Проект государственной программы Республики Бурятия 52 «Развитие здравоохранения» (далее госпрограмма) представлен Министерством здравоохранения Республики Бурятия письмом от 23.11.2015 №10-01-16-и3614/15.
Ответственным исполнителем госпрограммы является Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Соисполнители - Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия, Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №598 предусмотрено снижение показателя смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс.населения в 2018 году, в госпрограмме снижение указанного показателя установлено до 13,8 случая на 100 тыс.населения к 2018 году, к 2020 году - 13,4.
Основные направления расходов госпрограммы в целом соответствуют стратегическим целям государственной политики в области здравоохранения.
Госпрограмма в целом сбалансирована по целям, задачам, индикаторам (показателям), финансовому обеспечению реализации мероприятий.
В государственной программе утверждены 17 целевых индикаторов (показателей) на уровне госпрограммы и 76 индикаторов (показателей) на уровне подпрограмм в 2016 году (74 индикатора в 2015 году), при этом в паспорте госпрограммы целевые индикаторы и показатели госпрограммы утверждены в количестве 16, в приложении 1 к госпрограмме - 17 индикаторов, в том числе «снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных)».
Сведения о финансовом обеспечении государственной программы за счет республиканского и федерального бюджета в 2014-2016 годах представлены в следующей таблице.
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||||||
Сводная бюджетная роспись на 31.12.2014 |
исполнение |
% исполнения |
утвержденная ГП |
сводная бюджетная роспись на 01.10.2015 |
исполнение на 01.10.2015 |
% исполнения |
Закон РБ №881-V с учетом ноября |
проект ГП |
законопроект |
отклонение от Закона РБ №881-V с ноября на 2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12829665,3 |
12651299,6 |
98,6 |
10367474,7 |
10423667,8 |
9188820,3 |
88,1 |
10856501,6 |
10862792,9 |
10130203,9 |
-726297,7 |
Анализ указанных сведений показывает, что в 2014 году объем недовыполнения составил 178365,7 тыс.рублей, по состоянию на 01.10.2015 при увеличении бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 432833,8 тыс.рублей или на 3,9% наблюдается высокий уровень кассового исполнения (88,1%).
Источниками финансирования расходов госпрограммы являются средства республиканского и федерального бюджетов. При этом доля средств федерального бюджета на 2016 год предполагается на уровне 2,0% в общем объеме расходов, тогда, как в 2015 году указанный показатель составляет 5,6%.
Финансовое обеспечение госпрограммы и подпрограмм на 2014-2016 годы представлена в следующей таблице.
в тыс. руб.
|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||||
Сводная бюджетная роспись |
исполнение |
% исполн. |
утвержденная ГП |
проект ГП |
Закон РБ №881-V (ноябрь) |
сводная бюджетная роспись на 01.10.2015 |
исполнение 9 мес. |
% исполн. |
проект ГП |
законо проект |
отклонение от Закона РБ №881-V |
|
расходы по ГП всего |
12829665,3 |
12651299,6 |
98,6 |
10367474,7 |
10862792,9 |
10856501,6 |
10423667,8 |
9191460,7 |
88,1 |
10130203,9 |
10130203,9 |
93,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подпрограмма Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи. |
646906,2 |
646122,9 |
99,8 |
600386,9 |
656222,3 |
656222,3 |
560389,3 |
410206,6 |
73,2 |
614968,6 |
614968,6 |
93,7 |
подпрограмма Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. |
2491282,8 |
2482452,1 |
99,6 |
1764147,6 |
1814933,8 |
1814933,8 |
1685540,2 |
1286961,4 |
76,3 |
1702654,8 |
1702654,8 |
93,8 |
подпрограмма Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения |
0 |
0 |
-
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-
|
0 |
0 |
0 |
подпрограмма Охрана здоровья матери и ребенка |
177497,7 |
177328,6 |
99,9 |
195580,2 |
199915,8 |
199915,8 |
200744,1 |
140419,2 |
69,9 |
200843,2 |
200843,2 |
100,4 |
подпрограмма Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения |
207547,1 |
207547,1 |
100 |
218949,8 |
219923,1 |
219923,1 |
218798 |
164516,6 |
75,1 |
218923,1 |
218923,1 |
99,5 |
подпрограмма Паллиативная медицинская помощь |
70329,9 |
70205,1 |
99,8 |
70028,4 |
70793,2 |
70793,2 |
69116,4 |
50005,7 |
72,3 |
69683,8 |
69683,8 |
98,4 |
подпрограмма Кадровое обеспечение системы здравоохранения |
162245,2 |
162210,2 |
99,9 |
147841,4 |
176156,4 |
176156,4 |
154156,4 |
72431,3 |
46,9 |
91153,7 |
91153,7 |
51,7 |
Подпрограмма Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях |
561458,2 |
555896,9 |
99,0 |
531896,7 |
771791,2 |
771761,2 |
695768,9 |
525842,2 |
75,5 |
582290,2 |
582290,2 |
75,4 |
Подпрограмма Развитие информатизации в здравоохранении |
47174,8 |
47174,8 |
100 |
54401,6 |
54306,5 |
54306,5 |
53974,5 |
42083,8 |
77,9 |
54306,5 |
54306,5 |
100 |
Подпрограмма Совершенствование системы территориальное планирования здравоохранения Республики Бурятия |
4812571,1 |
4812570,5 |
100 |
6485719,6 |
6485592,0 |
6485592,0 |
6485592 |
6472660,5 |
99,8 |
6263408,5 |
6263408,5 |
96,5 |
Подпрограмма Строительство и реконструкция объектов здравоохранения |
3652652,3 |
3489791,4 |
95,5 |
298462,5 |
413188,6 |
406897,3 |
299588 |
26333,4 |
8,7 |
331971,5 |
331971,5 |
81,5 |
Из 11 подпрограмм в 2014 году значительное неисполнение кассовых расходов наблюдается по подпрограмме «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения» (недоисполнение составило 162860,9 тыс.рублей, или 4,5% показателя бюджетной росписи на 2014 год).
