Результат экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности оказания государственной поддержки сельским товаропроизводителям в рамках государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия»

07.07.2017

30 июня  2017 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрен результат экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности оказания государственной поддержки сельским товаропроизводителям в рамках государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия». Исследуемый период 2014-2016гг.

С докладом выступил аудитор Евгений Убеев.

На коллегии отмечалось следующее.

Инструментом регулирования агропромышленной политики Республики Бурятия является Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия". Целью Госпрограммы является повышение эффективности производства продукции агропромышленного комплекса и уровня жизни сельского населения в Республике Бурятия.

Объем господдержки сельхозтоваропроизводителей за период 2014-2016 годы составил 2758578,8 тыс. руб.  Наблюдается увеличение объема господдержки в 2016г. по отношению к базовому 2013 году на 13,6%. Данный рост обеспечен в большей степени увеличением средств из республиканского бюджета (+ 65,5 млн. руб. или 127,9%), чем из федерального (+ 30,1 млн. руб. или 106,5%).

На каждый рубль средств республиканского бюджета в среднем за три года приходилось 1,61 рубля средств федерального бюджета. При этом наблюдается тенденция снижения данного соотношения в сравнении с 2013 годом. Так, если в 2013г. соотношение составляло 1,98, то в 2014, 2015, 2016 годах оно составило, соответственно, 1,97; 1,30; 1,65.

Следует отметить, что система предоставления и распределения федеральных субсидий не позволяет регионам самостоятельно определять направления финансирования отраслей сельского хозяйства с учетом региональных особенностей и приоритетов.

За период 2014-2016гг. объем не освоенных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ бюджетных назначений составил 62650,9 тыс. руб., в т.ч. в 2014г. – 21504,5 тыс. руб., в 2015г. – 41098,5 тыс. руб., в 2016г. 47,931 тыс. руб., что составляет 2,27% от общего объема государственной поддержки, предоставленной сельхозтоваропроизводителям за 3 года.

Таким образом, в 2014, 2015 годах имело место низкое качество планирования и освоения бюджетных средств (в основном по направлению кредитования). Вместе с тем, наблюдается положительная динамика освоения бюджетных ассигнований, предусмотренных Минсельхозпроду РБ. Так, в 2016 году освоено 99,9% бюджетных назначений, при 96,8% за 2014 год.

Удельный вес бюджетных расходов на реализацию Госпрограммы в области сельского хозяйства, в общем объеме расходов бюджета в Республике Бурятия составил в 2016г. 2,32%, что является одним из самых низких значений среди регионов СФО, наряду с Забайкальским краем. Более низкое соотношение наблюдается только в Кемеровской области (1,23%). Наибольшее соотношение наблюдается в Республике Алтай (5,3%), Томской области (3,93%), Алтайском крае (4,71%), Республике Хакасия (3,76%).

По объему привлеченных средств из федерального бюджета в абсолютных значениях на софинансирование мероприятий в рамках госпрограмм в 2013-2017гг. Республика Бурятия стабильно располагается на 8-9 месте среди 12 субъектов СФО.

В 2014-2016гг. сельскохозяйственные товаропроизводители республики были вынуждены работать в условиях засухи. В связи с засухой был введен режим «Чрезвычайная ситуация» в 2014г. в 8 районах, в 2015г. – в 18 районах, в 2016г. – в 14 районах. Были списаны значительные площади посевов сельскохозяйственных культур – от 13,5% до 52,3% от общей посевной площади. 2012 год был единственным периодом, за последние 5 лет, когда в республике не была зафиксирована почвенная засуха.

В результате в анализируемом периоде произошло значительное ухудшение по ряду показателей в сельском хозяйстве, прежде всего в растениеводстве,  что повлияло на низкую оценку эффективности реализации подпрограмм, входящих в состав Госпрограммы в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РБ №500 от 27.09.2011г. Так, оценку недостаточно эффективная или неэффективная по итогам 2014г. получила 1 подпрограмма ("Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия") из  9. Два года подряд в 2015, 2016гг. низкую оценку получила реализация основных подпрограмм - «Развитие подотрасли растениеводства» и «Развитие подотрасли животноводства».  По итогам 2016г. Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия", в соответствии с Методикой оценена как «недостаточно эффективная».

