Результаты проведения экспертизы Государственной программы Республики Бурятия «Развитие имущественных и земельных отношений»

23.01.2015

30 ноября 2015 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрены результаты проведения экспертизы Государственной программы Республики Бурятия «Развитие имущественных и земельных отношений».

30 ноября 2015 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрены результаты проведения экспертизы Государственной программы Республики Бурятия «Развитие имущественных и земельных отношений».

С докладом выступила аудитор Ольга Чимитдоржиева.

В докладе было отражено следующее.

Государственная программа Республики Бурятия «Развитие имущественных и земельных отношений» (60) рассмотрена с учетом планируемых изменений и требований методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Республики Бурятия, утвержденных приказом Минэкономики Республики Бурятия от 26.09.2013 №67 (в ред. от 27.03.2015). В проекте представленных изменений частично учтены замечания Счетной палаты по проекту закона РБ о республиканском бюджете. Ответственный исполнитель – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

Согласно требованиям вышеназванных методических рекомендаций:

- были рассмотрены Закон Республики Бурятия № 1903-IV от 14 марта 2011 года «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года», Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 20125 года, утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия №410 от 15.12.2015, в которых отдельно не содержится вопросов о перспективах развития имущественных и земельных отношений в республике;

- не были представлены материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию госпрограммы, оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели госпрограммы, подпрограмм и основных мероприятий. 

- Госпрограмма не содержит раздела «Оценка эффективности реализации госпрограммы».

Наряду с этим была рассмотрена Концепция развития имущественных и земельных отношений в Республике Бурятия на 2013 - 2015 годы (далее – Концепция), утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия №167 от 03.04.2013 и являющаяся основой для формирования госпрограммы.

При сравнении данной Концепции и госпрограммы выявлено, что в Концепции содержится более широкий спектр вопросов, касающихся развития имущественных отношений, в т.ч.:

- учет государственного имущества Республики Бурятия;

- государственная регистрация права собственности Республики Бурятия на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности;

- обеспечение технической документации на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности;

- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

- управление акциями открытых акционерных обществ, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия;

- управление республиканскими государственными унитарными предприятиями и республиканскими учреждениями;

- приватизация государственного и муниципального имущества в Республике Бурятия;

- управление жилищным фондом в Республике Бурятия;

- осуществление контроля за использованием государственной собственности.

Концепция позволяет решить следующие взаимосвязанные задачи:

1. Постоянная актуализация реестров республиканского и муниципального имущества, в том числе путем использования автоматизированной информационной системы "Имущественно-земельный комплекс".

2. Обеспечение актуализации технической документации на все объекты недвижимости, находящиеся в собственности Республики Бурятия.

3. В отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Республики Бурятия, - обеспечение государственной регистрации права собственности Республики Бурятия на такие объекты, а также государственной регистрации соответствующих вещных прав, если данное имущество закреплено за определенным лицом на соответствующем праве.

4. Постоянное ведение перечня имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставление такого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном действующим законодательством.

5. Увеличение уровня доходов республиканского бюджета, получаемых в результате эффективного управления корпоративными активами.

6. Минимизация государственных (муниципальных) унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, соответствие их видов деятельности Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

7. Приватизация имущества, не соответствующего полномочиям Республики Бурятия, а также передача имущества в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия с целью обеспечения исполнения полномочий местного значения.

8. Проведение проверок на предмет целевого и эффективного использования имущества, находящегося в собственности Республики Бурятия.

9. Оптимизация количества государственных учреждений Республики Бурятия и муниципальных учреждений в соответствии с оказываемыми ими государственными услугами, выполняемыми государственными работами, функциями.

10. Обеспечение условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Республики Бурятия путем максимально возможного вовлечения недвижимости в Республике Бурятия в гражданский оборот, особенно объектов незавершенного строительства, находящихся в стадии консервации и требующих дополнительного финансирования с целью окончания строительства.

Перечисленные в Концепции вопросы и задачи имеют свою актуальность, но не находят отражения в полной мере в госпрограмме.

