23 декабря 2015 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрены результаты проведения экспертизы Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».
С докладом выступила аудитор Ольга Чимитдоржиева.
В докладе было отражено следующее.
Государственная программа Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» была рассмотрена с учетом планируемых изменений и требований методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Республики Бурятия, утвержденных приказом Минэкономики Республики Бурятия от 26.09.2013 №67 (в ред. от 27.03.2015).
Согласно представленному проекту госпрограммы в период с 2014 по 2020 годы за счет бюджетных ассигнований объемы финансирования уменьшаются, так, федерального бюджета на 17,6% (с 6895521,1 тыс. руб. до 5679377,3 тыс. руб.), республиканского – на 11,5% (с 5011068,7 тыс. руб. до 4436073,6 тыс. руб.), местных – на 5,7 % (со 169346,5 тыс. руб. до 159670,7 тыс. руб.). Причем отмечается значительное падение бюджетных ассигнований за счет всех источников, начиная с 2017 года. Так если в 2016 году объем ресурсов составляет 2396837,1 тыс. руб., то в 2017 – лишь 744241,6 тыс. руб. С 2018 года финансирование госпрограммы за счет федерального и местного бюджетов имеет нулевое значение.
Общий объем финансирования госпрограммы, включая внебюджетные источники, за период 2014-2020 годы снизится в 8,96 раза (с 187 944 215,2 тыс. руб. до 20 967 085,6 тыс. руб.), что обусловлено сокращением внебюджетного софинансирования госпрограммы, объем которых за весь период должен был составить 175 867 718,9 тыс. руб., по проекту госпрограммы – 6 198 594,9 тыс. руб.
Причины значительного уменьшения объемов внебюджетного софинансирования госпрограммы не представлены, а их падение указывает на низкий уровень привлечения и значительные просчеты при разработке госпрограммы.
Проектом расширена цель программы. Задачи программы, в общем, не изменились. Между тем, изменены целевые индикаторы.
Проектом программы увеличен перечень ожидаемых результатов реализации программы с 13 до 19, в т.ч. исключены отдельные результаты и введены новые.
При сравнении действующей редакции госпрограммы и проекта наблюдается увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам эконом-класса, к 2020 году в размере не менее 85% от общего ввода жилья (было 65%). Однако, учитывая уменьшение годового объема ввода жилья относительно первоначально установленного, данный результат в измеримом соотношении снижается. Не представлены обоснования причин исключения отдельных ожидаемых результатов при наличии мероприятий по их достижению:
- Увеличение доли молодых семей, улучшивших жилищные условия в отчетном году, от общего числа молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с 3,1% в 2013 году до 3,8% в 2020 году;
- Достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности в сейсмических районах Республики Бурятия.
Целевой индикатор «Снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений» не привязан к ожидаемым результатам, по установленным проектом Госпрограммы значениям не представлены обоснования, расчеты, базовые данные.
Кроме того, стоит отметить, что согласно методическим рекомендациям по разработке и реализации государственных программ Республики Бурятия, утвержденным приказом Минэкономики РБ от 26.09.2013 №67 (ред. 27.03.2015) целевые индикаторы должны быть увязаны с ожидаемыми результатами, а конечный и непосредственный результаты должны быть измеримы.
В Госпрограмме максимально возможной увязки индикаторов с ожидаемыми результатами не отмечается, несмотря на количество и наличие измеримости установленных ожидаемых результатов.
Наряду с этим, полагаем целесообразным в качестве индикатора и ожидаемого результата включить проведение капитального ремонта имущества в многоквартирных домах, поскольку имеется плановость его осуществления.
Госпрограмма состоит из четырех подпрограмм, нумерация которых изменена проектом:
- Подпрограмма 1 «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия»;
- Подпрограмма 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия»;
- Подпрограмма 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Бурятия»;
- Подпрограмма 4 «Совершенствование государственного управления строительного и жилищно-коммунального комплексов и создание условий для реализации государственной программы».
В рамках подпрограммы 1 предполагается решение 7 задач (приложение №3 «Структура подпрограммы 1), на финансирование которых по проекту предусмотрено затратить в 2016 году 3228947,1 тыс. руб., по действующей редакции - 24259030,3 тыс. руб. С 2017 года планируется уменьшение объемов финансирования по сравнению с 2016 годом в 1,9 раза (2017 – 1664029,2 тыс. руб.), в основном, за счет внебюджетных источников.
