Проведен анализ обоснованности увеличения расходов по объекту «Строительство школы в г. Улан-Удэ Республики Бурятия», финансирование, проектирование, строительство и эксплуатация которого осуществляется в рамках концессионного соглашения от 31.05.2023 г.

На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ обоснованности увеличения расходов по объекту «Строительство школы в г. Улан-Удэ Республики Бурятия», финансирование, проектирование, строительство и эксплуатация которого осуществляется в рамках концессионного соглашения от 31.05.2023 г. с ООО ПроШкола № 63» (далее - ЭАМ).

В докладе отмечено, что увеличение расходов по объекту «Строительство школы в г. Улан-Удэ Республики Бурятия» (далее – объект соглашения) в рамках концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта соглашения производится по результатам проектно-изыскательских работ (стоимость по действующей редакции концессионного соглашения определена на основании укрупненных нормативов).

Проектом определены следующие основные ТЭП объекта соглашения: общая площадь – 17846,7 кв. м; площадь застройки – 5690 кв. м; этажность – 2,3; наполняемость – 760 чел.

В здании школы помимо учебных помещений проектом предусмотрены: пищеблок на 380 посадочных мест, зрительный зал на 375 мест со сценой, гимнастический зал на 24 человека, тренажерный зал, универсальный спортивный зал на 48 человек, малый конференц-зал на 10 человек, библиотека (информационный центр и фонд хранения), медиастудия, две игровые, издательский центр, музей.

На пришкольной территории предусмотрены игровая площадка, площадка отдыха, беговая дорожка, гимнастическая и баскетбольная площадки.

В целом общая площадь объекта соглашения увеличивается на 30 % (с 18,2 до 23,5 кв.м. на одно учебное место), что обусловлено ПСД и положительным заключением государственной экспертизы.

В целях реализации концессионного соглашения за счет бюджетных средств в республиканском бюджете был предусмотрен капитальный грант в сумме 823,2 млн. руб. (789,0 млн. руб. субсидия федерального бюджета, 34,2 млн. руб. республиканский бюджет). Финансирование капитального гранта произведено в полном объеме в соответствии с условиями концессионного соглашения.

Установлены нарушения условий концессионного соглашения, а именно, несвоевременно заключен договор аренды земельного участка (просрочка 63 дня), не представлены концеденту ежемесячные отчеты о создании объекта соглашения, акты о приемке выполненных работ и затрат по ф. КС-2 не подписаны ГКУ «УКС ПРБ», часть СМР производилась без разрешительной документации.

Установлено завышение сметной стоимости в связи с допущенными техническими ошибками, некачественным проведением конъюнктурного анализа стоимости материалов и оборудования, двойным учетом НДС на часть материалов, излишними проектными решениями по архитектурной подсветке здания (внутридворовых и невидимых частей фасадов), в связи с превышением норматива стоимости оснащения учебного места, установленного приказом Минпросвещения России от 06.09.2022 N 804.

Установлено, что основными причинами увеличения расходов по концессионному соглашению о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта соглашения являются:

увеличение общей площади объекта концессионного соглашения;

увеличение сметной стоимости объекта концессионного соглашения по разработанной ПСД;

увеличение процентной ставки по привлекаемым кредитам и акционерным займам;

не увеличивается размер капитального гранта, соответственно, увеличиваются размер инвестиционного платежа и затраты на уплату процентов.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата дала соответствующие предложения (рекомендации), а именно:

Министерству образования и науки Республики Бурятия:

Организовать работу по увеличению объема капитального гранта.

Принять меры по снижению стоимости технологического оборудования до норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, установленного в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 06.09.2022 № 804.

Организовать работу по устранению выявленных по результатам ЭАМ технических ошибок и недостатков в сметной документации, повлекшие завышение сметной стоимости объекта соглашения. Обеспечить надлежащий и достаточный контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения.

ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия»: Обеспечить установленный пунктом 3.1 распоряжения Правительства РБ от 31.05.2023 № 394-р контроль за исполнением концессионером условий концессионного соглашения по созданию объекта концессионного соглашения.

Материалы экспертно-аналитического мероприятия направлены Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», информационное письмо направлено в Республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора.

Информационные письма направлены:

Главе Республики Бурятия (исх. от 04.07.2025 № 47-05-01-И606/25);

Госстройжилнадзор (исх. от 07.07.2025 № 47-05-01-И612/25).
Результаты экспертно-аналитического мероприятия в правоохранительные органы не направлялись.
Протоколы об административных правонарушениях по результатам ЭАМ не составлялись.