Так, в разделе «Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 «Имущественные отношения» затрагиваются вопросы, касающиеся:

- оптимизации состава государственного имущества Республики Бурятия;

- открытых акционерных обществ, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений;

- контрольных мероприятий по вопросам сохранности и эффективного использования государственного имущества Республики Бурятия

- повышения эффективности использования республиканской собственности, передаваемого в аренду;

- приватизации имущества, не предназначенного для выполнения государственных полномочий, выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества

- оформления технических планов для постановки объектов бесхозяйного недвижимого имущества на кадастровый учет.

Между тем, каких-либо мероприятий, направленных на решение перечисленных вопросов, индикаторов, ожидаемых конечных результатов не предусматривается (за исключением оформления технических планов, приватизации имущества).

В подпрограмме установлены следующие задачи, направления подпрограммы, целевые индикаторы, ожидаемые конечные результаты.

Задачи подпрограммы (проект изменений)

Направления подпрограммы

(проект изменений)

Целевые индикаторы

(проект изменений)

Ожидаемые конечные результаты

(проект изменений)

Повышение эффективности использования республиканского имущества

Реализация мероприятий, связанных с процедурами банкротства

доля должников, в отношении которых реализуются полномочия по защите интересов Республики Бурятия в судах по делам о банкротстве, от общего количества должников, материалы по которым переданы в Минимущество РБ, %

Сокращение задолженности организаций, признанных банкротами, перед республиканским бюджетом

Реализация государственной политики в области приватизации и управления  государственной собственностью

соотношение количества объектов недвижимого имущества, право собственности Республики Бурятия на которые зарегистрированы, к количеству объектов недвижимого имущества, подлежащих государственной регистрации, %

наличие зарегистрированного права собственности Республики Бурятия при управлении и распоряжении государственным недвижимым имуществом Республики Бурятия.

Обеспечение проведения кадастровых работ на оформление технических планов на объекты, имеющие признаки бесхозяйного имущества

Оформление технических планов для постановки объектов бесхозяйного недвижимого имущества на кадастровый учет

доля оформленных технических планов для постановки объектов бесхозяйного недвижимого имущества на кадастровый учет к общему количеству заявленных объектов, %

постановка бесхозяйных объектов недвижимого имущества на кадастровый учет

Обеспечение проведения кадастровых работ на оформление технических планов на бесхозяйные скотомогильники (биометрические ямы)

Оформление технических планов для постановки бесхозяйных скотомогильников (биометрических ям) на кадастровый учет

доля оформленных технических планов для постановки бесхозяйных скотомогильников (биометрических ям) на кадастровый учет, %

постановка бесхозяйных скотомогильников (биометрических ям) на кадастровый учет


В рамках реализации государственной политики в области приватизации и управления государственной собственностью по представленным обоснованиям к сумме расходов республиканского бюджета на 2016-2018 годы учитываются такие показатели, как:

Показатель

2016

2017

2018

Количество объектов недвижимого имущества, планируемых для заключения договоров пользования (возмездного и безвозмездного), подлежащих приватизации в соответствии с утвержденным прогнозным планом (программой) приватизации республиканского имущества на соответствующий год, единиц

7

7

7

количество земельных участков, планируемых к вовлечению в гражданский оборот, единиц

9

9

9

количество объектов движимого имущества, планируемых для заключения договоров пользования (возмездного и безвозмездного), подлежащих приватизации в соответствии с утвержденным прогнозным планом (программой) приватизации республиканского имущества на соответствующий год, единиц

6

6

6

количество пакетов акций, подлежащих приватизации в соответствии с утвержденным прогнозный планом (программой) приватизации республиканского имущества на соответствующий год, единиц

0

0

0

количество движимого и недвижимого имущества, подлежащего приватизации в соответствии с утвержденным прогнозным планом (программой) приватизации республиканского имущества на соответствующий год и (или) количество движимого и недвижимого имущества неприватизированного в предыдущем году, единиц

22

22

22

Поскольку названное направление подпрограммы носит весьма обширный характер, а также ввиду того, что при его финансировании используются перечисленные показатели, полагаем обоснованным расширить перечень индикаторов.