Учитывая, что корректировка значений индикаторов проводилась Министерством в конце года, недостижение плановых значений индикаторов госпрограммы свидетельствуют о низком качестве планирования индикаторов и анализа текущей ситуации Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ.

Основным недостатком Методики является отсутствие оценки достижения индикаторов в динамике, оценка основывается на степени достижения плановых значений индикаторов за отчетный год.

При этом по степени достижения ожидаемых результатов реализации Госпрограммы наблюдается серьезное отставание.

Так, Госпрограммой установлены следующие ожидаемые результаты реализации Госпрограммы:

Достижение в 2020 году к уровню 2012 года:

- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 15,3 процента, пищевых продуктов - на 18,1 процента;

- рост среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 1,9 раза.

По итогам реализации госпрограммы за 2014-2016гг. по данным показателям достигнуты следующие значения:

- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2016 году по отношению к 2012 году составило (-) 1,14% процента, то есть произошло снижение на 1,14% к уровню 2012г.; пищевых продуктов  –  увеличение на 0,14% процента или 0,77% от ожидаемого результата к 2020г.

- рост среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства (без СМП)  в 1,55 раза или 81,6% от ожидаемого результата к 2020г. (16500 руб. в 2016г., 10648 руб. в 2012 г.).

Прогнозный прирост производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2020г. к 2012г., рассчитанный путем применения значений индикатора «Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах)» с 2017 по 2020г., установленных в Госпрограмме, составит 2,3%.

Таким образом, реальность достижения намеченных ожидаемых результатов реализации Госпрограммы к 2020 году по увеличению производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) и  по увеличению производства пищевых продуктов сомнительна. По итогам 3 лет реализации госпрограммы произошло снижение в сопоставимых ценах производства продукции сельского хозяйства на 1,14%, увеличение производства пищевых продуктов на 0,14% к уровню 2012г.

Пунктом 2.3. «Ожидаемые результаты Госпрограммы» установлено, что Реализация Государственной программы направлена на достижение основных показателей, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. В то же время в действующей редакции Госпрограммы отсутствуют показатели обеспеченности республики основными видами продукции сельского хозяйства.

В анализируемом периоде наблюдается значительное сокращение количества хозяйствующих субъектов по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство» по данным государственной статистики. Так, количество сельскохозяйственных организаций уменьшилось с 635 ед. в 2013г. до 491 ед. в 2016г., или на 22,7%. Количество индивидуальных предпринимателей снизилось с 3060 ед. в 2013г. до 1806 ед. в 2016г. или в 1,7 раза. Указанные изменения отчасти могут являться следствием укрупнения хозяйствующих субъектов, ликвидации неэффективных хозяйств, числящихся «на бумаге».

Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Республики Бурятия в 2016г. (в действующих ценах) составила 19,1 млрд. руб. (предварительные статданные), что больше уровня 2013г. на 34,5%. Доля производства Республики Бурятия в общем объеме производства в РФ и СФО незначительна и составила, соответственно, 0,34% и 2,84%. Продукция животноводства росла более быстрыми темпами – на 42,2%, чем продукция растениеводства – на 21,8%.

На снижение производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в Республике Бурятия к уровню 2012г. на 1,14% повлияло снижение производства в категории хозяйств населения на 3,4%. В сельскохозяйственных организациях, К(Ф)Х и ИП за этот период наблюдается рост производства (в сопоставимых ценах), соответственно, на 27,4% и 1,1%. Этого роста, учитывая высокую концентрацию производства в ЛПХ, оказалось недостаточно для обеспечения роста в целом.

Ежегодно продолжающаяся засуха предопределила увеличение доли продукции животноводства с 62% в 2013г. до 65,6% в 2016г. (в хозяйствах всех категорий). Наибольшее увеличение доли продукции животноводства наблюдается в категории «сельскохозяйственные организации» с 57,4% в 2013г. до 77,6% в 2016г. в общей структуре производства, что объясняется концентрацией в сельхозорганизациях производства зерновых культур, наиболее зависимых от погодных условий.

За период 2013-2016гг. наблюдается опережающий рост производства продукции сельского хозяйства по категориям сельскохозяйственные организации (144,7%) и крестьянские (фермерские хозяйства и ИП (146,6%) над категорией хозяйств населения – 130,2%, что привело к увеличению доли производства в сельхозорганизациях с 24,6% в 2013г. до 26,4% в 2016г. При этом основное производство валовой продукции по-прежнему сконцентрировано в хозяйствах населения – 68,7%.

