По результатам проведения экспертизы государственной программы Республики Бурятия 52 «Развитие здравоохранения»

15.01.2016

Проект государственной программы Республики Бурятия 52 «Развитие здравоохранения» (далее госпрограмма) представлен Министерством  здравоохранения Республики Бурятия письмом от 23.11.2015 №10-01-16-и3614/15.

Проект государственной программы Республики Бурятия 52 «Развитие здравоохранения» (далее госпрограмма) представлен Министерством  здравоохранения Республики Бурятия письмом от 23.11.2015 №10-01-16-и3614/15.

Ответственным исполнителем госпрограммы является Министерство  здравоохранения Республики Бурятия.

Соисполнители - Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия, Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №598 предусмотрено снижение показателя смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс.населения в 2018 году, в госпрограмме снижение указанного показателя установлено до 13,8 случая на 100 тыс.населения к 2018 году, к 2020 году - 13,4.

Основные направления расходов госпрограммы в целом соответствуют стратегическим целям государственной политики в области здравоохранения.

Госпрограмма в целом сбалансирована по целям, задачам, индикаторам (показателям), финансовому обеспечению реализации  мероприятий.

В государственной программе утверждены 17 целевых индикаторов (показателей) на уровне госпрограммы и 76 индикаторов (показателей) на уровне подпрограмм в 2016 году (74 индикатора в 2015 году), при этом в паспорте госпрограммы целевые индикаторы и показатели госпрограммы утверждены в количестве 16, в приложении 1 к госпрограмме  - 17 индикаторов, в том числе «снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных)».

Сведения о финансовом обеспечении государственной программы за счет республиканского и федерального бюджета в 2014-2016 годах представлены в следующей таблице.

2014 год

2015 год

2016 год

Сводная бюджетная роспись на 31.12.2014

исполнение

% исполнения

утвержденная ГП

сводная бюджетная роспись на 01.10.2015

исполнение на 01.10.2015

% исполнения

Закон РБ №881-V с учетом ноября

проект ГП

законопроект

отклонение от Закона РБ №881-V с ноября  на 2015 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12829665,3

12651299,6

98,6

10367474,7

10423667,8

9188820,3

88,1

10856501,6

10862792,9

10130203,9

-726297,7

Анализ указанных сведений показывает, что в 2014 году объем недовыполнения составил 178365,7 тыс.рублей, по состоянию на 01.10.2015 при увеличении бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 432833,8 тыс.рублей или на 3,9% наблюдается высокий уровень кассового исполнения (88,1%).

Источниками финансирования расходов госпрограммы являются средства республиканского и федерального бюджетов. При этом доля средств федерального бюджета на 2016 год предполагается на уровне 2,0% в общем объеме расходов, тогда, как в 2015 году указанный показатель составляет 5,6%.

Финансовое обеспечение госпрограммы и подпрограмм  на 2014-2016 годы  представлена в следующей таблице.

в тыс. руб.

2014 год

2015 год

2016 год

Сводная бюджетная роспись

исполнение

% исполн.

утвержденная ГП

проект ГП

Закон РБ №881-V  (ноябрь)

сводная бюджетная роспись на 01.10.2015

исполнение 9 мес.

% исполн.

проект ГП

законо

проект

отклонение от Закона РБ №881-V

расходы по ГП всего

12829665,3

12651299,6

98,6

10367474,7

10862792,9

10856501,6

10423667,8

9191460,7

88,1

10130203,9

10130203,9

93,3

в том числе:

подпрограмма Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи.

