Результат контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2018, 2019гг. в рамках реализации Закона Республики Бурятия от 05.05.2015 № 1110-V «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных».

 23.07.2019


Результат контрольного мероприятия «Проверка  целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2018, 2019гг. в рамках реализации Закона Республики Бурятия от 05.05.2015 № 1110-V  «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных».

23.07.2019г. на коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Пегасова Евгения Владимировича был рассмотрен отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка  целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2018, 2019гг. в рамках реализации Закона Республики Бурятия от 05.05.2015 № 1110-V  «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных». С докладом выступил аудитор Е.С. Убеев.

На коллегии было отмечено следующее.

Законом Республики Бурятия от 05.05.2015 N 1110-V "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных" (далее – Закон №1110-V) все органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия наделены следующими государственными полномочиями:

1) отлов безнадзорных домашних животных;

2) транспортировка безнадзорных животных;

3) содержание и учет отловленных безнадзорных животных;

4) усыпление безнадзорных животных;

5) утилизация безнадзорных животных.

Для осуществления переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных образований предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Сумма субвенций местным бюджетам на осуществление государственного полномочия по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных в 2018 и 2019 годах составила по 26376,7 тыс. руб. На 2017 год общая сумма субвенций составляла 19704,5 тыс. руб.

Анализируя размеры бюджетных ассигнований в бюджетах других регионов можно констатировать, что предусматриваемых в республиканском бюджете объемов субвенций на осуществление полномочий по отлову и содержанию БДЖ было достаточно для их полной реализации. Для сравнения в Забайкальском крае на осуществление таких полномочий предусматривалось в 2018г. 14074,0 тыс. руб., в 2019г. 14371,0 тыс. руб. при сопоставимых численности населения и обращаемости населения в связи с укусами; в Иркутской области на 2018г. – 18000,0 тыс. руб., на 2019г. – 23270,0 тыс. руб. при меньшей обращаемости, в Амурской области на 2018 год – 5000,0 тыс. руб., в Новосибирской области на 2018 год – 20000,0 тыс. руб. субвенции.

В июле 2018г.объем субвенции был увеличен на 6672,2 тыс. руб. - до 26376,7 тыс. руб. или на 33,9% от первоначальной суммы.

При распределении дополнительной суммы субвенции Управлением ветеринарии РБ была нарушена Методика расчета субвенций, что привело к неравномерной финансовой обеспеченности исполнения полномочий в муниципальных образованиях. Аналогичное нарушение допущено при распределении субвенций на 2019 год.

В соответствии с отчетами, представленными ОМСУ, за 2018 год достигнуты следующие результаты.

При плане отлова на 2018 год по Соглашениям 13602 гол. БДЖ фактически отловлено 16756 голов или 123,2% от плана. Наибольшее перевыполнение отмечается в г.Улан-Удэ – 10683 гол. при плане 8638 гол., г. Северобайкальске – 450 гол. при плане 315 гол., Иволгинском районе – 929 гол. при плане 526 гол., Кабанском районе – 610 гол, при плане 434 гол.

Из отловленного количества 14339 гол. или 85,6% подвергнуто эвтаназии. Почти во всех сельских районах все отловленные БДЖ были подвергнуты эвтаназии, то есть были признаны больными или агрессивными, за исключением Иволгинского и г.Северобайкальск, в которых 69 и 30 особей, соответственно, были переданы новым хозяевам. В г.Улан-Удэ, согласно Отчету о количественных показателях эвтаназии подвергнуто 8427 гол. или 78,8%, что почти соотносится с нормой в 75%, заложенной при расчете субвенций.

 1997 гол. пало при отлове и содержании (в том числе 1995 гол в г.Улан-Удэ), 364 гол. передано новым владельцам (из них 261 гол. в г.Улан-Удэ).

Всего утилизировано 16392 гол. БДЖ, в том числе 10422 гол., отловленных в г.Улан-Удэ.

В 9 муниципальных образованиях количество дней содержания отловленных животных значительно отставало от заложенных значений при предоставлении субвенции. В некоторых районах «сэкономленные» суммы обращались в доход исполнителей услуг, в других муниципальных образованиях – на дополнительный отлов, сверх предусмотренного Соглашением о предоставлении субвенции количества животных.

