По результатам проведения экспертизы государственной программы Республики Бурятия 51 «Развитие образования и науки»

15.01.2016

По результатам проведения экспертизы государственной программы Республики Бурятия 51 «Развитие образования и науки» Проект государственной программы Республики Бурятия 51 «Развитие образования и науки» (далее госпрограмма) не представлен Министерством образования и науки Республики Бурятия.

Экспертиза госпрограммы проведена по проекту, представленному одновременно с проектом республиканского бюджета на 2016 год.

Ответственным исполнителем госпрограммы является Министерство  образования и науки Республики Бурятия, участники - Министерство культуры Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию) и организации, привлекаемые на конкурсной основе (по согласованию).

В госпрограмме не в полном объеме учтены основные положения стратегических документов Российской Федерации, Республики Бурятия.

Так, одной из приоритетных задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года является создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения.

В Законе Республики Бурятия от 14.03.2011 №1903-IV (ред. от 07.07.2015) «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года» одной из задач развития социальной сферы является «обеспечение доступности и качества дошкольного образования».

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» достижение значений ряда показателей Программы связано с деятельностью субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При этом в госпрограмме в рамках подпрограммы 1 «Дошкольное образование» не предусмотрены индикатор (показатель) - «охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет)» и мероприятия по созданию системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения, что не позволит достичь ожидаемого результата реализации подпрограммы в части обеспечения для всех детей Республики Бурятия независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступности качественного дошкольного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Бурятия.

Программа  социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года предусматривает индикатор «Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений» в 2015 - 2020 годах с численным значением – 1,7. В государственной программе указанный индикатор не отражен.

Также следует отметить, что прогнозная оценка расходов на реализацию госпрограммы произведена без учета муниципальных программ.

В госпрограмме утверждены 7 целевых индикаторов (показателей) на уровне госпрограммы и 24 индикатора (показателя) на уровне подпрограмм.

Госпрограмма (приложение №3) предусматривает ресурсное обеспечение 3 мероприятий подпрограммы «Молодежь Бурятии» на сумму 12852,4 тыс. рублей на 2016 год, на 2017-2020 годы – 7236,8 тыс. рублей ежегодно. При этом отмечаем, что в госпрограмме «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики на 2013-2017 годы и на период до 2020 года» предусмотрена подпрограмма «Молодежь Бурятии» с объемом бюджетных ассигнований в сумме 8504,4 тыс. рублей на 2016 год и на 2017-2020 годы по 5588,8 тыс. рублей ежегодно на финансирование тех же мероприятий.

Сведения о финансовом обеспечении госпрограммы за счет средств республиканского бюджета в 2014-2016 годах представлены в следующей таблице.

2014 год

2015 год

2016 год

Сводная бюджетная роспись на 31.12.2014

исполнение

% исполнения

утвержденная ГП

сводная бюджетная роспись на 01.10.2015

исполнение на 01.10.2015

% исполнения

Закон РБ №881-V с учетом ноября

утвержденная ГП

законопроект

отклонение от Закона РБ №881-V с ноября  на 2015 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10094018,1

10092695

99,98

10815308,9

10649820,2

7881935,3

74,0

10912805,6

10574414,6

10574414.6

96.8

Анализ указанных сведений показывает, что в 2014 году наблюдался высокий уровень кассового исполнения (объем недовыполнения составил 1323,1 тыс.рублей или 0,02%), по состоянию на 01.10.2015 при уменьшение бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 165488,7 тыс.рублей (или на 1,5%) кассовое исполнение составило 74%.

На финансирование мероприятий в 2016 году госпрограммой предусмотрены расходы в сумме 10574414,6 тыс. рублей, уменьшение расходов по сравнению с 2015 годом на 301212,5 тыс. рублей (2,8%).

Источниками финансирования расходов госпрограммы являются средства республиканского и федерального бюджетов. При этом доля средств федерального бюджета на 2016 год предполагается на уровне  0,09% в общем объеме расходов, тогда как в 2015 году указанный показатель составляет 3,4%.

В соответствии с проектом паспорта госпрограмма включает 7 подпрограмм так же, как и действующая редакция госпрограммы.

Финансовое обеспечение госпрограммы на 2014-2016 годы по подпрограммам представлена в следующей таблице.

2014 год

2015 год

2016 год

Сводная бюджетная роспись на 31.12.2014

исполнение

% исполнения

утвержденная ГП

Закон РБ №881-V с учетом ноября

сводная бюджетная роспись на 01.10.2015

исполнение на 01.10.2015

% исполнения

утвержденная ГП

законо

проект

отклонение от Закона РБ №881-V с

измен.