646906,2

646122,9

99,8

600386,9

656222,3

656222,3

560389,3

410206,6

73,2

614968,6

614968,6

93,7

подпрограмма Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой,

в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

2491282,8

2482452,1

99,6

1764147,6

1814933,8

1814933,8

1685540,2

1286961,4

76,3

1702654,8

1702654,8

93,8

подпрограмма Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения

0

0

-

0

0

0

0

0

-

0

0

0

подпрограмма  Охрана здоровья матери и ребенка

177497,7

177328,6

99,9

195580,2

199915,8

199915,8

200744,1

140419,2

69,9

200843,2

200843,2

100,4

подпрограмма Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения

207547,1

207547,1

100

218949,8

219923,1

219923,1

218798

164516,6

75,1

218923,1

218923,1

99,5

подпрограмма Паллиативная медицинская помощь

70329,9

70205,1

99,8

70028,4

70793,2

70793,2

69116,4

50005,7

72,3

69683,8

69683,8

98,4

подпрограмма Кадровое обеспечение системы здравоохранения

162245,2

162210,2

99,9

147841,4

176156,4

176156,4

154156,4

72431,3

46,9

91153,7

91153,7

51,7

Подпрограмма Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях

561458,2

555896,9

99,0

531896,7

771791,2

771761,2

695768,9

525842,2

75,5

582290,2

582290,2

75,4

Подпрограмма Развитие информатизации в здравоохранении

47174,8

47174,8

100

54401,6

54306,5

54306,5

53974,5

42083,8

77,9

54306,5

54306,5

100

Подпрограмма Совершенствование системы территориальное планирования здравоохранения Республики Бурятия

4812571,1

4812570,5

100

6485719,6

6485592,0

6485592,0

6485592

6472660,5

99,8

6263408,5

6263408,5

96,5

Подпрограмма Строительство и реконструкция объектов здравоохранения

3652652,3

3489791,4

95,5

298462,5

413188,6

406897,3

299588

26333,4

8,7

331971,5

331971,5

81,5

Из 11 подпрограмм в 2014 году значительное неисполнение кассовых расходов наблюдается по подпрограмме «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения» (недоисполнение составило 162860,9 тыс.рублей, или 4,5% показателя бюджетной росписи на 2014 год). 

В целом в 2016 году предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований на 732589 тыс. рублей или 6,7% к 2015 году, из них по подпрограмме «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» - 51,7%, по подпрограмме «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях» - 75,4%.

За 9 месяцев 2015 года наблюдается низкий уровень кассового исполнения по подпрограмме «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения» (8,7%) по ГРБС Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия.

Состав и динамика индикаторов (показателей) на 2014-2016 годы госпрограммы представлены в следующей таблице.

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

Бюджетные ассигнования

целевые показатели (индикатора)

бюджетные ассигнования (тыс.рублей)

целевые показатели (индикаторы)

бюджетные ассигнования (тыс.рублей)

целевые показатели (индикаторы)

испол-нение (тыс.руб.)

%

утв.ГП

факт.вып.

%

Закон РБ №881-V с измен.

утв.ГП

приложение

законно-проект

отклонение от Закон РБ №881-V %

проект ГП

отклонение

1

Смертность от всех причин на 1000 населения

12651299,6

98,6

12,4

11,45

108,3

10856501,6

12,2

12,2

10130203,9

-726297,7

11,8

-0,4**

2

младенческая смертность, случаев на 1000 родившихся живыми

12651299,6

98,6

8,5

6,3

134,9

10856501,6

8,3

8,3

10130203,9

-726297,7

8,3

0

3

смертность от болезней системы кровообращения на 100 тыс.населения

12651299,6

98,6

591,2

516,1

114,5

10856501,6

590,6

590,6

10130203,9

-726297,7

590

-0,6**

4

смертность от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс.населения

12651299,6

98,6

22,0

20,2

108,9

10856501,6

20,0

20,0

10130203,9

-726297,7

18

-0,2**

5

смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) на 100 тыс.населения

12651299,6

98,6

176,6

174,1

101,4

10856501,6

176,4

176,4

10130203,9

-726297,7

175,2

-1,2**

6

снижение смертности от новообразований %

12651299,6

98,6

0,5

0,8

160

10856501,6

0,5

0,5

10130203,9

-726297,7

0,4

-0,1**

7

смертность от туберкулеза на 100 тыс.населения

12651299,6

98,6

14,5

9

161,1

10856501,6

14,2

14,2

10130203,9

-726297,7

14

-0,2**

8

потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь)

