Результат контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на реализацию подпрограммы «Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Бурятия» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» за 2018 год, истекший период 2019 года».

 30.12.2019


На заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия 30 декабря 2019 года под председательством Председателя Счетной палаты РБ Пегасова Е.В. был рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Республики Бурятия Убеева Е.С. по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на реализацию подпрограммы «Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Бурятия» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» за 2018 год, истекший период 2019 года». На коллегии отмечалось следующее.

Подпрограмма «Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Бурятия» стартовала в 2018 году. Сроки реализации: 2018 - 2021 гг.

Целью реализации Подпрограммы «Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Бурятия» является развитие и совершенствование сельскохозяйственной потребительской кооперации как основного механизма повышения доходности и обеспечения доступа малых форм хозяйствования, личных подсобных хозяйств к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, направленного на улучшение качества жизни в сельской местности.

В Республике Бурятия по состоянию на 01.12.2019г. создана определенная система поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации, предусматривающая:

  • предоставление займов из созданного Фонда поддержки кооперации РБ на закуп оборудования, капитальное строительство, пополнение оборотных средств;
  • возмещение 50% затрат на улучшение материально-технической базы кооперативов, произведенных, в том числе, за счет средств предоставленных из Фонда поддержки кооперации РБ займов.

    При этом предоставляемые займы из Фонда поддержки кооперации РБ могут служить для участников грантовой поддержки в качестве источника софинансирования представленного на конкурс проекта. Кроме того, предоставляется грантовая поддержка кооперативов на развитие их материально-технической базы, предоставляются гранты «Агростартап». Создан Центр компетенции на базе ГБУ «ИМЦ РБ», осуществляющий консультационную поддержку сельскохозяйственных кооперативов.

    За период 2018г. – 20.12.2019г. Минсельхозпродом РБ в рамках реализации подпрограммы освоено 68,5 млн. руб. бюджетных средств, в том числе субсидии на создание и ведение уставной деятельности Фонда поддержки кооперации РБ 60,3 млн. руб., субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным потребительским кооперативам на улучшение МТБ всего 8,2 млн. руб.

    Отмечается невысокая востребованность по субсидии на возмещение части затрат на улучшение МТБ. При первоначальном планировании субсидии только на 2018 год 12,5 млн. руб., фактически за 2 года предоставлено всего 8,2 млн. руб. При наличии лимитов бюджетных обязательств по субсидии на улучшение МТБ с мая 2018г. в размере 12,5 млн. руб., Минсельхозпродом РБ по итогам 2018г. было освоено лишь 3,4 млн. руб. (27,3%), при этом, до завершения 2018г. не было инициировано сокращение бюджетных ассигнований или передвижка на другие мероприятия.

    Принятый Порядок предоставления субсидий на компенсацию расходов на улучшение МТБ не предусматривает возможности возмещения затрат сельскохозяйственных кооперативов на приобретение или возведение объектов сбыта готовой продукции, например, нестационарных торговых объектов, мобильных торговых комплексов и прицепов. При этом, согласно декларируемой цели подпрограммы, сельскохозяйственная кооперация призвана обеспечивать, в том числе, доступ малых форм хозяйствования, личных подсобных хозяйств к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции.

    Проверке не представлены документы, свидетельствующие об отказе в предоставлении субсидии и доведении принятых Министерством решений об отказе до заявителя, исходя из чего, невозможно определить обоснованность принятия таких решений. В 2018г. было отказано 1 заявителю, в 2019г. отказано 4 заявителям.

    Установлены случаи оформления заявителями заявок на предоставление субсидий таким образом, что затрудняет последующий контроль за целевым использованием бюджетных средств и может создать возможность для двойного субсидирования оборудования по другим мероприятиям госпрограммы (гранты) - заявки не содержали идентифицирующих сведений о субсидируемом оборудовании - фотофиксации проверяемого оборудования, заводских номеров, года изготовления, паспортов изделий и т.д.; в договорах поставки оборудования, не указывалась конкретная марка поставляемого оборудования (например, написано «сепаратор-сливкоотделитель» или «танк-охладитель»), что не позволяет определить рыночную стоимость оборудования.

    При этом, Акты обследования фактического наличия субсидируемого оборудования, составляемые на этапе рассмотрения заявления заявителей, во многих случаях составлялись Министерством формально и не содержали вывода о наличии, полной комплектации предлагаемого к субсидированию оборудования, готовности к эксплуатации. Отсутствовали фотоматериалы проверяемого оборудования, заводских номеров, года изготовления и т.д.

    По 3 заявкам сельскохозяйственных кооперативов из 12 были выявлены факты, свидетельствующие о признаках завышения заявителями стоимости оборудования, предъявляемого к субсидированию по трем получателям субсидии.

    Так, стоимость приобретенного холодильного оборудования, ленточной пилы для мяса, танка-охладителя молока, полуавтомата для розлива и упаковки жидких продуктов, оборудования для производства мясных полуфабрикатов имеет признаки завышения по сравнению с рыночными ценами на идентичное оборудование. Степень завышения в диапазоне от 1,7 до 2,8 раза. Общая сумма завышения составила 2254 тыс. руб. (расчетно).

    При этом договоры на поставку вышеуказанного оборудования заключались с поставщиками, осуществляющими не свойственные виды экономической деятельности, например, «Торговля оптовая фармацевтической продукцией», «Торговля оптовая прочими бытовыми товарами», «Строительство жилых и нежилых зданий».