Наблюдается опережающий темп роста производства продукции в расчете на 1 рубль господдержки в категории СХО, КФХ и ИП – 127,1% к 2013 году над аналогичным показателем в хозяйствах всех категорий – 118,8%. Среднее значение произведенной продукции на рубль господдержки за 2014-2016гг. составило: в хозяйствах всех категорий - 23,9 руб.; в СХО, КФХ и ИП – 7,5 руб. При этом отсутствует какая-либо зависимость объема производимой валовой продукции от объемов предоставляемых субсидий. Государственная поддержка агропромышленного комплекса Республики Бурятия фактически сводится к одному – поддержанию доходности сельскохозяйственных организаций и конкурентоспособности производимой продукции.

Динамика общепрограммного индикатора Госпрограммы «Объем отгрузки по виду деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки» положительная и характеризуется высокими темпами роста. Так, в 2016г. объем отгрузки в действующих ценах составил 9743,0 млн. руб., или 143,6% к уроню 2013г. При этом, как отмечалось выше, увеличение производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2016г. составило всего 0,14% к уровню 2012г.

Среднемесячная заработная плата в пищевой промышленности выросла незначительно к уровню 2013г. – на 5,8% и снизилась к уровню 2014г. (21008,9 руб.) на 0,63% и составила в 2016г. 20876,5 руб. При этом наметилась тенденция снижения численности занятых в пищевой промышленности с 4664 чел. в 2013г. до 3771 чел. в 2016г. или на 19,1%.

В 2013-2016 гг. в Республике Бурятия наблюдается ежегодное снижение объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве. В 2016г. объем составил по данным Минсельхозпрода РБ 158,0 млн. руб., что меньше уровня 2013г. в 7 раз, на фоне роста по Российской Федерации за тот же период на 10,3% и снижения по Сибирскому федеральному округу на 10,4% (2015г. к 2013г.). Одна из причин резкого снижения – высокая база 2013 года, в котором еще реализовывались инвестиционные проекты ЗАО «Свинокомплекс Восточно-Сибирский», ОАО «Молоко Бурятия».

В 2016г. на один рубль продукции сельского хозяйства селькохозяйственных организаций по Республике Бурятия приходилось 0,03 руб. инвестиций в основной капитал, при 0,21 руб. в среднем по Российской Федерации. Отставание – в 7 раз.

Сложилась устойчивая тенденция снижения инвестиционной привлекательности отрасли АПК в Республике Бурятия. На снижение инвестиций также оказывают влияние кризисные явления, труднодоступность кредитов, платежеспособность сельскохозяйственных организаций.  Дальнейшее снижение объема инвестиций в основной капитал может привести к увеличению себестоимости производства продукции сельского хозяйства и снижению ее конкурентоспособности, а также создает риски недостижения цели Госпрограммы - повышение эффективности производства продукции агропромышленного комплекса.

За анализируемый период по данным отчета 1-НОМ наблюдается положительная динамика поступлений налогов и сборов от налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является «сельское хозяйство». Объем поступлений в 2016г. составил 177,7 млн. руб. что выше уровня 2013г. на 70,4% при росте в СФО на 83,4%. Отмечается снижение поступлений по налогу на имущество, транспортному налогу и налогу на прибыль.

За период 2013-2016гг. при снижающемся количестве СХО и индивидуальных предпринимателей по виду экономической деятельности «сельское хозяйство» наблюдается снижение среднегодовой численности работников сельскохозяйственных организаций (представивших бухгалтерскую отчетность) с 3174 чел. в 2013г. до 2174 чел. в 2016г., снижение к 2013г. на 30,9%. При этом среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве ежегодно растет и составила 16500 руб. в 2016г., что выше уровня 2013г. на 55% или 53,2% от среднемесячной заработной платы по Республике Бурятия по состоянию на ноябрь 2016г. (30987,6 тыс. руб.).