12651299,6

98,6

8,5

4,72

180,1

10856501,6

8,5

8,5

10130203,9

-726297,7

7,5

-1**

9

распространенность потребления табака среди взрослого населения, %

12651299,6

98,6

36

36

100

10856501,6

34

34

10130203,9

-726297,7

32

-2**

10

заболеваемость туберкулезом на 100 тыс.населения

12651299,6

98,6

102

93,3

109,3

10856501,6

89,0

89,0

10130203,9

-726297,7

76

-13**

11

обеспеченность врачами на 10 тыс.населения

12651299,6

98,6

34,5

36,5

105,8

10856501,6

35

35

10130203,9

-726297,7

36

+1,0*

12

соотношение врачей и среднего медицинского персонала на 1 врача

12651299,6

98,6

1:2,8

1:2,7

96,4

10856501,6

1:2,9

1:2,9

10130203,9

-726297,7

1:2,9

0

13

средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в республике, %

12651299,6

98,6

145,9

149,5

102,3

10856501,6

137

137

10130203,9

-726297,7

159,6

+22,6*

14

средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике,%

12651299,6

98,6

78,9

82

103,9

10856501,6

79,3

79,3

10130203,9

-726297,7

86,3

+7,0*

15

средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике, %

12651299,6

98,6

51,0

52,5

102,9

10856501,6

52,4

52,4

10130203,9

-726297,7

70,5

+18,1*

16

Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике, %

12651299,6

98,6

71,0

72,1

101,5

10856501,6

81,4

81,4

10130203,9

-726297,7

100

+18,6*

17

ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

12651299,6

98,6

67

68,64

101,0

10856501,6

68,2

68,2

10130203,9

-726297,7

69,9

+1,7*

*для показателей желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений

** для показателей желаемой тенденцией развития которых является снижение значений

По данным Министерства здравоохранения Республики Бурятия в 2014 году из 17 основных индикаторов (показателей) госпрограммы, плановые значения не выполнены по одному: «соотношение врачей и среднего медицинского персонала на 1 врача».

На 2016 год индикаторы (показатели) госпрограммы  имеют тенденцию к росту. Так, из 17 индикаторов (показателей) значения 15 индикаторов имеют тенденцию развития, 2 показателя: «младенческая смертность, случаев на 1000 родившихся живыми», «соотношение врачей и среднего медицинского персонала на 1 врача» не меняются.

Динамика показателей (индикаторов) по госпрограмме, подпрограмм представлена в следующей таблице:

Наименование

2015 год

2016 год

Закон РБ №881-V с учетом измен.

кол-во показателей

законопроект

количество показателей, значения которых по сравнению с 2015 годом

отклонение

всего показателей

увеличены*

снижены

сохранены на уровне

прекращают действие с 2016 года

начинают действие с 2016 года

бюджетных ассигнований

кол-во показателей

Всего показателей

10856501,6

74

10130203,9

76

61

0

13

0

2

-726297,7

+2

в том числе

на уровне госпрограммы

10856501,6

17

10130203,9

17

15

0

2

0

0

-726297,7

0

подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»

656222,3

21

614968,6

21

16

0

5

0

0

-41253,7

0

подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой,

в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»

1814933,8

17

1702654,8

17

14

0

3

0

0

-112279,0

0

подпрограмма «Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения»

0

2

0

2

1

0

1

0

0

0

0

подпрограмма  «Охрана здоровья матери и ребенка»

199915,8

9

200843,2

9

6

0

3

0

0

+927,4

0

подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения»

219923,1

4

218923,1

4

4

0

0

0

0

-1000

0

подпрограмма «Паллиативная медицинская помощь»

70793,2

2

69683,8

2

2

0

0

0

0

-1109,4

0

подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»

176156,4

6

91153,7

6

6

0

0

0

0

-85002,7

0

Подпрограмма «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях»

771761,2

4

582290,2

4

4

0

0

0

0

-189471

0

Подпрограмма «Развитие информатизации в здравоохранении»

54306,5

5

54306,5

7

4

0

1

0

2

0

+2

Подпрограмма «Совершенствование системы территориальное планирования здравоохранения Республики Бурятия»

6485592

2

6263408,5

2

2

0

0

0

0

-222183,5

0

Подпрограмма «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения»

406897,3

2

331971,5

2

2

0

0

0

0

-74925,8

0

*тенденция к развитию показателей (индикаторов)

В соответствии с госпрограммой в 2015 году предусмотрено 74 плановых индикатора (показателя), в 2016 году предусматривается 76 показателей (индикаторов), из них 61 индикатор (показатель) увеличен, 13 показателей сохранены на уровне 2015 года. В 2016 году по подпрограмме «Развитие информатизации в здравоохранении» индикаторы увеличиваются до 7 за счет индикаторов (показателей): «доля медицинских организаций, завершивших внедрение аппаратно-программных решений для работы высокорисковыми группами пациентов», «количество электронных образовательных курсов, доступных для медицинского работника в сети интернет на региональных информационных ресурсах». При этом бюджетные ассигнования на 2016 год по подпрограмме «Развитие информатизации в здравоохранении» остаются на уровне 2015 года.

При доработке госпрограммы предлагаем  учесть вышеуказанные  замечания.

Председатель                                                                          Е.В. Пегасов