23.05.2025 года на заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрена информация о результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Проверка отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия за 2024 год», проведенного в соответствии с пунктом 12 Плана работы Счетной палаты на 2025 год.
В результате проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
Годовая бюджетная отчетность ТФОМС РБ за 2024 год составлена и представлена по формам согласно приказу Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Плановые показатели по расходам, указанные в годовой бюджетной отчетности за 2024 год (ф. 0503117), соответствуют показателям сводной бюджетной росписи на 28.12.2024.
Фактические показатели, отраженные в бюджетной отчетности ф.0503117 за 2024 год, соответствуют данным отчета Управления федерального казначейства по Республике Бурятия по форме 0503151 «Отчет по поступлениям и выбытиям» по состоянию на 01.01.2025 года.
Таким образом, по результатам внешней проверки бюджетной отчетности за 2024 год ТФОМС фактов, ставящих под сомнение достоверность отчета, не установлено.
Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия за 2024 год по доходам исполнен в сумме 26 750 118,858 тыс. рублей, что на 678 744,658 тыс. рублей, или на 2,6 % больше бюджетных назначений.
По сравнению с 2023 годом доходы ТФОМС РБ увеличились на 3 998 530,105 тыс. рублей (22 751 588,753 тыс.руб.), или на 17,5 %.
Доходы бюджета ТФОМС РБ сформированы за счет: налоговых и неналоговых доходов – 94 845,861 тыс. рублей (удельный вес – 0,35%); безвозмездных поступлений – 26 655 272,996 тыс. рублей (99,65%).
Исполнение в 2024 году налоговых и неналоговых доходов характеризуется следующим образом.
Налоговые доходы не планировались и фактически не поступали.
Поступления неналоговых доходов составили 94 845,861 тыс. рублей, что на 13 945,861 тыс. рублей, или на 17,2%, больше бюджетных назначений и на 27 547,208 тыс. рублей (67 298,653 тыс.руб.), или на 40,9%, больше поступлений 2023 года.
Штрафов, санкций, возмещений ущерба поступило в сумме 51 140,667 тыс. рублей, или на 24 658,967 тыс.руб. больше от бюджетных назначений, что в 2,2 раза больше поступлений 2023 года (23 076,593 тыс. рублей).
Поступления от доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства за отчетный период составили 43 705,036 тыс. рублей или на 10 713,264 тыс.руб. меньше бюджетных назначений. К уровню 2023 исполнено в 0,9 раза меньше (44 222,060 тыс.руб.).
Безвозмездные поступления в 2024 году составили 26 655 272,996 тыс. руб., что на 664 798,796 тыс. руб., или на 1,02%, больше бюджетных назначений и на 3 970 982,897 тыс. руб., или на 17,5%, больше поступлений 2023 года (22 684 290,099 тыс.руб.).
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КБК 000 202 5 00000000000150) составили 26 691 505,452 тыс. руб., что на 688 193,652 тыс. руб., или на 2,6%, больше бюджетных назначений и на 3 897 054,08 тыс. руб., или на 17,1%, больше поступлений 2023 года (22 794 451,374 тыс.руб.), в том числе:
- 25 502 203,500 тыс.руб. субвенции бюджетам территориальных фондов на финансовое обеспечение организации ОМС, что на 3 458 490,2 тыс. руб., или на 15,6%, больше поступлений 2023 года (22 043 713,3 тыс.руб.) (уведомление ФФОМС от 26.12.2023 № 1-50).
- 401,200 тыс.руб. на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, что на 16,3 тыс. руб., или в 0,96 раза меньше бюджетных назначений и на 101,8 тыс. руб., или на 34%, больше поступлений 2023 года (299,400 тыс.руб.) (уведомление ФФОМС от 10.01.2024 № 6-49);
- 1 188 900,753 тыс.руб. прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных внебюджетных фондов, из них:
- 537 304,000 тыс. руб. межбюджетные трансферты, поступающие из территориальных фондов ОМС других субъектов РФ, за пролеченных граждан в медицинских учреждениях Республики Бурятия;
- 94 291,100 тыс. руб. средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала;
- 557 305,700 тыс. руб. на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2024 году.
Плановые назначения по прочим межбюджетным трансфертам, передаваемые бюджетам территориальных внебюджетных фондов перевыполнены на 688 209,952 тыс.руб. или на 137%. К уровню прошлого года прочие межбюджетные трансферты увеличились на 553 143,479 тыс.руб. или в 1,9 раза больше (635 757,273 тыс.руб.).