расходы по ГП всего

10094018,2

10092695,0

99,98

10815308,9

10912805,6

10649820,2

7885422,4

73,6

10574414,6

10574414,6

96,8

в том числе:

подпрограмма 1 «дошкольное образование»

1402415,2

1401699,2

99,9

2352431

2347488,4

2179670,8

1544840,1

70,9

1984620

1984620

84,5

подпрограмма 2 «общее образование»

7080623

7080226,5

99,9

6949221,4

7011331,2

6922820,2

5162033,2

74,6

7122199,8

7122199,8

101,5

подпрограмма 3 «среднее профессиональное образование»

1397997,3

1397798,4

99,9

1274494,2

1305490,2

1262306,2

979218,7

77,6

1274676,1

1274676,1

97,6

подпрограмма 4 «Кадровая политика в системе образования»

25077,9

25077,9

100

22220,4

31720,4

24920,4

18169,1

72,9

22920,4

22920,4

72,2

подпрограмма 5 «Наука и высшая школа»

5883,2

5883,2

100

4883,2

4883,2

5731,2

4955,6

86,5

4766,6

4766,6

97,6

подпрограмма 6 «Молодежь Бурятии»

12743,3

12743,3

100

11804,4

12304,4

13452,4

9384,6

69,8

12852,4

12852,4

104,4

подпрограмма 7 «Совершенствование государственного управления в сфере образования, науки и молодежной политики и создание условий для реализации Государственной программы»

169278,3

169278,3

100

200254,3

199587,8

200254,3

151134,1

75,5

152379,3

152379,3

76,3

При неполном кассовом исполнении расходов за 2014 год по подпрограмме «дошкольное образование» (99,9% показателя сводной бюджетной росписи за 2014 год) и за 9 месяцев 2015 года (70,9% показателя сводной бюджетной росписи на 2015 год) бюджетные ассигнования по данной подпрограмме к 2015 году уменьшаются на 367811 тыс.рублей или на 15,6%.

По подпрограмме «общее образование» при неполном кассовом исполнении за 2014 год (99,9% показателя сводной бюджетной росписи за 2014 год) и за 9 месяцев 2015 года (74,6% показателя сводной бюджетной росписи на 2015 год) бюджетные ассигнования по данной подпрограмме в 2016 году к 2015 году имеют тенденцию к увеличению (2,5%).

Состав и динамика индикаторов (показателей) на 2014-2016 годы госпрограммы представлены в следующей таблице.

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

бюджетные ассигнования

целевые индикатора)

бюджетн. ассигн-ия (тыс.руб.)

целевые индикаторы

бюджетные ассигнования (тыс.руб.)

целевые индикаторы

испол-нение (тыс.руб.)

%

утв.ГП

факт.вып.

%

Закон РБ №881-V с измен.

утв.ГП

законно-проект

отклонение от Закон РБ №881-V с измен.%

проект паспорта ГП

отклонение от 2015 года

1

охват детей дошкольным образованием, %

1401699,2

99,9

57,0

57,0

100

2347488,4

58,0

1984620

84,5

59,0

1,0

2

отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена

7080226,5

99,9

1,57

1,4

89,2

7011331,2

1,81

7122199,8

101,5

1,78

-0,03

3

удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, %

1397798,4

99,9

63,0

63,0

100

1305490,2

64

1274676,1

97,6

65

1,0

4

доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от обще численности занятого в области экономики населения этой группы, %

25077,9

99,9

34

34

100

31720,4

37

22920,4

72,2

38

1

5

число участвующих в региональных конкурсах Российского фонда фундаментальных исследований, чел.

5883,2

100

120

120

100

4883,2

135

4766,6

97,6

135

0

6

доля учащихся, студентов и выпускников образовательных организаций, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной  ориентации и временной занятости, в общем количестве молодежи, %

12743,3

100

19,0

19,0

100

12304,4

20,0

12852,4

104,4

21,5

1,5

7

среднемесячная заработная плата работников образования, тыс.руб.

169278,3

100

20,8

22,4

107,7

199587,8

22,6

152379,3

76,3

24

1,4

Таким образом, учитывая динамику расходов и индикаторов (показателей) указанной госпрограммы на 2015-2016 годы по экспертной оценке Счетной палаты Республики Бурятия существуют риски недостижения  4 индикаторов госпрограммы в 2016 году: охват детей дошкольным образованием, удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой группы и среднемесячная заработная плата работников образования.

По данным Министерства образования и науки Республики Бурятия в 2014 году из 7 основных индикаторов (показателей) госпрограммы, плановые значения не выполнены по одному.

Анализ динамики показателей госпрограммы показывает, что при уменьшении бюджетных ассигнований на 2016 год на 2,2% по сравнению с 2015 годом индикаторы (показатели) имеют тенденцию к росту. Так, значения 5 индикаторов имеют динамику к увеличению, значение одного «число участвующих в региональных конкурсах Российского фонда фундаментальных исследований» не меняется (135 чел.).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет к 2016 году должен достичь 100%. По данным ежемесячного мониторинга Министерства образования и науки РБ, по состоянию на 01.10.2015 года в целом по Республике Бурятия доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляла 86,46%, в связи с чем, существуют риски недостижения указанного показателя в 2015 году.

