту «Общеобразовательная школа на 450 мест в п. Нижние Тальцы Заиграевского района Республики Бурятия» заключено 20 государственных контрактов  на сумму 479 547,1 тыс.руб.

При проведении проверки объем проверенных средств составил 479 567,1 тыс.руб., выявлено нарушений законодательства на сумму 44 243,7 тыс.руб., устранено финансовых нарушений на сумму 43 603,1 тыс.руб., в том числе возмещено финансовыми средствами на сумму 5 541,8 тыс.руб.

Экономия средств в размере  20,0 тыс.руб. сформировалась в 2019 году.

В ходе контрольного мероприятия выявлены факты несвоевременного оказания услуг и поставки товаров (оборудования) контрагентами по 13 государственным контрактам, с нарушениями  сроков от 26 дней до 146 дней.

Выявлены факты несвоевременной оплаты ГКУ РБ «УКС ПРБ» выполненных работ (оказанных услуг) по 9 государственным контрактам,  с нарушениями сроков от 3 до 82 рабочих дней.

При проверке исполнения государственного контракта от 08.07.2019 № 0102200001619002383, заключенному с ООО «Шелковый путь», выявлены 24 нарушения на общую сумму 44 234,7 тыс. руб., в том числе:

- 13 нарушений по принятым к оплате невыполненным работам, а также не примененным материалам на общую сумму  6 578,9 тыс.руб.;

- 1 нарушение по применению материала без маркировки, неизвестного производителя на сумму 404,9 тыс.руб.;

- 9 нарушений по завышению стоимости затрат, выполненных работ и примененных материалов на общую сумму 30 131,7 тыс.руб.;

- 1 нарушение по приемке завышенных объемов выполненных работ на сумму 7 119,1 тыс.руб.  

Выявлены признаки неэффективности (неэкономности) расходования бюджетных средств на сумму более 35 млн. руб., при возможности выкупа  земельного участка на возвышенности (предлагаемая цена выкупа около 33 млн. руб.),  выбран участок в низменности, что привело к корректировке строительной площадки и дополнительным расходам на устройство насыпи и иные дополнительные гидрозащитные меры (более 68 млн. руб.).

Заказчиком без согласования с Правительством Республики Бурятия принято решение об уменьшении размеров спортивного ядра школы, уменьшении площади благоустройства.

В нарушение условий соглашения от 21.01.2020 № 003-11/С-2020/У разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено 13.11.2020 позже установленного срока (октябрь 2020 года).

По результатам проверки Счетной палатой Республики Бурятия направлена соответствующая информация в Прокуратуру Республики Бурятия и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Бурятия.

Во исполнение рекомендаций и представления Счетной палаты Республики Бурятия:

1.    Устранено нарушений на сумму 43 603,1 тыс.руб. или 98,6%  от суммы выявленных нарушений;

2.    Министерством строительства и модернизации ЖКК РБ приказом от 02.08.2021 № 06-ПР144 утвержден Порядок взаимодействия субъектов при согласовании выбора земельного участка под размещение объектов;

3.    ГКУ РБ «УКС ПРБ»:

- проведена работа с ответственными должностными лицами по недопущению выявленных нарушений;

- в 2021 году введена система двухэтапного проектирования;

- проведена претензионная работа с подрядчиками, в том числе ООО «Шелковый путь».

4.    Подрядчик ООО «Шелковый путь»:

- возместил денежные средства в размере 5 541,8 тыс.руб. (по результатам претензионной работы ГКУ РБ «УКС ПРБ»); 

- выполнил в спортзале школы устройство 361 м2 защитной сетки стоимостью 7,3 тыс.руб.;

-  произвел замену линолеума на токопроводящий линолеум в кабинете информатики и помещении связи, устранив разницу в цене в размере 224 тыс.руб.;

- выполнил подготовку почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см. на сумму 3006,0 тыс.руб.

- выполнил посев газона вручную на сумму 631,6 тыс.руб.;

4) В постоянной зоне внимания Счетной палаты РБ находится вопрос эффективности бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства.

В 2021г. было проведено 2 контрольных мероприятия в Минсельхозпроде РБ, проверялась эффективность расходования нескольких субсидий в растениеводстве и субсидий на приобретение молодняка сельхозживотных.

Ввиду несовершенства Порядков предоставления субсидий выявлены случаи субсидирования расходов на приобретение молодняка племенным организациям, которые в том же году реализовывали молодняк этой же породы и возраста, в большинстве случаев за пределы республики. Сумма неэффективно предоставленных субсидий составила 8,6 млн. руб.

В результате ненадлежащего контроля одному из получателей предоставлена субсидия на приобретение племенных телок по «повышенной» ставке – 90% от затрат, для применения которой нужно было соблюсти условие – создать животноводческую ферму, являющуюся объектом капитального строительства. Министерство приняло документы на дощатый сарай-навес, выданные Администрацией района, ущерб республиканскому бюджету составил 2,9 млн. руб.

В период с 2017-2020г. у значительной части получателей субсидий на приобретение молодняка не подтверждалось перемещение скота Ветеринарными сопроводительными документами, что несло риски занесения заразных болезней на территорию республики.

Контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2017-2020 годах»


В 2021г. проведена проверка подпрограммы «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения».

По результатам проверки отмечался формальный подход Минприроды РБ при принятии результатов работ, предусмотренных госконтрактом на проведение мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов. Работа принималась без предусмотренных госконтрактом фотоматериалов, подтверждающих визуальное обнаружение и следов деятельности животных, что ставит под сомнение полноту их проведения.

Установлено, что обрывочное, непоследовательное финансирование мероприятий по ведению Красной книги РБ не дает полную картину состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов. За все время реализации подпрограммы с 2013г. государственный учет объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РБ, не проводился ни разу, что несет риски низкого качества ожидаемого в 2023 году переиздания Красной книги РБ.

По результатам проведенной проверки установлено, что Министерством в 2018-2020гг исполнение индикаторов подпрограммы обеспечивалось «на бумаге», путем внесения в отчеты об исполнении госпрограммы данных, совпадающих с установленными плановыми значениями.