По единственному основному мероприятию 1.1. «Градостроительное планирование развития территорий муниципальных образований в РБ» задачи 1 «Стимулирование органов местного самоуправления к проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья экономического класса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства» при наличии ожидаемых результатов по созданию комплексной системы градостроительной документации, увеличению доли ввода жилья, соответствующего стандартам эконом-класса, к 2020 году, а также индикаторов вплоть до 2020 года (наличие в муниципальных образованиях информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, обеспеченность населенных пунктов проектами планировки территории) с ежегодным ростом значений, финансирование предусмотрено лишь в 2015 году за счет средств республиканского и местных бюджетов (РБ – 4739,9 тыс. руб., МБ – 1410,0 тыс. руб.), что свидетельствует об отсутствии планомерности решения поставленной задачи и достижения заданных индикаторов, а также ставит под сомнение получение ожидаемых результатов Госпрограммы.
В рамках задачи 2 «Создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса с целью повышения доступности жилья для экономически активного населения» запланировано также одно основное мероприятие 2.1. «Стимулирование развития жилищного строительства в РБ» с установлением в действующей редакции подпрограммы 1 четырех индикаторов, по проекту - пяти индикаторов (дополнительно введен индикатор «объем ввода жилья по стандартам эконом-класса»).
По каждому из индикаторов, за исключением «количество земельных участков, предоставленных для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, обеспеченных инженерной инфраструктурой», вплоть до 2020 года планируется положительная динамика их значений. При этом при наличии общего объема финансирования за период реализации Госпрограммы в размере 71443,4 тыс. руб. за счет бюджетных ассигнований из республиканского и местных бюджетов ежегодные объемы финансирования имеют нулевое значение. Кроме того, отсутствуют какие-либо суммы финансирования из внебюджетных источников. Таким образом, неясно в результате каких инвестиций будет достигаться рост установленных индикаторов.
Кроме того, возникает вопрос по распределению погодового финансирования по индикатору «количество земельных участков, предоставленных для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, обеспеченных инженерной инфраструктурой», значения которого составили в 2013 году – 200 шт., в 2014 – 300 шт., в 2015 – 198 шт., поскольку согласно сноске его достижение обеспечивается за счет субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на развитие общественной инфраструктуры.
На наш взгляд, в целом, положительная динамика по ряду из установленных показателей обусловливается не только бюджетным финансированием, но и частными инвестициями (собственными средствами граждан, заемными средствами), что относится к внебюджетным источникам. В связи с этим полагаем целесообразным включение внебюджетного финансирования, объективно имеющего место, с учетом статистических данных по вводу жилья эконом-класса и вложениям. Наряду с этим, за счет бюджетного финансирования осуществляется строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, осуществляются те или иные выплаты иным категориям населения, что также, по нашему мнению, должно находить отражение в объемах ежегодного финансирования, влияющего на динамику индикаторов.
Кроме того, в условиях имеющегося кризиса на рынке приобретения жилья считаем обоснованным пересмотреть значения индикаторов на предмет их реального движения в планируемом периоде.
При решении задачи 3 «Обеспечение мер государственной поддержки для улучшения жилищных условий в отношении отдельных категорий граждан» предполагается реализовать по проекту три основных мероприятия, по действующей редакции подпрограммы – четыре (исключено мероприятие «Реализация на территории МО «Селенгинский район» мероприятий программ местного развития и обеспечении занятости для шахтерских городов и поселков») с установлением четырех индикаторов.
В действующей редакции подпрограммы финансирование установлено только по мероприятию 3.1. «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Бурятия» в 2014-2015 годах, тогда как согласно проекту финансирование установлено в течение всего периода реализации госпрограммы с ежегодным увеличением, начиная с 2016 года. В республиканском бюджете на 2016 год расходов на названное мероприятие не заложено.
В проекте подпрограммы предусмотрено финансирование в 2014-2015 годах основного мероприятия 3.2. «Реализация в Республике Бурятия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы», но не запланировано финансирование по основному мероприятию 3.3. «Реализация на территории Республики Бурятия мероприятий программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», что, вероятно, связано с отсутствием на данном этапе федеральных проектировок.
Как указывалось выше, утверждено четыре индикатора, по двум из которых установлены значения на весь период реализации Госпрограммы до 2020 года, а по двум только в 2014 году:
- процент молодых учителей, получивших ипотечный кредит в текущем году, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит, - 95%;
- процент молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита в текущем году, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ в текущем году, - 73%.
Обоснований отсутствия значений индикаторов в дальнейшем реализуемом периоде Госпрограммы не представлено. Целесообразность включения таких индикаторов лишь в первом году Госпрограммы при отсутствии необходимых мероприятий в последующие годы не оправдана.
