Заключение о результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Оценка реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства в Республике Бурятия» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

07.06.2021

Коллегией Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Е.В. Пегасова рассмотрено заключение о результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Оценка реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства в Республике Бурятия» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Коллегией Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Е.В. Пегасова рассмотрено заключение о результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Оценка реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства в Республике Бурятия» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». С докладом выступил Заместитель Председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М.Егоров.

В докладе отмечено следующее.

За 2019-2020 годы по данным ГИИС «Электронный бюджет» к первоначальному паспорту Регионального Проекта «Популяризация предпринимательства» изменения внесены 11 раз. Внесение изменений было связано преимущественно с изменениями плана мероприятий. Актуализация паспорта Регионального Проекта носила технический характер и служила лишь для его приведения в соответствие с параметрами Федерального Проекта «Популяризация предпринимательства».

На реализацию Регионального Проекта «Популяризация предпринимательства» в рассматриваемый период Минпромторгом РБ Гарантийному фонду Бурятии направлено 16 787,0 тыс. рублей, в т.ч. в 2019 году – 8345,7 тыс. рублей, в 2020 году – 8441,3 тыс. рублей. Из данного объема средств 98% предусмотрено за счет федерального бюджета и 2% за счет республиканского бюджета. Согласно отчетности Минпромторга РБ, направляемой в Минэкономразвития РФ, кассовые расходы за рассматриваемый период составили 100% от плановых назначений, но, как оказалось, фактически бюджетные назначения по расходам на реализацию Регионального Проекта полностью не выполнены. Исполнение принятых обязательств за 2019-2020гг. обеспечено на 70%. Переходящий остаток средств на конец 2020 года составил 5116,6 тыс. рублей. Основной причиной низкого освоения бюджетных средств наряду с поздним поступлением из федерального бюджета и периодом пандемии является отсутствие графика проведения мероприятий.

В плане мероприятий реализация Регионального Проекта связана в основном с размещением рекламно-информационных материалов и проведением мероприятий: курсов, уроков, форумов, конференций и т.д. За 2019 год на расходы, связанные с рекламой, израсходовано 63% от общей суммы фактического исполнения, а за 2020 год – 19%. Участие Минпромторга РБ в формировании численных показателей для Республики Бурятия, а также в процессе определения необходимых объемов денежных средств не осуществлялось.

По данным отчетности показатели реализации Регионального Проекта за 2019 и 2020 год выполнены, а некоторые перевыполнены. При этом в паспорте Регионального Проекта методика расчета данных показателей отсутствует. Обнаружены факты включения в один из показателей Регионального Проекта субъектов МСП, прекративших свою деятельность на конец отчетного года, т.е. фактически показатель не выполнен.

В целом вклад в реализацию показателей Федерального Проекта «Популяризация предпринимательства» за счет плановых показателей Регионального Проекта составляет объем менее 0,7%, как и запланированное для их реализации финансирование.

В ходе проведения данного мероприятия Счетной палатой РБ выделены недостатки, которые снижают эффективность использования бюджетных средств и не дают желаемого результата:

1) Отсутствие доступности информации о Региональном Проекте «Популяризация предпринимательства» и о ходе его реализации.

Население Республики Бурятия не может как следить за ходом реализации проекта, так и влиять на него. В состав участников проекта не включена группа предпринимателей. Не предусматривается возможность корректировки мероприятий в зависимости от того, что необходимо заинтересованным целевым группам. К примеру, наибольшая необходимость может быть в образовательных мероприятиях, чем в рекламе.

2) Недостоверность сведений о кассовом исполнении Регионального Проекта и о выполнении его показателей.

Министерством отражается 100% исполнение средств, предназначенных на реализацию Регионального Проекта  только на основании перечисления средств в Гарантийный фонд Бурятии для дальнейшего их расходования. Анализ показал, что фактическое кассовое исполнение за текущий год практически не влияет на выделение трансфертов из федерального бюджета в последующем году. Также Министерством не урегулирован вопрос учета субъектов малого и среднего предпринимательства, которые должны быть включены в показатели реализации Регионального Проекта.

3)  Системные управленческие проблемы.

В качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в Республике Бурятия были утверждены Совет при Главе Республики Бурятия по проектному управлению, а также Комитет по проектному управлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, осуществляющий функции проектного офиса Республики Бурятия. Выявленные факты в части кассового исполнения Регионального Проекта и выполнения показателей указывают на формальный подход со стороны данных органов, а также Минпромторга РБ и демонстрирует слабость системы управления проектной деятельностью.

Материалы экспертно-аналитического мероприятия направлены Главе Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия.


Заместитель Председателя - Аудитор