Численность сельского населения на 1 января 2017 года составила 404,4 тыс. человек или 41,1% в общей численности населения республики. Наблюдается отставание темпов роста численности сельского населения от общей численности населения республики на 0,2 п.п. и городского населения на 0,4 п.п. При этом следует отметить, что рост численности сельского населения в последние годы обеспечивается за счет роста населения в пригородных районах, в то время как по остальным районам наблюдается тенденция к снижению численности населения. Так, в 2014-2016гг. увеличение численности наблюдалось лишь в трех сельских районах: Иволгинском (114,8% к 2014г.), Тарбагатайском (110,2% к 2014г.), Заиграевском (101,6% к 2014г.). Наибольший отток населения наблюдается в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

Численность сельского населения за исключением численности трех вышеуказанных пригородных районов за указанный период сократилась на 3,5% или на 10700 человек, что сопоставимо с численностью населения всего Муйского района.

Миграционный отток населения создает дополнительные трудности с обеспечением отрасли сельского хозяйства квалифицированными кадрами.

Согласно данным сводной отчетности сельскохозяйственных организаций, представляемой в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ, наблюдается высокая зависимость результатов деятельности сельхозорганизаций от предоставляемой господдержки. Так, в 2013-2016гг. без учета господдержки предприятия работали нерентабельно, за исключением 2014 года. Совокупная прибыль (+), убыток (-) предприятий в 2013-2016гг. составили, соответственно, (-)182,6; (+) 314,7; (-)186,3; (-) 198,0 млн. руб.

Наблюдается ежегодное снижение уровня рентабельности хозяйств – с 12,8% в 2013г. до 8,7% в 2016г. Увеличение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средства в динамике говорит о некотором улучшении финансовой устойчивости предприятий отрасли, вместе с тем, он остается отрицательным (-0,41) и существенно отстает от рекомендуемого значения (+0,1).  Финансовая устойчивость сельхозорганизаций остается минимальной.

Растениеводство.

Если в 2012г. республика полностью обеспечивала потребности населения и производства в картофеле – 108,2%, то в 2015г. обеспеченность картофелем составила уже 84,6%. При этом потребности покрывались за счет ввоза из-за пределов республики, который увеличился в 2015г. к 2012г. в 3,3 раза и составил 10 тыс. тонн, или 7,5% от всего произведенного в республике картофеля, что более чем в 2 раза превышает объемы произведенного в 2015г. картофеля фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями республики.

Сальдо между ввозом и вывозом составило по картофелю в 2013г. (-) 0,4тыс. тн, увеличившись в 2015г. до 8,7 тыс. тн. По овощам в 2013г. составило 20,6 тыс. тн, снизившись в 2015г. до 18 тыс. тн.

По овощам также наблюдается снижение обеспеченности потребностей населения и производства с 82,7% в 2012г. до 76,7% в 2015г. Потребность в овощах в 2012г. на 30,2% обеспечивалась за счет ввоза из-за пределов республики, в 2015г. – на 24,8%. В 2015г. в республику ввезено 18,1 тыс. тонн овощей. Сальдо между ввозом и вывозом составило по овощам в 2013г. составило 20,6 тыс. тн, снизившись в 2015г. до 18 тыс. тн.

Таким образом, объем рынка, который возможно дополнительно заместить собственным производством, составил по итогам 2015 года по картофелю 24,3 тыс. тн, по овощам 17 тыс. тн.

Согласно статистическим данным, в Республике Бурятия наблюдается 10-процентное сокращение всей посевной площади к уровню 2013г. – 163 тыс. га при 146,6 тыс. га в 2016г. Наибольшее снижение (на 18,5%) отмечается по зерновым и зернобобовым культурам, наиболее подверженным влиянию засухи, с 92,6 тыс. га в 2013г. до 75,5 тыс. га на фоне увеличения по СФО на 0,9%. Отмечается также значительное (на 26,7%) сокращение посевных площадей картофеля у СХО, КФХ и ИП, при снижении площадей в хозяйствах всех категорий на 3,1%.

Схожая динамика наблюдается и по посевным площадям овощных культур. Так, в категориях СХО, КФХ и ИП допущено сокращение площадей на 28,6% к уровню 2013г. при снижении всех площадей на 4,8%.