В нарушение соглашений лабораторные исследования Администрациями муниципальных образований «Кяхтинский район»,  «Селенгинский район» и «г. Северобайкальск» не проводились. Общая сумма неэффективных расходов данными ОМСУ составила 98,407 тыс. руб., при этом меры ответственности за не исполнение количественных показателей Соглашениями и Порядком предоставления субвенций не были предусмотрены.

Информация о результатах проведенных в 2018г. лабораторных исследований отобранных проб от БДЖ, о степени угрозы, о местах обнаружения случаев заболеваний БДЖ не доводилась до населения.

Анализ договоров и муниципальных контрактов, заключенных для осуществления переданных полномочий показал неразвитость рынка услуг по отлову и содержанию БДЖ, в большинстве муниципальных образований отсутствуют местные поставщики услуг по отлову собак. В основном муниципальные контракты заключались с единственным поставщиком или прямыми договорами. Большинство муниципальных контрактов в 2018г. было заключено с 2 основными исполнителями, ведущими хозяйственную деятельность в г. Улан-Удэ. Указанные факты явились следствием отсутствия в большинстве муниципальных образований приютов временного содержания отловленных БДЖ, мест для утилизации трупов БДЖ в соответствии с санитарно-ветеринарными правилами. С вводом с 2020 года новых требований при обращении с животными, установленных принятым федеральным законом «Об ответственном обращении с животными» проблема реализации полномочий в муниципальных образованиях может усилиться. По состоянию на 01 июня 2019г. Администрации Баргузинского, Бичурского, Мухоршибирского, Прибайкальского районов не заключили контракты на отлов животных из-за отсутствия заявок. В 9 районах при заключенных контрактах отлов по состоянию на 01 июня 2019г. не начат.

По результатам проведенных встречных проверок в Администрациях МО «Тарбагатайский район», МО «Иволгинский район», МО «Заиграевский район», МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ" фактов нецелевого использования бюджетных средств не выявлено. Указанными ОМСУ не надлежащим образом осуществлялся контроль за соблюдением исполнителями специализированными организациями п.5 Порядка отлова, транспортировки и содержания безнадзорных домашних животных в Республике Бурятия, а именно исполнителем не надлежащим образом было обеспечено информирование населения о местонахождении приютов для безнадзорных домашних животных, что могло затруднить возврат отловленных животных их владельцами или поиск новых владельцев для отловленных БДЖ.

В 2018г. по результатам проведенных торгов отловом занималась специализированная организация МБУ «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ».

В 2019г. по результатам проведения открытого конкурса МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» заключен муниципальный контракт с ООО «Цасс» с ценой контракта 8186,789 тыс. руб. на оказание услуг по отлову не менее 7485 особей БДЖ при НМЦК 16707,8 тыс. руб. Начальная цена снижена победителем в 2,04 раза.

Установленные факты демпингования при торгах 2018, 2019гг. свидетельствуют о завышенности нормативов стоимости услуг по отлову и содержанию БДЖ и требует пересчета.

На момент проведения встречной проверки, согласно предоставленным первичным документам (акты отлова, заключения о состоянии здоровья, акты выбытия, акты утилизации, реестр БДЖ) исполнителем ООО «Цасс» произведен отлов 980 особей БДЖ, проведен клинический осмотр 980 особей, временное содержание БДЖ составило 13319 собако-дней, подвергнуто эвтаназии и утилизировано 417 особей, передано новым владельцам 87 голов. В ходе встречной проверки нарушений при исполнении муниципального контракта с ООО «Цасс» не выявлено. Уничтожение трупов безнадзорных домашних животных путем сжигания в установке для сжигания биологических отходов, модели КР-500Д.

В нарушение п.12 Постановления Правительства РБ № перевозка безнадзорных домашних животных осуществлялась одной из специализированных организаций в 2018г. на легковом автомобиле, не приспособленном для перевозки отловленных БДЖ. Согласно выписанным ветеринарным сопроводительным документам перевозка собак одной из отлавливающей организаций из 6 районов в приют временного содержания в п.Сужа Иволгинского района осуществлялся на легковом автомобиле НИССАН-эксперт партиями в среднем по 30 голов, максимальная партия 43 головы. Данные факты указывают на возможное умерщвление собак в момент их отлова, так как перевозка живых особей в таком количестве на легковом автомобиле невозможна. При этом трупы собак, отловленных в Кижингинском и Хоринском районах, после содержания в приюте в п.Сужа Иволгинского района, перевозились для уничтожения обратно в данные районы.