По задаче 4 «Создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования» установлено мероприятие 4.1 «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования» с отсутствием финансирования как за счет бюджетных средств, так и внебюджетных источников. Между тем, Республика является стопроцентным владельцем акций Ипотечной корпорации Республики Бурятия, а также в Госпрограмме по данному мероприятию установлен значительный перечень направлений, предполагающий задействование тех или иных средств:
«4.1.1. Государственная поддержка системы ипотечного жилищного кредитования, позволяющей формировать рынок жилья в Республике Бурятия, путем предоставления:
- денежных средств из республиканского бюджета на предоставление субсидий на оплату страхования ответственности или части стоимости жилья гражданам определенных Правительством Республики Бурятия категорий, приобретающим жилье по программе ипотечного жилищного кредитования (далее - определенным категориям);
- денежных средств для увеличения уставного капитала ОАО "Ипотечная корпорация Республики Бурятия" на реализацию программ кредитования регионального оператора ("Социальная ипотека" и др.).
Основные направления деятельности в период 2013 - 2020 годов:
1. Активное развитие ипотечного кредитования банковской системой за счет собственных ресурсов, внедрение новых механизмов жилищного финансирования (жилищные строительные кооперативы и т.п.).
2. Развитие ипотечного страхования для возможности снижения первоначального взноса по федеральной ипотеке, субсидирование первоначального взноса определенным категориям граждан или компенсация страхования ипотечных обязательств гражданам.
3. Поддержание заемщиков, у которых произошло снижение доходов, стимулирование отложенного платежеспособного спроса - реструктуризация кредитов, создание в муниципалитетах маневренного жилищного фонда для временного проживания заемщиков, на жилье которых обращено взыскание.
4. Реализация социальных федеральных и региональных продуктов для определенных категорий населения, в т.ч. ("Новостройка", "Материнский капитал", "Военная ипотека", "Молодые семьи", "Ипотечный кредит для молодых учителей", "Молодые ученые", "Социальная ипотека").
5. Снижение финансовых рисков для населения при покупке строящегося жилья.
6. Внедрение механизма субординирования кредита, состоящего из рыночной и социальной частей.
7. Дифференциация рынка жилья, формирование нового сегмента жилья эконом-класса через реализацию Программы АИЖК "Стимул" и содействие строительству такого жилья в объемах, соответствующих потребностям и спросу граждан со средними доходами.
На создание маневренного жилищного фонда в целях обеспечения поддержки заемщиков, лишившихся единственного жилья в результате продажи предмета залога, будет направлено в 2011 - 2015 годах 26,4 млн. руб.
К концу срока действия Подпрограммы 1 доля сделок с ипотекой на рынке жилья достигнет 30%, средний срок кредитования увеличится до 20 лет (за 2009 год - 14,6 года), доля ипотечных жилищных кредитов с ипотечным страхованием составит 10% от всех сделок».
Таким образом, осуществление перечисленных направлений и достижение результатов при неимении поэтапного финансирования, в т.ч. внебюджетного, сомнительно и указывает на отсутствие проведения системной государственной политики по решению задачи 4 подпрограммы 1.
Не представлены обоснования и расчеты установленных значений двух индикаторов «Количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов», «превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен».
На наш взгляд, с учетом складывающихся условий на рынке ипотечного кредитования установление значений индикаторов требует взвешенного подхода.
По задаче 5 «Создание условий для проведения существующего жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортность проживания» по проекту предусмотрена реализация трех основных мероприятий, в действующей редакции подпрограммы – двух, причем по вновь введенному мероприятию 5.3. «Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов (городских округов) на компенсацию расходов муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на создание условий для исполнения РАП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в т.ч. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в РБ, в 2013-2017 гг.» финансирование установлено в 2015 году, что нашло отражение в республиканском бюджете.
В проекте в отличие от действующей редакции подпрограммы запланировано погодовое финансирование по 2020 год по мероприятию 5.1. «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Бурятия в зоне БАМа», в действующей редакции подпрограммы объемы финансирования ограничивались 2015 годом. Однако в утвержденном республиканском бюджете на 2016 год расходов на данное мероприятие не установлено.
По мероприятию 5.2. «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» финансирование заканчивается в 2017 году. По проекту объемы расходов с 2015 года скорректированы по сравнению с действующей редакцией подпрограммы (в 2015 году – увеличены на 247526,0 тыс. руб., в 2016 – уменьшены на 53269,0 тыс. руб., в 2017 – на 194594,7 тыс. руб.), при этом объемы за счет федерального и республиканского софинансирования не совпадают с объемами, заложенными в бюджете на 2016 год (ФБ – 945107,2 тыс. руб., РБ – 1553433,7 тыс. руб. (проект подпрограммы), ФБ - 963 849,8 тыс. руб., РБ – 1048679,0 тыс. руб. (бюджет)).