Ежегодная засуха оказала наибольшее влияние на сборы зерновых и зернобобовых культур. Так, их сбор снизился с 112,6 тыс. тн в 2013г. до 332,9 тыс. тн в 2016г. или в 3,4 раза. В сельхозорганизациях снижение сбора зерновых произошло в 4,2 раза, с 92,8 тыс. тн до 21,9 тыс. тн. Наименьший сбор зерна в сельхозорганизациях зафиксирован в 2015г. 15,6 тыс. цн.

Сбор картофеля по республике снизился на 3% к 2013г., в СХО на 20,5%, в КФХ и ИП вырос на 24%.

Сбор овощей снизился к 2013г. на 4,7%, в СХО на 30,9%, в КФХ и ИП увеличение на 24,0%.

На фоне значительного снижения сбора сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях отмечается его рост в категории КФХ и ИП по всем культурам, за исключением зерновых и зернобобовых культур. Таким образом, отмечается меньшая зависимость результатов производственной деятельности фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей от почвенной засухи последних лет.

По урожайности зерновых и зернобобовых культур со значением 10,1 цн/га в 2016г. Республика Бурятия значительно уступает не только среднему значению по РФ (26,2 цн/га) и СФО (15,4 цн/га), но и соседнему Забайкальскому краю (12,2 цн/га). Отмечается динамика снижения урожайности зерновых культур – на 18,5% к уровню 2013г. Снижение урожайности вследствие засухи приводит к снижению привлекательности возделывания этой культуры и сокращению посевных площадей. Самая низкая урожайность наблюдается в наиболее неблагоприятном 2015 году – 7,7 цн/га на фоне 14,4 цн/га по СФО и 11,1 цн/га в Забайкальском крае в тот же период.

По урожайности картофеля ситуация более благоприятная как в динамике (+1,6%), так и в абсолютных значениях – урожайность намного выше, чем Забайкальском крае, но ниже, чем по СФО на 16,5% и составила в 2016г. 124,9 цн/га. Картофелеводство в республике наименее подвержено влиянию засухи.

Урожайность овощных культур (275,9 цн/га в 2016г.) в Республике Бурятия в 2 раза выше, чем в Забайкальском крае, на 14% больше среднего значения по СФО и на 21,8% больше, чем в среднем по РФ и имеет положительную динамику, независимо от засухи.

Сельскохозяйственными организациями Республики Бурятия обеспечиваются сравнительно высокие показатели внесения минеральных и органических удобрений, наблюдается положительная динамика.

По внесению органических и минеральных удобрений за анализируемый период наблюдается существенный рост к допрограммному уровню по посевам картофеля и овощей, что позволило достичь сравнительно высокую урожайность данных культур. Вместе с тем, наблюдается отставание по внесению удобрений на посевах зерновых и зернобобовых культур. Минеральных удобрений в 2016г. было внесено 10,6 кг/га, что меньше чем в среднем по СФО и РФ в 1,4 раза и в 5 раз, соответственно, но больше, чем в Забайкальском крае в 3,75 раза.

Одним из эффективных и проверенных методов смягчения влияния засухи являются мероприятия по подъему чистых паров под урожай будущего года, что способствует эффективному накоплению и сохранению влаги в почве.

За период 2013-2016гг. наблюдается снижение как площади подготовки чистых паров на 20,3%, так и доли чистых паров в посевной площади зерновых и зернобобовых культур на 2,4%. Так, в 2016г. площадь чистых паров составила 24,3 тыс. га или 32,1% от общей посевной площади. Одной из причин является высокая стоимость таких мероприятий. За период 2014-2016гг. на мероприятия по подъему чистых паров сельскохозяйственными организациями было израсходовано 130,6 млн. руб. Ежегодно  хозяйства расходуют свыше 40 млн. руб. на подготовку чистых паров, что приводит к удорожанию производства зерновых и зернобобовых культур.

В Забайкальском крае площадь чистых паров составляла от 99,2 до 93 тыс. га, что в 3,3 – 3,8 раза больше, чем Республике Бурятия. Доля площади чистых паров в посевной площади зерновых культур составляет 70%. Соответственно, урожайность зерновых и зернобобовых культур у соседнего региона была выше, чем в Республике Бурятия по зерновым культурам на 20,8 - 44,2%. Причем наибольшая разница в урожайности 44,2% отмечается в наиболее засушливом 2015 году – 7,7  цн/га в РБ при 11,1 цн/га.