Проверкой выявлено, что 2 специализированные организации, осуществлявшие отлов БДЖ в районах республики в 2018г., указывали в документах содержание отловленных БДЖ одновременно в одном и том же приюте временного содержания, расположенном на земельном участке в п.Сужа Иволгинского района, подтверждая при этом передержку только со стороны своей организации. При этом собственник земельного участка подтвердил договорные арендные отношения только с одной из фирм, что указывает на наличие признаков предоставления специализированной организацией недостоверных сведений и не осуществления предусмотренного Порядком содержания БДЖ, отловленных в 6 муниципальных образованиях, в приюте временного содержания.

Порядок отлова и содержания БДЖ не предусматривал обязанность специализированной организации подтверждать наличие у нее приютов временного содержания перед Заказчиком и специалистами государственной ветеринарной службы. В 2018 году только 10 Администраций муниципальных образований удостоверились в наличии у специализированных организаций таких приютов временного содержания, в 2019г. - 5 муниципальных образований.

В скотомогильнике, расположенном в п.Стеклозавод в книге учета и регистрации БДЖ не подтверждена документально утилизация 678 трупов БДЖ, отловленных одной из специализированных организаций в 2018г.

С 01.08.2018г. в Порядок отлова, транспортировки и содержания безнадзорных домашних животных в целях усиления контроля за проведением мероприятий внесены изменения в части обязательного присутствия ветеринарного специалиста государственной ветеринарной службы при уничтожении трупов БДЖ и фотофиксации им каждого трупа на правом боку.

Ветеринарными специалистами не обеспечен раздельный учет фотоснимков БДЖ, отловленных из разных районов и г.Улан-Удэ, что делало бессмысленным проведение фотофиксации БДЖ, отловленных в данных муниципальных образованиях.

Согласно представленным проверке фотографиям уничтожено в 2018г. на 2838 голов больше, чем в представленном отчете об использовании субвенции, что указывает на отлов и уничтожение БДЖ вне рамок заключенных муниципальных контрактов.

Проверка показала многочисленные случаи фотофиксации  трупов специалистами государственной ветеринарной службы собак не на правом боку в нарушение п.21 Порядка отлова и содержания БДЖ. В г.Северобайкальск, Северо-Байкальском, Иволгинском, Тункинском, Муйском районах некоторые фотографии сделаны таким образом, что не позволяют произвести точный подсчет запечатленных собак.

Выявлены случаи представления фотографий одних и тех же особей дважды, одних и тех же особей в разных районах республики, а также с наименованием файлов, датированных прошлыми годами.

Практически в каждом муниципальном образовании, за исключением Джидинского района, выявлены случаи несоответствия отчетных данных содержимому баз фотофиксации. Так, при отсутствии в реестрах безнадзорных животных наличия щенков или малого количества щенков в базах фотографий запечатлено их значительное количество. При этом, норматив отлова и содержания щенков не отличается от взрослых особей.

Анализ возрастного состава отловленных и уничтоженных БДЖ показал, что из общего количества различимых на фотографиях безнадзорных домашних животных 10180 особей, 3607 особей составляют щенки или 35,4%.

Наибольшая доля отловленных щенков наблюдается в Кяхтинском районе (48,3%), г. Северобайкальск (80%), Северо-Байкальском районе (32,4%), г. Улан-Удэ (37,1%).

Между тем, замещение 35,4% отловленных БДЖ щенками могло оказать негативное влияние на общую ситуацию с обращаемостью населения за медицинской помощью в связи с укусами животных.

По информации Министерства здравоохранения Республики Бурятия в Республике Бурятия с 2011 по 2016 годы наблюдалось ежегодное снижение обращаемости населения за медицинской помощью по поводу укусов животных с 388,8 до 318,6. При этом, даже достигнув минимального уровня в 2016г. в 318,6 показатель обращаемости в республике превышал российский уровень 259,4 в 1,23 раза. С 2017г. отмечается рост обращаемости до 328,5 при российском уровне 258,7. В 2018г. произошло резкое увеличение обращаемости до 469,6 на 100 тыс. населения.