В результате реализации названных мероприятий предполагается выполнение четырех индикаторов, значения трех из которых не изменились, а по индикатору «Количество семей переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа» установлены значения вплоть до 2020 года. Между тем, не установлены значения индикатора «Установленная общая площадь жилых помещений по социальным выплатам, предоставленным собственникам ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа», начиная с 2016 года, тогда как такая форма расселения сохраняется.
По задаче 7 «Формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень» имеется единственное мероприятие 7.1. «Развитие жилищного строительства для целей коммерческого найма», по которому проектом исключено какое-либо финансирование за счет внебюджетных источников. Кроме того, редакцией Госпрограммы от 03.11.2015 исключены следующие индикаторы:
Индикаторы (показатели) |
|||||||||
|
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Годовой объем ввода жилья для целей коммерческого найма |
кв. м |
- |
- |
3000 |
3000 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Обеспеченность населения жильем для целей коммерческого найма |
кв. м на 1 чел. |
- |
- |
0,003 |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
0,006 |
Таким образом, решение данной задачи в перспективном периоде не запланировано, как за счет установления индикаторов, так и возможного финансирования, несмотря на наличие в Госпрограмме ряда задач и мероприятий (текстовая часть), ожидаемых результатов, а именно:
«1) развитие эффективного рынка арендного жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность проживания для граждан с разным уровнем доходов и социальным положением;
2) сокращение срока ожидания предоставления жилого помещения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Развитие эффективного рынка арендного жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность проживания для граждан с разным уровнем доходов и социальным положением предполагает реализацию мероприятий:
- формирование и предоставление земельных участков для строительства жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования (арендного жилья);
- проведение мероприятий по организации подготовки инвесторами инвестиционных проектов по строительству жилых домов эконом-класса, предназначенных для формирования жилищного фонда коммерческого использования;
- содействие использованию продукта АИЖК "Арендное жилье" при реализации инвестиционных проектов по строительству жилых домов эконом-класса, предназначенных для формирования жилищного фонда коммерческого использования.
Организационные мероприятия включают:
- сбор данных от исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, крупных организаций о потенциальной потребности в строительстве арендного жилья;
- проведение мероприятий по организации подготовки инвесторами инвестиционных проектов по строительству жилых домов эконом-класса, предназначенных для формирования жилищного фонда коммерческого использования, в т.ч. конкурсный отбор проектов».
В связи с этим, обоснованность включения в подпрограмму задачи 7 носит формальный характер.
По подпрограмме 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» представлен проект Структуры подпрограммы, который незначительно отличается от действующей редакции подпрограммы. Между тем, проект имеет нулевые объемы финансирования в 2016 году по ряду мероприятий задачи 1 «Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению» и задачи 2 «Повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов»:
- 1.1. «Создание и обеспечение деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», начиная с 2016 года не заложены объемы финансирования, тогда как это постоянно действующие на данном этапе расходы, предусмотренные законом о бюджете на 2016 год;
- 2.1. «Строительство, модернизация и реконструкция комплексов очистных сооружений и систем водоотведения», тогда как в бюджете установлено 23 015,4 тыс. руб. на «Очистные сооружения в г. Кяхта производительностью 3000 куб.м./сут. Кяхтинского района Республики Бурятия»;
- 2.5. «Компенсация выпадающих доходов по электроэнергии, вырабатываемой дизельными электростанциями», начиная с 2015 года полностью обнулены объемы финансирования, несмотря на наличие таких расходов.
В рамках задачи 3 «Обеспечение информационного сопровождения реализации реформы ЖКХ РБ» по мероприятию 3.1. «Проведение информационной кампании по разъяснению населению о реализации реформы ЖКК в РБ» с 2015 года не установлено ни объемов финансирования, ни значений индикаторов. Вместе с тем, в бюджете на 2016 год по КБК 6221000000 включены расходы по основному мероприятию «Информирование по вопросам эффективного управления многоквартирными домами, предоставлению коммунальных услуг и иным вопросам функционирования ЖКХ Республики Бурятия» в размере 3051,0 тыс. руб. Таким образом, учитывая код подпрограммы 2, выявляется несогласованность наименования мероприятия в подпрограмме и бюджете, а также по объемам финансирования и индикаторам.
