Результаты проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных из республиканского бюджета на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а так же на мероприятие по реализации образовательных программ дошкольного образования в частных организациях и индивидуальных предпринимателей за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года.

 26.02.2021


На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрены результаты проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных из республиканского бюджета на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а так же на мероприятие по реализации образовательных программ дошкольного образования в частных организациях и индивидуальных предпринимателей за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года.

На расходы частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста (далее субсидия на присмотр и уход) из бюджета выделены субсидии в 2018 году 21 получателю 13,8 млн. рублей на 400 детей, в 2019 году - 46 получателям 31,6 млн. рублей на 921 ребенка, в 2020 году – 81 получателю 144,9 млн. рублей на 4268 детей. Финансовый норматив с 1 сентября 2019 года составляет 6,0 тыс. рублей на одного ребенка в месяц.

На мероприятия по реализации образовательных программ дошкольного образования из республиканского бюджета выделены субсидии в 2018 году 25 получателю 114,4 млн. рублей на 2464 ребенка, в 2019 году - 25 получателю 142,7 млн. рублей на 3093 ребенка, в 2020 году – 29 получателям 168 млн. рублей на 4130 детей. Финансовый норматив в условиях 2020 года в группах полного дня с 12 часовым пребыванием составляет 48,884 тыс. рублей на одного ребенка в год.

Объектом проверки явилось Министерство образования и науки Республики Бурятия. Встречные проверки проведены в структурных подразделениях органов местного самоуправления в области образования МО «Кижингинский район», МО «Тарбагатайский район», МО «Иволгинский район», Комитете по образованию Администрации г. Улан-Удэ, в частных организациях, предоставляющих услуги дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста.

Министерством образования и науки Республики Бурятия направления использования субсидии на присмотр и уход не определены. В  муниципальных правовых актах направления расходов определены в городе Улан-Удэ только 21.09.2020 года, распространяющее действие с 01.01.2020 года (субсидию получают с 2018 года).

Необходимо отметить, что условия по присмотру и уходу у получателей субсидии значительно различаются.

Проверкой установлены факты, когда условия по присмотру и уходу по адресу  не созданы, при этом, имеются приказы на зачисление детей именно по указанному адресу, табели о посещении детей заполнены также на этот адрес.

Не везде созданы условия для сна детей, соблюдения ими личной гигиены и организации питания, недостаточно кроватей, кабинок, горшков, отсутствуют детские унитазы, раковины.

К примеру, в детском саду по списку детей - 41, а кроваток 14, кабинок 26, стульев 30.

В отдельных детских садах при 12-часовом пребывании детей отсутствует ужин или, например, в обед приготовлено только первое блюдо.

Приобретаются продукты питания, использование которых в питании детей не допускается.

Выявлены случаи двойного отражения одних и тех же детей в информационной системе «Сетевой город. Образование», недостоверное отражение посещаемости детей, что создает риски необоснованного получения субсидий.

Образовательная деятельность должна осуществляется в соответствии с лицензией. По субсидии на присмотр и уход, это условие также является обязательным – наличие лицензии или договора с лицензированной организацией.

Получателями субсидий на дошкольное образование в 2020 году являются 29 частных садов, имеющих лицензию не на все свои подразделения, при этом образовательная услуга оказывается во всех подразделениях.

Кроме того, даже при наличии лицензии у получателя, не созданы условия для образовательного процесса, отсутствуют образовательные программы, не утверждены сетки занятий, отсутствуют журналы проведенных занятий, не имеется технической возможности организации занятий по сетевой форме.

В заключенных договорах на получение образовательной услуги с «лицензированными» организациями предусмотрено, что заказчик организует посещения своими детьми учреждения исполнителя для реализации образовательной программы дошкольного образования согласно сетке расписания занятий. Реализация образовательной программы осуществляется на базе учреждения. Фактически в отдельных случаях образовательная услуга оказывалась путем методического взаимодействия, консультирования педагогических работников, а также путем передачи во временное пользование наглядных пособий и средств обучения.

Оценка эффективности использования субсидии муниципальными образованиями, осуществляемая Министерством образования и науки Республики Бурятия на основании сравнения установленного соглашениями и фактически достигнутого муниципальным образованием по итогам отчетного финансового года значения показателя результативности использования субсидии «Количество детей дошкольного возраста, получающих услуги по присмотру и уходу в частных дошкольных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей» в проверяемый период осуществлена формально.

По результатам рассмотрения вопроса принято решение о направлении Министерству образования и науки Республики Бурятия представления, с указанием на организацию обучения получателей субсидии, специалистов органов местного самоуправления по работе в информационной системе «Автоматизированная информационная система, обеспечивающая предоставление муниципальной услуги учета детей» и осуществлению мониторинга. Предложено проведение в 2021 году проверки в частных организациях, не охваченных проверкой Счетной палаты Республики Бурятия, в том числе совместных проверок с Администрацией г. Улан-Удэ.

На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия принято решение о направлении материалов проверки в Прокуратуру Республики Бурятия, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия и в Министерство внутренних дел по Республике Бурятия.