Следует отметить, что в Республике Бурятия отсутствовали меры государственной поддержки по компенсации расходов на подготовку чистых паров, в то время как в Забайкальском крае на эти цели ежегодно направлялась субсидия из федерального и регионального бюджета – от 71,8 до 84,3 млн. руб. из них доля федеральных средств составляла до 94,9%.

Госпрограммой (в ред. на 31.12.2016г.) были установлены следующие ожидаемые результаты реализации подпрограммы растениеводства - достижение к 2020 году следующих целевых показателей к уровню 2012г.:

- рост продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 7,5%;

- доведение объемов производства зерновых и зернобобовых культур до 93,7 тыс. тонн, хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами - до 2,05 тыс. тонн, муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них - до 1,3 тыс. тонн.

По итогам реализации Госпрограммы за период 2014-2016гг. по данным показателям достигнуты следующие значения:

- произошло снижение продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 24,5% к уровню 2012г.;

- объем производства зерновых и зернобобовых культур доведен до значения 33,3 тыс. тн в 2016г., или 35,5% от ожидаемого результата к 2020г.;

- объем производства хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами доведен до 1,72 тыс. тн, или 83,9% от ожидаемого результата к 2020г.;

- объем производства муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур доведен до 1,1 тыс. тн, или 84,6%.

Исходя из достигнутых результатов за 2014-2016г. и индексов производства продукции растениеводства, установленных в Госпрограмме на 2017-2020гг. производство продукции растениеводства в республике к 2020г. снизится на 21,4% к уровню 2012г. в сопоставимых ценах.

На один рубль предоставленной господдержки в отрасли растениеводства в Республике Бурятия приходилось от 13,4 руб. в 2013г. до 12,8 руб. в 2016г. произведенной продукции растениеводства (в СХО, КФХ и ИП). Наблюдается снижение данного соотношения на 4,5%. Данное соотношение в Республике Бурятия значительно выше, чем в соседнем Забайкальском крае (10,0 руб. на рубль субсидий в 2016г.). Что позволяет сделать вывод о большей результативности предоставляемых субсидий в области растениеводства в Республике Бурятия (в СХО, КФХ и ИП), чем в Забайкальском крае.

Отмечается увеличение недостигнутых плановых значений посевных площадей, предусмотренных в соглашениях с хозяйствами при предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки. Если в 2014г. объем недостигнутых плановых показателей составил 5,3 тыс. га, то в 2016г. уже 10,9 тыс. га, рост в 20,6 раза, что явилось одной из причин сокращения посевных площадей по республике. В случае если сельхозтоваропроизводителями в 2014-2016гг. были бы исполнены показатели результативности, установленные соглашениями, посевная площадь по Республике Бурятия была бы сохранена и составила 157,7, 158,3, 157,5 тыс. га в 2014, 2015, 2016гг. соответственно.

Минсельхозпродом РБ в 2015, 2016гг. допускалось нарушение п. 21.1. Порядка, заключавшееся в предоставлении субсидии 4 хозяйствам, допустившим сокращение посевных площадей на сумму 9152,4 тыс. руб., в 2016г. 1 хозяйству на сумму 7606,55 тыс. руб. Кроме того, выявлены случаи установления в соглашениях с хозяйствами плановых значений посевных площадей в 2015г. ниже, чем было фактически ими достигнуто по двум хозяйствам, что оказало влияние на снижение посевных площадей.

За исключением изложенных замечаний, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ в анализируемом периоде обеспечен 100-процентный уровень освоения выделенных бюджетных средств, грубых и систематических нарушений законодательства, порядков предоставления не наблюдается.

Таким образом, несмотря на увеличение посевных площадей, охваченных субсидией, на 11,7% 2016 к 2014г., произошло снижение этого показателя в целом по республике на 3,8% за тот же период, а в категории СХО, КФХ и ИП на 10,1% (с 147,6 тыс. га до 132,7 тыс. га). Указанные изменения происходили на фоне снижения общего объема субсидии на оказание несвязанной поддержки на 15,6%.

Снижение посевных площадей помимо прямого негативного эффекта привело к снижению объема субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки.