Кроме того, в целях реализации Концепции, обусловливающей проведение планомерной государственной политики в сфере использования государственного имущества и решения значительного количества задач, стоит предусмотреть мероприятия и целевые индикаторы, касающиеся иных сторон управления имуществом (планируемое управление пакетами акций хозяйственных обществ, выявление площадей, незадействованных в организациями в хозяйственном обороте, проведение инвентаризации объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, проведение контрольных мероприятий по вопросам сохранности и эффективного использования государственного имущества).

Из четырех имеющихся индикаторов установлены значения с 2013 по 2020 только по двум:

доля должников, в отношении которых реализуются полномочия по защите интересов Республики Бурятия в судах по делам о банкротстве, от общего количества должников, материалы по которым переданы в Минимущество РБ;

соотношение количества объектов недвижимого имущества, право собственности Республики Бурятия на которые зарегистрированы, к количеству объектов недвижимого имущества, подлежащих государственной регистрации.

Причем расчет значений последнего показателя вплоть до 2020 года и его суть не ясны:

- к каким объектам недвижимости, подлежащим государственной регистрации, соотносятся объекты, права республики на которые зарегистрированы (либо к объектам, относящимся к государственной собственности, либо к объектам неограниченного круга);

- исходя из установленных значений индикатора (в 2013 году – 85%, в 2014 – 90%, в 2015 – 93%, в 2016 – 95%, в 2017 – 98%, 2019-2020 – по 99%), следует, что количество зарегистрированных объектов и объектов, подлежащих регистрации, будут соотноситься, как 100 к 101.

С 2015 года подпрограммой предусмотрено финансирование только по направлению «Реализация государственной политики в области приватизации и управления государственной собственностью», при этом при объеме финансирования данного направления в 2015 году – 667,1 тыс. руб. прирост значений целевых показателей составляет 1-3 процентных пункта, при объемах финансирования с 2016 по 2020 годы по 369,1 тыс. руб. темп прироста колеблется в пределах 2-5 процентных пункта.

В связи с этим, возникают риски недостижения заявленных показателей при установленном объеме финансирования в 2016 году.

По данной подпрограмме индикаторы установлены в процентном отношении к установленным базам, однако, при отсутствии информации о физическом объеме имеющихся баз, провести оценку исполнения данного индикатора затруднительно.

По Подпрограмме «Земельные отношения» по результатам рассмотрения заключения Счетной палаты по проекту бюджета на 2016 год был учтен ряд замечаний.

Данная подпрограмма включает 2 задачи:

- создание эффективного использования земель;

- формирование земельных участков для последующего представления льготным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Тогда как в Концепции перечень задач намного шире и более конкретизирован.

В рамках первой задачи запланирована реализация 6 мероприятий, одно из которых проектируется с 2016 года с объемом финансирования 5000,0 тыс. руб. для организации работ по актуализации кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Из шести мероприятий лишь по мероприятию по землеустройству и землепользованию установлено финансирование вплоть до 2020 года. По остальным мероприятиям финансирование завершается более ранними сроками. Так, с 2015 года завершено финансирование мероприятий по выявлению и уничтожению дикорастущей конопли, уборке несанкционированных свалок отходов производства и потребления, с 2017 года мероприятий по организации работ по актуализации кадастровой стоимости объектов недвижимости, подготовке проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков.

Под шесть мероприятий предусмотрено выполнение лишь двух индикаторов:

- «доля выделенных земельных участков в счет долей в праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения», значение которого согласно действующей редакции госпрограммы с 2015 года приравнивается 100%. Данный показатель по замечаниям Счетной палаты в проекте госпрограммы заменен, начиная с 2017 года, на индикатор «Создание фонда перераспределения земель» с 2017 года. Необходимо отметить, что в проекте госпрограммы значение индикатора на 2016 год отсутствует. Причем его значение в 2017 – 2020 годах установлено на уровне 6,3% - 10% без указания базы соотнесения.

- «доля земельных участков, относящихся к собственности Республики Бурятия и поставленных на государственный учет».