В целом в 2016 году предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований на 732589 тыс. рублей или 6,7% к 2015 году, из них по подпрограмме «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» - 51,7%, по подпрограмме «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях» - 75,4%.
За 9 месяцев 2015 года наблюдается низкий уровень кассового исполнения по подпрограмме «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения» (8,7%) по ГРБС Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия.
Состав и динамика индикаторов (показателей) на 2014-2016 годы госпрограммы представлены в следующей таблице.
№
|
Наименование |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||||
Бюджетные ассигнования |
целевые показатели (индикатора) |
бюджетные ассигнования (тыс.рублей) |
целевые показатели (индикаторы) |
бюджетные ассигнования (тыс.рублей) |
целевые показатели (индикаторы) |
||||||||
испол-нение (тыс.руб.) |
% |
утв.ГП |
факт.вып. |
% |
Закон РБ №881-V с измен. |
утв.ГП |
приложение |
законно-проект |
отклонение от Закон РБ №881-V % |
проект ГП |
отклонение |
||
1 |
Смертность от всех причин на 1000 населения |
12651299,6 |
98,6 |
12,4 |
11,45 |
108,3 |
10856501,6 |
12,2 |
12,2 |
10130203,9 |
-726297,7 |
11,8 |
-0,4** |
2 |
младенческая смертность, случаев на 1000 родившихся живыми |
12651299,6 |
98,6 |
8,5 |
6,3 |
134,9 |
10856501,6 |
8,3 |
8,3 |
10130203,9 |
-726297,7 |
8,3 |
0 |
3 |
смертность от болезней системы кровообращения на 100 тыс.населения |
12651299,6 |
98,6 |
591,2 |
516,1 |
114,5 |
10856501,6 |
590,6 |
590,6 |
10130203,9 |
-726297,7 |
590 |
-0,6** |
4 |
смертность от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс.населения |
12651299,6 |
98,6 |
22,0 |
20,2 |
108,9 |
10856501,6 |
20,0 |
20,0 |
10130203,9 |
-726297,7 |
18 |
-0,2** |
5 |
смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) на 100 тыс.населения |
12651299,6 |
98,6 |
176,6 |
174,1 |
101,4 |
10856501,6 |
176,4 |
176,4 |
10130203,9 |
-726297,7 |
175,2 |
-1,2** |
6 |
снижение смертности от новообразований % |
12651299,6 |
98,6 |
0,5 |
0,8 |
160 |
10856501,6 |
0,5 |
0,5 |
10130203,9 |
-726297,7 |
0,4 |
-0,1** |
7 |
смертность от туберкулеза на 100 тыс.населения |
12651299,6 |
98,6 |
14,5 |
9 |
161,1 |
10856501,6 |
14,2 |
14,2 |
10130203,9 |
-726297,7 |
14 |
-0,2** |
8 |
потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) |
12651299,6 |
98,6 |
8,5 |
4,72 |
180,1 |
10856501,6 |
8,5 |
8,5 |
10130203,9 |
-726297,7 |
7,5 |
-1** |
9 |
распространенность потребления табака среди взрослого населения, % |
12651299,6 |
98,6 |
36 |
36 |
100 |
10856501,6 |
34 |
34 |
10130203,9 |
-726297,7 |
32 |
-2** |
10 |
заболеваемость туберкулезом на 100 тыс.населения |
12651299,6 |
98,6 |
102 |
93,3 |
109,3 |
10856501,6 |
89,0 |
89,0 |
10130203,9 |
-726297,7 |
76 |
-13** |
11 |
обеспеченность врачами на 10 тыс.населения |
12651299,6 |
98,6 |
34,5 |
36,5 |
105,8 |
10856501,6 |
35 |
35 |
10130203,9 |
-726297,7 |
36 |
+1,0* |
12 |
соотношение врачей и среднего медицинского персонала на 1 врача |
12651299,6 |
98,6 |
1:2,8 |
1:2,7 |
96,4 |
10856501,6 |
1:2,9 |
1:2,9 |
10130203,9 |
-726297,7 |
1:2,9 |
0 |
13 |
средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в республике, % |
12651299,6 |
98,6 |
145,9 |
149,5 |
102,3 |
10856501,6 |
137 |
137 |
10130203,9 |
-726297,7 |
159,6 |
+22,6* |
14 |
средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике,% |
12651299,6 |
98,6 |
78,9 |
82 |
103,9 |
10856501,6 |
79,3 |
79,3 |
10130203,9 |
-726297,7 |
86,3 |
+7,0* |
15 |
средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике, % |
12651299,6 |
98,6 |
51,0 |
52,5 |
102,9 |
10856501,6 |
52,4 |
52,4 |
10130203,9 |
-726297,7 |
70,5 |
+18,1* |
16 |
Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике, % |
12651299,6 |
98,6 |
71,0 |
72,1 |
101,5 |
10856501,6 |
81,4 |
81,4 |
10130203,9 |
-726297,7 |
100 |
+18,6* |
17 |
ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
12651299,6 |
98,6 |
67
|
68,64 |
101,0 |
10856501,6 |
68,2 |
68,2 |