Резкое увеличение обращений в 2018г., в первую очередь, связано с неблагополучием по бешенству на территории республики. В 2017г. было зарегистрировано 42 случая бешенства среди животных, в 2018г. 86 случаев. В районах, где зафиксированы случаи заболевания бешенства у животных наблюдается резкий рост количества обращений за антирабической помощью. Так, в 2018г. рост количества обращений к уровню 2017 года составил в Бичурском районе в 2,2 раза; в Джидинском рай  оне в 1,7 раза; в Заиграевском районе в 3,1 раза; в Иволгинском районе в 2,6 раза; в Мухоршибирском районе в 2,7 раза; в Тарбагатайском районе в 1,8 раза. Снижение зафиксировано только в Северобайкальском районе.

В связи с изложенным, оценить влияние размера выделяемых субвенций на динамику численности БДЖ и обращаемости населения в медицинские учреждения по поводу укусов не представляется возможным.

За период 2016-2018г. в Баргузинском, Баунтовском, Курумканском, Селенгинском, Тарбагатайском районах и в г.Улан-Удэ обращаемость населения за антирабической помощью ежегодно превышала среднереспубликанский уровень. В 2018г. наибольший показатель обращаемости зафиксирован в Баунтовском 645,1; Курумканском 716,7; Мухоршибирском 702,3; Селенгинском 570,5; Тарбагатайском 626,3; Хоринском 615,2 районах при показателе в республике 469,6.

По городу Улан-Удэ также наблюдается увеличение обращений населения за антирабической помощью с 2171 в 2017г. до 2655 в 2018г. или на 22,2%.

При этом, количество обращений от укусов животных, владельцы которых неизвестны, в г.Улан-Удэ в 2018г. выросло в 1,52 раза.

За 5 месяцев 2019г. количество обращений с укусами в г.Улан-Удэ составило 936 случаев, что меньше АППГ на 119 случаев или на 11,3%. При этом, количество обращений от укусов животных, владельцы которых неизвестны, сократилось на 8,5%.

Доля обращений от укусов, владельцы которых не известны, выросла с 49,1% в 2017г. до 60,9% в 2018г. и продолжила рост до 63,1% за 5 месяцев 2019г.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что в 2018г. рост обращаемости за антирабической помощью в г.Улан-Удэ вызван в большей мере от укусов животных, владельцы которых не известны, то есть от укусов безнадзорных животных. При этом объем субвенций городу Улан-Удэ увеличен с 11452,6 тыс. руб. в 2017г. до 16807,4 тыс. руб. в 2018г.

Важным инструментом борьбы с ростом численности безнадзорных домашних животных является пропаганда населения, учащихся о недопустимости нарушения правил выгула домашних животных, а также предупредительная работа административных комиссий органов местного самоуправления.

В Джидинском, Еравнинском, Курумканском, Муйском, Окинском, Хоринском районах за период 2017 – 1 квартал 2019г. не рассмотрено ни одного дела по статьям 47.1 «Нарушение правил выгула домашних животных», ст. 47.2 «Нарушение порядка регистрации домашних животных (собак)». В Кижингинском районе рассмотрено 2 дела по ст. 47.1 в 2018г. и в 1 квартале 2019г. В Кяхтинском районе рассмотрено 5 дел по ст.47.1 в 2018г. и ни одного по ст.47.2. В г.Северобайкальск рассмотрено 1 дело по ст. 47.1 в 1 квартале 2019г.

Наиболее слабо рассматриваются дела по ст. 47.2 «Нарушение порядка регистрации домашних животных (собак)» за период 2017г. - 1 квартал 2019г.

Приведенные факты указывают на недостаточную работу Административных комиссий, что способствуют улучшению ситуации по стабилизации численности безнадзорных домашних животных.

Вместе с тем необходимо отметить стабильную работу административных комиссий в Баргузинском, Бичурском, Заиграевском, Закаменском, Иволгинском, Кабанском районах и трех административных комиссий г.Улан-Удэ.

Всего в 2018г. по республике по ст. 47.1 рассмотрено 131 дело, по ст.47.2 183 дело, по ст. 51 197 дел об административных правонарушениях.

По результатам контрольного мероприятия Управлению ветеринарии РБ вынесено представление об устранении выявленных нарушений и недостатков.