По задаче 2 имеется четыре индикатора, по значениям трех из которых при отсутствии финансирования не представлены обоснования их динамики.
|
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод |
% |
1 |
5 |
5 |
20 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Удельный вес потерь тепловой энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей |
% |
17,5 |
17,5 |
17,5 |
16,0 |
15,5 |
15,3 |
14,8 |
14,5 |
Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть |
% |
19,4 |
19,4 |
19,4 |
18,3 |
18,0 |
17,8 |
17,4 |
17,0 |
По каждому из них, начиная с 2016 года, предполагаются значительные темпы прироста/снижения, однако, в результате реализации каких мероприятий данные показатели будут достигнуты из подпрограммы не видно.
Проектом Структура подпрограммы 3 «Совершенствование государственного управления строительного и жилищно-коммунального комплексов» представлена в приложении 11 к постановлению Правительства РБ, тогда как согласно текстовой части проекта постановления данную подпрограмму предусмотрено обозначить четвертой.
Проектом подпрограммы уточнены объемы финансирования по осуществлению деятельности аппарата Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, технического заказчика, деятельности аппарата республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора, а также по мероприятию 1.3. «Информирование граждан в Республике Бурятия по вопросам эффективного управления многоквартирными домами и о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилых зданий, определенных в качестве обязательных федеральными законами на территории Республики Бурятия», начиная с 2016 года 3051,0 тыс. руб. Аналогичная сумма по КБК 6221000000 заложена в бюджете на 2016 год, как отмечалось выше, по основному мероприятию «Информирование по вопросам эффективного управления многоквартирными домами, предоставлению коммунальных услуг и иным вопросам функционирования ЖКХ Республики Бурятия», в связи с этим неясно разные ли названные мероприятия, какой индикатор характеризует последнее мероприятие подпрограммы 4.
По задаче 2 «Осуществление региональных государственного строительного и жилищного надзора, контроля (надзора) в области долевого строительства установлено основное мероприятие 2.1. «Осуществление деятельности аппарата Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора». Показателями деятельности данной службы установлены на уровне 100%:
- Процентное соотношение количества фактически проведенных проверок соблюдения требований градостроительного законодательства к количеству проверок (плановых, внеплановых) предусмотренных графиком проведения надзорных мероприятий;
- Процентное соотношение фактически проведенных плановых проверок соблюдения требований законодательства в области долевого строительства к количеству проверок, включенных в годовой план проверок;
- Процентное соотношение количества рассмотренных дел об административных правонарушениях в области государственного строительного надзора к количеству возбужденных административных дел со сроками рассмотрения в отчетном периоде;
- Процентное соотношение количества рассмотренных дел об административных правонарушениях в области долевого строительства к количеству возбужденных административных дел со сроками рассмотрения в отчетном периоде;
- Соотношение фактически проведенных плановых проверок к количеству проверок, предусмотренных планом проведения плановых проверок в отчетном периоде;
- Соотношение рассмотренных дел об административных правонарушениях к количеству возбужденных административных дел в отчетном периоде.
На наш взгляд, индикаторы, касающиеся контрольной деятельности (проведения проверок), в 100%-ом объеме не отражают в полной мере результативность их осуществления, поскольку их количество может варьироваться по годам как в большую сторону, так и в меньшую.
При рассмотрении проекта паспорта и структуры подпрограммы 4 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Бурятия» отмечаем, что в проекте структуры подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РБ» не изменена нумерация, тогда как согласно текстовой части проекта постановления данную подпрограмму предусмотрено обозначить третьей. Кроме того, в проекте паспорта и в проекте структуры не соотносятся наименования целевых индикаторов.
Данная подпрограмма действует, включая 2018 год. Проектом сокращено количество задач с двух до одной «Повышение сейсмической устойчивости объектов жилищного фонда, основных объектов и систем энергоснабжения, водоснабжения, мест массового пребывания людей, зданий и сооружений, задействованных в системе экстренного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», с установлением двух индикаторов:
|
|
2009-2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Размер предотвращенного ущерба от возможного |
млрд. руб. |
- |
0,8 |
6,80 |
5,18 |
2,2 |
- |
- |
- |
Снижение уровня |
% |
- |
-
|
16,7 |
12,5 |
12,5 |
- |
- |
- |
При рассмотрении данных индикаторов их значения вызывают ряд вопросов, так, например, за счет чего размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений может сократиться в 2015 году в 2,4 раза, каким образом был рассчитан размер названого ущерба, к каким базовым данным рассчитывается снижение уровня
риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений, по каким причинам при наличии бюджетного финансирования на 2016 год имеются нулевые значения в проекте подпрограммы.
При доработке госпрограммы предлагаем учесть вышеуказанные предложения и замечания.