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 2 204,260 тыс.руб., что на 2 075,561 тыс. руб., или на 17,1%, больше бюджетных назначений и на 722,803 тыс. руб., или в 0,7 раза меньше поступлений 2023 года (2 927,063 тыс.руб).
В течение года осуществлялся возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в бюджет Федерального фонда ОМС в сумме (-) 38 436,717 тыс. руб.
К уровню 2023 года сумма возвратов уменьшилась на 74 651,620 тыс. руб., или в 3 раза меньше (113 088,337 тыс.руб.).
Законом Республики Бурятия от 22.11.2023 № 161-VII «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» общий размер средств нормированного страхового запаса Фонда на 2024 установлен в размере не более 2 650 000,0 тыс.руб.
Согласно Пояснительной записки (ф.0503160) нормированный страховой запас на 2024 сформирован в сумме 1 936 209,800 тыс. рублей.
Остаток на конец года нормированного страхового запаса составил 268 015,200 тыс.руб.
Правительство Республики Бурятия в течение года в полном объеме исполнило обязательства по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 8 664 612,200 тыс. руб. (перечислено ежемесячно с нарастающим итогом).
Таким образом, перевыполнение плановых назначений в 2024 обусловлено поступлением прочих межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных внебюджетных фондов на сумму (+) 688 209,953 тыс.руб. (в 2,3 раза), штрафов, санкций, возмещений от ущерба на сумму (+) 24 658,967 тыс.руб. (в 1,9 раза), доходов бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет на сумму (+) 2 075,561 тыс.руб.(в 17 раз).
Организация исполнения бюджета ТФОМС РБ в 2024 году осуществлялась на основе Сводной бюджетной росписи, порядок составления и ведения которой определен приказом ТФОМС РБ от 05.12.2017 № 371 «Об утверждения Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи ТФОМС Республики Бурятия» (в ред. от 09.01.2023 № 2).
В 2024 году в ходе исполнения бюджета Территориального фонда в соответствии с пунктом 3 статьи 217 БК РФ в Сводную бюджетную роспись бюджета ТФОМС РБ были внесены 8 изменений, в результате чего бюджетные назначения по Сводной бюджетной росписи превышают утвержденные Законом о бюджете Территориального фонда на 2024 год (в ред. от 29.04.2024 № 423 –VII) бюджетные назначения на общую сумму 686 383,900 тыс. руб., или на 2,5%,
Изменения в Сводную бюджетную роспись вносились в связи дополнительным распределением межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС.
Бюджет Территориального фонда по расходам за 2024 год исполнен в сумме 26 785 258,503 тыс. руб., что на 604 630,100 тыс. рублей, или на 97,7%, меньше бюджетных назначений.
По сравнению с 2023 годом расходы Территориального фонда увеличились на 18,5%, или на 4 174 236,005 тыс. руб. (22 611 022,498 тыс.руб.).
Таким образом, бюджет по доходам составил в сумме 26 750 118,858 тыс. рублей, или на 102,6% от утвержденного в Законе о бюджете Территориального Фонда на 2024 год (26 071 374,2 тыс. рублей); по расходам составил в сумме 26 785 258,503 тыс. рублей, или на 97,8% от сводной бюджетной росписи на 2024 год (27 389 888,602 тыс. рублей); дефицит исполнен на сумму – 35 139,644 тыс. рублей.
Отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия за 2024 год представлен 31 марта 2025 года в Счетную палату Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия в установленный срок – не позднее 15 апреля текущего года в соответствии с положениями пункта 5 статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 41 Закона Республики Бурятия «О бюджетном процессе в Республике Бурятия».
Годовая бюджетная отчетность Территориального фонда на 01.01.2025 содержит все формы, предусмотренные Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета (форма по ОКУД 0503117) за 2024 год доходная часть бюджета Территориального фонда исполнена в сумме 26 750 118,858 тыс. рублей, или на 102,6% тыс. рублей от годовых назначений, расходная часть бюджета исполнена в сумме 26 785 258,502 тыс. рублей, или на 97,7% от уточненной бюджетной росписи на 2024 год.
При проверке бюджетной отчетности и анализе отчетных форм Территориального Фонда за 2024 год фактов недостоверного и неполного отражения данных не установлено.