Необходимо отметить, что при заключении соглашений с получателями хозяйств Минсельхозпрод РБ ограничивается лишь одним показателем результативности – сохранение или увеличение посевных площадей, имеющим опосредованное влияние на индикаторы Госпрограммы «валовая продукция сельского хозяйства», «индекс производства продукции сельского хозяйства», «индекс производства продукции растениеводства», «производство зерновых и зернобобовых культур», «среднемесячная заработная плата». Таким образом, не созданы стимулирующие меры по увеличению эффективности производства продукции растениеводства получателями субсидии.

При предоставлении субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян Минсельхозпрод РБ также ограничивался лишь одним показателем результативности – сохранение площадей, засеваемых элитными семенами, имеющим опосредованное влияние на индикаторы Госпрограммы, не созданы стимулирующие меры по увеличению эффективности производства продукции растениеводства получателями субсидии.

В целом, учитывая изложенное, можно сделать вывод, что наблюдается тенденция снижения привлекательности земледелия в Республике Бурятия, что в свою очередь вызвано неблагоприятными климатическими условиями ряда последних лет, низкой технической обеспеченностью, низкой долей мелиорируемых и орошаемых угодий, ведущими к снижению урожайности и рентабельности, особенно в производстве зерновых и зернобобовых культур. Предоставляемые меры господдержки не способствуют не только модернизации и повышению эффективности производства, но и простому воспроизводству продукции растениеводства. По сути, меры господдержки способствуют лишь компенсации части текущих производственных затрат. По данным сводной отчетности удельный вес субсидий в затратах на производство продукции растениеводства в сельскохозяйственных организациях РБ составляет 12%. При этом, следует учитывать, что есть отдельные примеры эффективных хозяйств.

Техническая обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Бурятия.

Для обеспечения технической и технологической модернизации производства, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в составе Госпрограммы предусмотрена Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие ".

В 2014-2016гг. по всем индикаторам подпрограммы наблюдается исполнение плановых значений индикаторов. Установлено, что показатели результативности, закрепленные в соглашениях о предоставлении субсидий «сохранение/увеличение посевных площадей» не соответствуют ни индикаторам Госпрограммы, ни индикаторам подпрограммы ««Коэффициент технической готовности машинно-тракторного парка».

Всего за период 2015 - 2016гг. по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» хозяйствами приобретено 4 комплекта навигационного оборудования, 1 комплект капельной ленты, 28 единицы техники и оборудования, в том числе 8 комбайнов, 2 трактора, 3 почвообрабатывающих агрегата, 3 сеялки, 2 бороны, по 1 единицы оросительной машины, картофелесортировочного пункта, дискатора, плуга, культиватора, 1 посевной комплекс, 2 машины для очистки зерна. Произведена компенсация первоначального лизингового платежа ОАО «Молоко Бурятии» в размере 72227,728 тыс. руб. Общий объем предоставленной господдержки по подпрограмме составил  109677,9 тыс. руб. предоставлены бюджетные средства из республиканского бюджета.

Предоставленная господдержка по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитии», ввиду незначительности ее финансирования, не позволила улучшить показатели обеспеченности сельскохозяйственной техникой и оборудованием сельскохозяйственных организаций в целом по республике.

Так, обеспеченность тракторами на 1000 га пашни (1,3ед.) продолжала снижаться, в 2016г. отставание по этому показателю составило от СФО в 1,9 раз (2,5 ед.), от РФ в 2,5 раз (3,3 ед.), от Забайкальского края в 6 раз (7,8). Нагрузка пашни на 1 трактор продолжает увеличиваться и составила в 2016г. 763 га, что выше, чем в СФО в 1,9 раза (405 га), в РФ в 2,5 раза (305 га), в Забайкальском крае в 6 раз (127 га).

Нагрузку на 1 зерноуборочный комбайн благодаря господдержке удалось снизить  с 479 га в 2015г. до 415 га в 2016г., что ниже, чем в РФ на 2,4% (425 га), чем в СФО на 12,2% (473 га), но выше, чем в Забайкальском крае в 2,1 раза (202 га).

За 2013-2016гг. поступило 22 ед. новых комбайнов, было списано 66 ед. или в 3 раза больше.

Таким образом, нагрузка на 1 трактор в Республике Бурятия превышает нормативную нагрузку (70 га) в 10,9 раз, нагрузка на 1 зерноуборочный комбайн превышает нормативную (230 га) в 1,8 раза, что приводит к их повышенному износу. Следует отметить, что в каждом конкретном хозяйстве в зависимости от финансовых возможностей, разная степень обеспеченности техникой.

Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия».

Всего в раках подпрограммы предоставлено субсидий за 2014-2016гг. на сумму 63057,0 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета 38728,0 тыс. руб., из республиканского 24329,0 тыс. руб.

Следует отметить позитивную динамку привлечения федеральных субсидий на финансирование подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения», что особенно актуально для Республики Бурятия, учитывая засуху последних лет. Субсидии распределяются по результатам конкурсного отбора региональных госпрограмм. Так, объем федеральных субсидий возрос с 4660,0 тыс. руб. в 2013г. до 10550,0 тыс. руб. в 2016г. На 2017г. объем субсидии из федерального бюджета составляет 69595,5 тыс. руб. – это наибольшее значение среди регионов СФО.

В 2016г. в составе подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия» установлено только 2 индикатора, выполненные на 100%. При этом, индикатор «Прирост объема производства продукции растениеводства на землях сельскохозяйственного назначения за счет реализации мероприятий подпрограммы», наиболее объективно отражающий эффективность предоставленных мер господдержки, исключен с 2016 года.

Исходя из оставшихся индикаторов «Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования» и «Вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ» невозможно определить эффективность как самой подпрограммы, так и результативность предоставляемых субсидий.

Всего по итогам реализации подпрограммы введено в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем 1409 га, что составляет 0,96% от всей посевной площади республики в 2016г.

Животноводство.

Государственная поддержка животноводства осуществлялась в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» (далее – Подпрограмма).

Общий объем предоставленной господдержки отрасли животноводства в 2016г. составил 445652,8 тыс. руб., что выше уровня 2013г. на 6,8%. При этом по федеральному бюджету наблюдается снижение к 2013г. на 12,5%., по республиканскому бюджету за этот же период рост составил 156,2% к 2013г. Общий объем финансирования подпрограммы составил 56,4% от общего объема предоставленной господдержки в 2014-2016гг.

Подпрограмма согласно Методике оценена в 2014г. как высокоэффективная, в 2015, 2016гг. как неэффективная.

Государственной программой были установлены следующие ожидаемые результаты реализации мероприятий в животноводстве к 2020 году (в действующей редакции):

- увеличение объемов производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к уровню 2013 года на 7,8%;

- увеличение объемов производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) до 74,0 тыс. тонн.

По итогам реализации Госпрограммы за период 2014-2016г. достигнуты следующие показатели:

- увеличение объемов производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к уровню 2013 года на 7,23% или 92,7% от ожидаемого результата к 2020г.

- производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) 68,6 тыс. тонн или 92,7% от ожидаемого результата к 2020г.

Таким образом, достигнутые результаты реализации госпрограммы по направлению животноводства в 2014-2016гг. позволяют сделать вывод о достижимости планируемых ожидаемых результатов в животноводстве.

Основной целью Подпрограммы являлось повышение уровня обеспеченности населения продукцией животноводства и продуктов ее переработки. При этом в подпрограмме отсутствовали индикаторы обеспеченности продукцией животноводства.

Обеспеченность мясом в республике увеличилась в 2015г. к 2013г. на 30,5% и составила в 2015г. 66,9%. Часть потребности республики обеспечивается за счет ввоза мяса из-за ее пределов, в 2015г. ввезено 31,3 тыс. тн или 71,6% от всего объема произведенного в республике мяса.

По молоку наблюдается снижение обеспеченности даже на фоне снижения личного потребления населением на 6,3%. Так, обеспеченность молоком в республике в 2015г. составила 75,4% или 96,3% к уровню 2013г. Ввоз молока в Республику Бурятия снизился в 2016г. к уровню 2013г. на 4,3% и составил 71,5 тыс. тн.

Обеспеченность яйцом за 3 года увеличилась на 14,7% и составила в 2015 г. 41,1%. В республику ввозится яиц больше, чем производится. В 2015г. при производстве 84,8 млн. шт было ввезено 146,8 млн. штук. Динамика ввоза яиц в республику (120,2% к 2013г.) опережает динамику производства (117,1% к 2013г.).

Таким образом, объем рынка мяса, который можно заместить собственным производством составляет 21,6 тыс. тн, по молоку 67 тыс. тн, по яйцу 121,5 млн. шт.