    Следует отметить, что оборудование, закупленное вышеперечисленными кооперативами, могло быть приобретено в торговых организациях, являющихся официальными дилерами и специализирующихся на поставке оборудования для пищевой промышленности, базирующихся в г.Улан-Удэ и в г.Новосибирске значительно дешевле, чем было приобретено кооперативами и представлено к субсидированию за счет республиканского бюджета.

    Министерством, как основным разработчиком проектов Порядков предоставления субсидий не были инициированы и не предусмотрены в Порядке положения, направленные на защиту от возможного завышения стоимости представляемого к субсидированию оборудования. Объем неэффективно израсходованных Министерством бюджетных средств при предоставлении субсидии составил, таким образом, 1127 тыс. руб.

    По результатам встречной проверки в Фонде поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации РБ выявлено следующее.

    Фонд осуществляет финансовую поддержку сельскохозяйственной потребительской кооперации, в форме инвестиций, займов, грантов и в других формах, не противоречащих действующему законодательству.

    Капитализация Фонда на момент проверки составила 60,3 млн. руб.

    Порядком предоставления займов определен предельный размер займа не более 5 млн. руб. на срок не более 36 месяцев. Процентная ставка составляет 7% годовых.

    По состоянию на 18.11.2019 г. Фондом выдано 20 займов на сумму 65,5 млн. руб.

    Фондом не во всех случаях контролируется оперативность целевого освоения средств займа заемщиками, что приводит к затягиванию начала производственного процесса в кооперативах. Порядком предоставления займов сроки освоения средств займа не регламентированы. Например, строительные работы, начатые кооперативом в мае 2017г. не завершены по настоящее время, по другому кооперативу в течении 6 месяцев строительные работы даже не начаты и срок их завершения не известен.

    Выявлен факт регистрации приобретенного транспортного средства в собственность председателя кооператива, а не в собственность кооператива.

    Выявлены случаи несоответствия оценочной стоимости залогового имущества по заключениям экспертов Фонда средней рыночной стоимости имущества, по 5 предметам залога она оказалась завышена, что привело к неполному обеспечению залогом выданных сумм займа. Общая сумма завышения залоговой стоимости движимого имущества, предоставленного Фонду в залог, по двум кооперативам составила 1168,3 тыс. руб. Данные факты стали следствием отсутствия механизма определения залоговой стоимости в Порядке предоставления займов.

    Анализ эффективности деятельности Фонда показал достижение основных показателей, установленных для микрофинансовых организаций.

  • Показатель «Эффективность размещения средств» (ЭРс) должен быть не менее 70% и составил 94% (по состоянию на 01.12.2019г.). Данное значение показателя свидетельствует о том, что выделенные из бюджета средства максимально направляются Фондом на предоставление займов, «не простаивают».
  • Показатель «Операционная самоокупаемость» (ОС) должен быть не менее 100% и составил 102% (по состоянию на 01.12.2019г.). Данное значение показателя свидетельствует о том, что доходов Фонда, получаемых в виде процентов от займов достаточно для текущего содержания Фонда (оплата труда, командировочные и т.д.), целевые бюджетные средства не тратятся на содержание Фонда.
  • Показатель «Операционная эффективность» (ОЭ) не должен превышать значения 30% и составил 7% (по состоянию с 01.01.2019г. по 01.12.2019г.). Данное значение показателя свидетельствует о рациональности управления расходами Фонда (сбалансированность штатной численности) при нормальном уровне выдачи займов.

    Вместе с тем, показатель «Риск портфеля с просрочкой больше 30 дней» не должен превышать больше 12% и составил 25%, что превышает пороговый показатель в 2 раза. Данное значение показателя свидетельствует о высокой доле (25%) займов в портфеле займов, по которым по состоянию на 01.12.2019г. имеются риски их невозврата или их части и процентов по ним.

    В момент проверки просроченная задолженность по 4 заемщикам превысила 30 дней, по одному заемщику более 60 дней.

    По мнению проверяющих, возникновение просроченной задолженности могло стать, в том числе следствием ненадлежащего качества оценки финансового состояния на этапе рассмотрения документов заемщиков. В Заключениях анализа финансового состояния Заемщиков, выполняемых экспертами Фонда, выводы о высокой кредитоспособности, а также значения среднемесячной чистой прибыли, не подтверждались обосновывающими документами (отчет о финансовых результатах, выписки о движении по расчетному счету). Решения об одобрении предоставления займов в Заключениях выносились без анализа реального финансового состояния заемщика.

    Анализ результативности реализации подпрограммы показал выполнение всех трех индикаторов подпрограммы по итогам 2018г.

    Следует отметить, что ни в подпрограмме «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Бурятия», ни в госпрограмме «Развитие АПК и сельских территорий» не установлен показатель, предусмотренный Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года – «Охват ЛПХ кооперативами», который, согласно Стратегии должен составить в 2024г. 2%, в 2030г. 5%, в 2035г. 7%.

    По итогам рассмотрения результатов контрольного мероприятия Министерству и Фонду поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации РБ вынесены представления с предложениями о корректировке Порядка предоставления субсидий и Порядка предоставления займов с целью недопущения повторения выявленных нарушений и недостатков.

    Принято решение направить материалы проверки в правоохранительные органы.