При этом по подпрограмме 1 «дошкольное образование» мероприятие 1.3  «модернизация региональных систем  дошкольного образования» отмечается низкое кассовое исполнение за 9 месяцев 2015 года (51,5%).

В соответствии с приложением №1 проекту паспорта госпрограммы в 2015 году предусмотрено 24 индикатора (показателя), в 2016 году на уровне 2015 года, при этом один индикатор прекращает действие в 2016 году с одновременным вводом дополнительно другого индикатора.

Динамика индикаторов (показателей) по госпрограмме, подпрограммам представлена в следующей таблице.

Наименование

2015 год

2016 год

Закон РБ №881-V с учетом законопроекта

кол-во показателей

законопроект

количество показателей, значения которых по сравнению с 2015 годом

отклонение

всего показателей

увеличены

снижены

сохранены на уровне

прекращают действие с 2016 года

начинают действие с 2016 года

бюджетных ассигнований

кол-во показателей

Всего показателей

10912805,6

24

10574414,6

24

18

0

5

1

1

-338391

0

в том числе

на уровне госпрограммы

10912805,6

7

10574414,6

7

5

1

1

0

0

-338391

0

по подпрограмма  «дошкольное образование»

2347488,4

3

1984620

3

1

0

2

0

0

-362868,4

0

по подпрограмме «общее образование»

7011331,2

7

7122199,8

8

5

0

2

0

1

110868,6

1

подпрограмма «среднее профессиональное образование»

1305490,2

3

1274676,1

3

3

0

0

0

0

-30814,1

0

по подпрограмма «Кадровая политика в системе образования»

31720,4

2

22920,4

2

2

0

0

0

0

-8800

0

подпрограмма  «Наука и высшая школа»

4883,2

2

4766,6

2

2

0

0

0

0

-116,6

0

подпрограмма «Молодежь Бурятии»

12304,4

4

12852,4

4

3

0

1

0

0

548

0

подпрограмма «Совершенствование государственного управления в сфере образования, науки и молодежной политики и создание условий для реализации Государственной программы»

199587,8

3

152379,3

2

2

0

0

1

0

-47208,5

-1

Согласно приложению №2 «Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) республиканскими организациями по государственной программе» предусматривается в 2015-2017 годах оказание 22 государственных услуг (выполнение работ).  При этом по 12 государственным услугам при одинаковых объемах работ в 2015 и 2016 годах предусматриваются различные средства. Так, например:

1) услуги по содержанию, воспитанию и по обеспечению социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам: при количестве воспитанников и выпускников 104 человек на 2015 год предусмотрены ассигнования в сумме 31795,7 тыс.рублей, на 2016 год – 105 воспитанников м выпускников – 25890,8 тыс. рублей или снижение расходов на 5904,9 тыс. рублей (на 18,6%), при этом на 2017 год при том же количестве воспитанников  ассигнования предусмотрены с увеличением по сравнению с 2016 годом на 4906,5 тыс. рублей;

2) услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по образовательным программам общего образования в государственных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам: количество обучающихся по 1437 человек ежегодно (2015 год, 2016 год, 2017 год), при этом бюджетные ассигнования предусмотрены на 2015 год – 361036,9 тыс. рублей, на 2016 год с уменьшением на 68033,6 тыс. рублей (на 18,8%) по сравнению с 2015 годом,   на 2017 год – 348532,0 тыс. рублей с ростом на 55528,7 тыс. рублей (на 18,9%) по сравнению с 2016 годом. На 2017 год планируются расходы меньше объема, предусмотренного в 2015 году на 12504,9 тыс. рублей (на 3,5%);

3) услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по образовательным программам общего образования в государственных общеобразовательных организациях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении: количество обучающихся по 402 человек ежегодно (2015 год, 2016 год, 2017 год), бюджетные ассигнования предусмотрены на 2015 год в сумме  92210,7 тыс. рублей, предусматривается уменьшение ассигнований на 2016 год  на  17402,5  тыс. рублей (на 18,8%), на 2017 год – на 700,0 тыс. рублей (на 0,7%) по сравнению с 2015 годом;

4) услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по образовательным программам общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением: количество обучающихся по 8 человек ежегодно (2015 год, 2016 год, 2017 год), бюджетные ассигнования предусмотрены на 2015 год на сумму 18478,7 тыс. рублей, предусматривается  уменьшение ассигнований на 2016 год на 6953,9 тыс. рублей (на 37,6%), на 2017 год – 4769,6 тыс. рублей (на 25,8%) по сравнению с 2015 годом.

Указанное, по мнению Счетной палаты Республики Бурятии, свидетельствует о недостаточном качестве планирования госпрограммы при ее формировании.

При доработке госпрограммы предлагаем  учесть вышеуказанные  замечания.

Председатель                                                                          Е.В. Пегасов