10130203,9 |
-726297,7 |
69,9 |
+1,7* |
*для показателей желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений
** для показателей желаемой тенденцией развития которых является снижение значений
По данным Министерства здравоохранения Республики Бурятия в 2014 году из 17 основных индикаторов (показателей) госпрограммы, плановые значения не выполнены по одному: «соотношение врачей и среднего медицинского персонала на 1 врача».
На 2016 год индикаторы (показатели) госпрограммы имеют тенденцию к росту. Так, из 17 индикаторов (показателей) значения 15 индикаторов имеют тенденцию развития, 2 показателя: «младенческая смертность, случаев на 1000 родившихся живыми», «соотношение врачей и среднего медицинского персонала на 1 врача» не меняются.
Динамика показателей (индикаторов) по госпрограмме, подпрограмм представлена в следующей таблице:
Наименование |
2015 год |
2016 год |
|||||||||
Закон РБ №881-V с учетом измен. |
кол-во показателей |
законопроект |
количество показателей, значения которых по сравнению с 2015 годом |
отклонение |
|||||||
всего показателей |
увеличены* |
снижены |
сохранены на уровне |
прекращают действие с 2016 года |
начинают действие с 2016 года |
бюджетных ассигнований |
кол-во показателей |
||||
Всего показателей |
10856501,6 |
74 |
10130203,9 |
76 |
61 |
0 |
13 |
0 |
2 |
-726297,7 |
+2 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на уровне госпрограммы |
10856501,6 |
17 |
10130203,9 |
17 |
15 |
0 |
2 |
0 |
0 |
-726297,7 |
0 |
подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» |
656222,3 |
21 |
614968,6 |
21 |
16 |
0 |
5 |
0 |
0 |
-41253,7 |
0 |
подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации» |
1814933,8 |
17 |
1702654,8 |
17 |
14 |
0 |
3 |
0 |
0 |
-112279,0 |
0 |
подпрограмма «Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения» |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка» |
199915,8 |
9 |
200843,2 |
9 |
6 |
0 |
3 |
0 |
0 |
+927,4 |
0 |
подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения» |
219923,1 |
4 |
218923,1 |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-1000 |
0 |
подпрограмма «Паллиативная медицинская помощь» |
70793,2 |
2 |
69683,8 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-1109,4 |
0 |
подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» |
176156,4 |
6 |
91153,7 |
6 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-85002,7 |
0 |
Подпрограмма «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях» |
771761,2 |
4 |
582290,2 |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-189471 |
0 |
Подпрограмма «Развитие информатизации в здравоохранении» |
54306,5 |
5 |
54306,5 |
7 |
4 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
+2 |
Подпрограмма «Совершенствование системы территориальное планирования здравоохранения Республики Бурятия» |
6485592 |
2 |
6263408,5 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-222183,5 |
0 |
Подпрограмма «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения» |
406897,3 |
2 |
331971,5 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-74925,8 |
0 |
*тенденция к развитию показателей (индикаторов)
В соответствии с госпрограммой в 2015 году предусмотрено 74 плановых индикатора (показателя), в 2016 году предусматривается 76 показателей (индикаторов), из них 61 индикатор (показатель) увеличен, 13 показателей сохранены на уровне 2015 года. В 2016 году по подпрограмме «Развитие информатизации в здравоохранении» индикаторы увеличиваются до 7 за счет индикаторов (показателей): «доля медицинских организаций, завершивших внедрение аппаратно-программных решений для работы высокорисковыми группами пациентов», «количество электронных образовательных курсов, доступных для медицинского работника в сети интернет на региональных информационных ресурсах». При этом бюджетные ассигнования на 2016 год по подпрограмме «Развитие информатизации в здравоохранении» остаются на уровне 2015 года.
При доработке госпрограммы предлагаем учесть вышеуказанные замечания.
Председатель Е.В. Пегасов