Анализ кредиторской и дебиторской задолженности (состояние, причины образования, проверка обоснованности, эффективность проводимой работы по сокращению) ресурсоснабжающих организаций ООО «Регистр. Ангоя», ООО «Регистр. Кичера», ООО «Регистр. Нижнеангарск», ООО «Регистр. Уоян», ООО «Регистр. Янчукан» Северо-Байкальского района

10 июня 2024 года на заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ кредиторской и дебиторской задолженности (состояние, причины образования, проверка обоснованности, эффективность проводимой работы по сокращению) ресурсоснабжающих организаций ООО «Регистр. Ангоя», ООО «Регистр. Кичера», ООО «Регистр. Нижнеангарск», ООО «Регистр. Уоян», ООО «Регистр. Янчукан» Северо-Байкальского района», проведенного в соответствии с пунктом 24 Плана работы Счетной палаты на 2024 год.

В докладе отмечено, что в целях обеспечения надежной и устойчивой работы муниципальных объектов теплоснабжения ресурсоснабжающим организациям ООО «Регистр. Ангоя», ООО «Регистр. Кичера», ООО «Регистр. Нижнеангарск», ООО «Регистр. Уоян», ООО «Регистр. Янчукан» МО «Северо-Байкальского район» за счет средств республиканского и местного бюджетов в 2022 и 2023 гг. в рамках основного мероприятия «Создание условий для текущего функционирования объектов жизнеобеспечения» Госпрограммы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» направлялись субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению надёжной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район», в том числе: на мероприятие по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности, предстоящие поставки), погашение задолженности по налогам.

В результате проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

В нарушение ст. 179 БК РФ показатели Госпрограммы РБ «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» в части основного мероприятия «Создание условий для текущего функционирования объектов жизнеобеспечения» на 2023 год не приведены в соответствие с объемами бюджетных ассигнований, утвержденными законом о республиканском бюджете.

В бюджете МО «Северо-Байкальский район» на 2023 год бюджетные ассигнования на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности, предстоящие поставки), погашение задолженности по налогам утверждены по не соответствующему бюджетной классификации коду вида расходов.

Предмет Соглашений о предоставлении субсидии в 2023 году между МО «Северо-Байкальский район» и ресурсоснабжающими организациями не соответствует Порядку предоставления субсидии.

В нарушение ст. 78 БК РФ Порядком и Соглашениями о предоставлении субсидий в 2023 году между МО «Северо-Байкальский район» и ресурсоснабжающими организациями не предусмотрено условие о проверке органами государственного финансового контроля.

В отсутствие основания ресурсоснабжающими организациями за счет субсидии производилась оплата процентов по коммерческому кредиту, штрафов и возмещение убытков поставщика в связи с переадресацией ж/д вагонов, тем самым было допущено неэффективное расходование бюджетных средств.

Кроме указанной субсидии из республиканского бюджета ресурсоснабжающим организациям ежегодно направляются субсидии из республиканского бюджета в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение, по фактически сложившимся размерам недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов; субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения.

На тепловую энергию Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия утверждены экономически обоснованные тарифы и льготные тарифы для населения и потребителей, приравненных к категории «население» в соответствии с Законом РБ от 06.12.2019 № 802-VI.

Перечисленное указывает на обеспечение финансовых потребностей (необходимой валовой выручки) ресурсоснабжающих организаций.

Согласно бухгалтерской отчетности у ресурсоснабжающих организаций имеется как дебиторская, так и кредиторская задолженность, при чем по сравнению с 2022 годом, в 2023 году дебиторская задолженность ресурсоснабжающих организаций увеличилась на 103 %, кредиторская задолженность увеличилась на 114 %.

Сравнительная оценка дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2023 показывает превышение кредиторской задолженности над дебиторской, что свидетельствует о недостаточности размера дебиторской задолженности для покрытия кредиторской.

Темп роста кредиторской задолженности (114%) превышает темп роста дебиторской задолженности (103%), что свидетельствует об ухудшении ликвидности предприятий.

Имеется взаимная задолженность между ресурсоснабжающими организациями, доля взаимной задолженности в общей сумме дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2023 г. составляет 21%.

Наибольшую долю дебиторской задолженности покупателей составляет задолженность населения - 78 %, 73 % от годовой выручки по группе потребителей «население».

В исполнительном производстве находится задолженность, составляющая в среднем 26% от задолженности покупателей по состоянию на конец 2023 года.

По состоянию на 31.12.2023 г. наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности занимает задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками – 54 %, по расчетам по налогам и сборам – 24 % и по расчетам с разными дебиторами и кредиторами – 20 %.

Имеется дебиторская задолженность, по которой отсутствовало движение в 2023 году - 9,0 % от общей суммы дебиторской задолженности. Наличие такой задолженности свидетельствует о наличии просроченной дебиторской задолженности и неэффективном проведении претензионной работы.

Отмечено, что при наличии просроченной кредиторской задолженности были отвлечены из оборота часть денежных средств на финансовые вложения (займы), которые могли быть направлены на погашение кредиторской задолженности, в частности, перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов.

В бухгалтерской отчетности ресурсоснабжающих организаций не отражена информация о наличии просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, что не соответствует действительности. Указанный фактор свидетельствует о недостоверности бухгалтерской отчётности ресурсоснабжающих организаций.

Анализ финансового положения ресурсоснабжающих организаций показал, что большинство финансовых показателей значительно хуже нормы.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата обозначила имеющиеся риски и дала соответствующие предложения (рекомендации).

Материалы экспертно-аналитического мероприятия направлены Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, МО «Северо-Байкальский район».

Информационные письма не направлялись
По результатам мероприятия материалы не передавались
Протоколы об административных правонарушениях не составлялись
В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.

Мероприятие проводилось камерально