«Анализ обоснованности удорожания стоимости строительства по объектам «Строительство детского сада на 280 мест по ул. Конечная г. Улан-Удэ», «Строительство детского сада № 1 по ул. Лермонтова в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ».

«Анализ обоснованности удорожания стоимости строительства по объектам «Строительство детского сада на 280 мест по ул. Конечная г. Улан-Удэ», «Строительство детского сада № 1 по ул. Лермонтова в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ». 07.02.2022

На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия 19.01.2022 аудитор Ольга Чимитдоржиева доложила о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ обоснованности удорожания стоимости строительства по объектам «Строительство детского сада на 280 мест по ул. Конечная г. Улан-Удэ», «Строительство детского сада № 1 по ул. Лермонтова в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ», проведенного по поручению Главы Республики Бурятия. В докладе было отмечено следующее.

Обоснованность удорожания рассмотрена с нормативно-правовой и с экономической позиций.

Так, с нормативно-правовой точки зрения осуществление удорожания до 30% возможно только по трём основаниям:

- при исполнении контрактов жизненного цикла;

- в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы;

- при исполнении контракта, предметом которого является одновременно подготовка проектной документации и выполнение работ по строительству.

Заключенные муниципальные контракты не являются контрактами жизненного цикла, и удорожание до 30% при исполнении контрактов жизненного цикла не обоснованно.

Обоснованность удорожания в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы с нормативно-правовой и экономической точек зрения также не может быть осуществлено в связи с отсутствием необходимых оснований.

При рассмотрении обоснованности удорожания при исполнении контракта, предметом которого является одновременно подготовка проектной документации и выполнение работ по строительству, установлено, что основания с нормативно-правовой точки зрения имеются в связи с тем, что:

- предметом муниципальных контрактов является одновременно подготовка проектной документации и выполнение работ по строительству;

- получены положительные заключения государственной экспертизы от 24.12.2021 г. по объекту «Строительство детского сада на 280 мест по ул. Конечная г. Улан-Удэ», от 09.07.2021 и от 02.10.2021 по объекту «Строительство детского сада № 1 по ул. Лермонтова в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ»;

- сметная стоимость строительства согласно положительным заключениям экспертиз превышают 30% стоимости строительства по расчету НМЦК, и составляют 414 571,80 тыс. руб. по детскому саду ул. Конечная, 377 353,83 тыс. руб. по детскому саду ул. Лермонтова. По расчету НМЦК стоимость строительства по обоим детским садам составляет 279 288,20900 тыс. руб.

Основания с экономической точки зрения имеются в частичном размере.

Так, при рассмотрении представленной сметной документации выявлены завышающие сметную стоимость ошибки:

- на 2 895,0 тыс. руб. по детскому саду ул. Конечная в связи с завышенными индексами стоимости материалов и эксплуатации машин в некоторых сметах и излишним начислении НДС на медицинские изделия;

- на 164,8 тыс. руб. по детскому саду ул. Лермонтова в связи с излишним начислении НДС на лифты и медицинские изделия.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия был применен пересчет стоимости работ в цены периода строительства.

По результатам анализа стоимости строительства детского по ул. Конечная в ценах периода строительства установлено следующее:

- сметная стоимость строительства с учетом снижения цены контракта по результатам аукционов составляет 338 512,56761 тыс. руб., или 133% от цены муниципального контракта от 27.11.2020 № 2020.0908 на сумму 254 152,27010 тыс. руб.;

- удорожание на 94 % обусловлено увеличением стоимости материалов и оборудования, при этом удорожание 82 % стоимости материалов и оборудования осуществлено на основании федеральных расценок;

- основной причиной удорожания строительства является не существенный рост в 2021 году цен на ресурсы, а увеличение объемов и количества закупаемых материалов и оборудования.

По результатам анализа стоимости строительства детского по ул. Лермонтова в ценах периода строительства установлено следующее:

- сметная стоимость строительства с учетом снижения цены контракта по результатам аукционов составляет 292 919,26718 тыс. руб., или 119 % от цены муниципального контракта от 25.12.2020 № 2020.0978 на сумму 247 170,00000 тыс. руб.;

- удорожание на 93 % обусловлено увеличением стоимости материалов и оборудования, при этом удорожание 60 % стоимости материалов и оборудования осуществлено на основании федеральных расценок;

- выявлено завышение стоимости материалов на сумму 11 532,10682 тыс. руб. по стоимости линеарных панелей и плит минераловатных;

- имеются признаки завышения стоимости по некоторым другим материалам, стоимость которых определена по результатам конъюнктурного анализа. Закупочная информация по некоторым материалам не представлена, либо содержится в представленных документах частично (в недостаточном объеме);

- удорожание строительства обусловлено также увеличением объемов и количества закупаемых материалов и оборудования, что подтверждается увеличением некоторых основных технико-экономических показателей;

- вместе с тем, некоторые основные технико-экономические показатели отражают уменьшение объемов работ;

- имеются признаки завышения объемов и количества закупаемых материалов и оборудования в связи с уменьшением объемов работ и снижением затрат на оплату труда рабочих, механизаторов, накладные расходы и сметную прибыль.

Итого, по результатам анализа предоставленной информации и документов, усматриваются основания для удорожания стоимости строительства:

- до 330 397,95113 тыс. руб. по объекту «Строительство детского сада на 280 мест по ул. Конечная г. Улан-Удэ», что составляет 130% от цены муниципального контракта от 27.11.2020 № 2020.0908 на сумму 254 152,27010 тыс. руб.;

- до 282 713,35533 тыс. руб. по объекту «Строительство детского сада № 1 по ул. Лермонтова в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ», что составляет 114 % от цены муниципального контракта от 25.12.2020 № 2020.0978 на сумму 247 170,00000 тыс. руб.

Бюджетной заявкой Администрации г. Улан-Удэ в октябре 2021 года предусмотрено удорожание стоимости строительства на 76 245,68100 тыс. руб. (30%) по детскому саду ул. Конечная, на 74 151,00000 тыс. руб. (30%) по детскому саду ул. Лермонтова. По результатам анализа, обоснованным является удорожание строительства на 76 245,68100 тыс. руб. (30%) по детскому саду ул. Конечная, на 35 543,35533 (14%) по детскому саду ул. Лермонтова.

На основании результатов экспертно-аналитического мероприятия Правительству РБ было рекомендовано:

- учесть вышеуказанные выводы по размерам удорожания объектов строительства;

- рекомендовать производить пересчет стоимости строительства в уровень цен периода строительства в целях определения увеличения суммы бюджетного финансирования по иным объектам капитального строительства;

- уведомить АУ РБ «Госэкспертиза» о наличии ошибок в сметных расчетах, получивших положительное заключение государственной экспертизы.