Как уже отмечалось в заключении к проекту бюджета на 2016 год, установление процентного значения индикатора при отсутствии соотносимого показателя (базы) не позволяет провести оценку исполнения данного индикатора и его динамику, а также влияние финансируемых в разные года в разных объемах те или иные мероприятия на их прирост. Так, при введении нового мероприятия, прекращении финансирования других уровень показателя не скорректировался и имеет тенденцию к росту. Кроме того, неясно как организация работ по актуализации кадастровой стоимости объектов недвижимости может отразиться на вышеназванных индикаторах. 

При этом в разделе «Ожидаемые результаты реализации подпрограммы» показатели характеризуются увеличением площади земель сельскохозяйственного назначения, вовлеченных в оборот, а также увеличением количества сформированных земельных участков, относящихся к собственности Республики Бурятия, т.е. при установлении индикаторов в таком измерении проведенная работа по реализации утвержденных мероприятий была бы нагляднее.

По мероприятиям «Выявление и уничтожение дикорастущей конопли на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия» и «Уборка несанкционированных свалок отходов производства и потребления на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия», в подпрограмме не установлено каких-либо показателей, что предполагает отсутствие результатов их финансирования в 2013-2014 годах.

Проектом госпрограммы значительным изменениям подвергся прогноз сводных показателей государственного задания на выполнение государственных работ ГБУ «Центр информационных технологий Республики Бурятия»:

- изменился прогнозный период: было 2015-2017, стало 2016-2018;

- сократилось количество работ;

- изменились значения показателей и объемы финансирования работ.

При этом не представлены пояснения и обоснования указанных изменений, отсутствует соотносимость с прогнозом в действующей редакции.

В случае, если данный прогноз является дополнением к действующему, считаем необходимо обосновать уменьшение видов работ при сохранении объемов финансирования данной организации в проекте бюджета на 2016 год. 

Объем финансирования подпрограммы «Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы Республики Бурятия «Развитие имущественных и земельных отношений» уменьшился в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 4374,7 тыс. руб., но увеличился относительно действующей редакции подпрограммы на 4537,5 тыс. руб. Увеличение по сравнению с действующей редакцией подпрограммы, в основном, связано с увеличением финансирования по направлению «Внедрение информационных технологий по развитию и учету имущественно-земельного комплекса Республики Бурятия», реализуемому ГБУ «ЦИТ РБ». 

В рамках данной подпрограммы поставлено решение трех задач:

- повышение эффективности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение исполнения полномочий и задач министерства и подведомственного учреждения;

- повышение качества выполнения ГБУ государственных раюбот в сфере развития имущественно-земельного комплекса Ресаублики за счет внедрения новых информационных технологий.

Целевыми индикаторами установлены:

- доля положительных для республики Бурятия судебных решений, принятых по исковым заявлениям Минимущества РБ в сфере имущественных и земельных отношений;

- полнота поступления неналоговых доходов, администрируемых Минимуществом РБ в республиканский бюджет;

- количество земельных участков, учтенных с помощью АИС «Имущественно-земельный комплекс РБ»;

- количество информационных слоев, созданных на геопортале РБ.

При этом по второму индикатору значение установлено на уровне 100% на протяжении всего периода реализации подпрограммы, что не позволяет оценить эффективность реализации данного мероприятия. Так, в 2014 году доходы, администрируемые Минимуществом РБ, составили 113947,2 тыс. руб., в 2015 году – 62041,4 тыс. руб., в 2016 году (прогноз) – 110064,1 тыс. руб. Таким образом, полнота поступления неналоговых доходов не предполагает проведение государственной политики по их увеличению. Причем в Концепции и разделе «Характеристика сферы реализации подпрограммы» говорится об актуальности на данный момент задачи по увеличению доходной части бюджета. 

Согласно представленному проекту госпрограммы дополнительно включен индикатор, предусматривающий рост налоговой базы земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций, определяемого на основе кадастровой стоимости, начиная с 2016 года. Между тем, показатель роста налоговой базы земельного налога уже имеется, в связи с чем неясно его включение повторно.

При доработке госпрограммы предлагаем учесть вышеуказанные предложения и замечания.