29 ноября 2019 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрен результат контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направленных на укрепление материальной технической базы в отрасли «Образование» в 2017-2018 годах и на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в государственных общеобразовательных организациях в 2017 году»
На заседании коллегии приняли участие председатель комитета по социальной политике Народного Хурала Республики Бурятия И.В. Марковец, заместитель председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала Республики Бурятия Г.Д. Гунзынов, заместитель председателя комитета по социальной политике Народного Хурала Республики Бурятия С.Д.-Д. Будаева, министр образования и науки Республики Бурятия Б.Б. Жалсанов.
С докладом выступила аудитор Валентина Федосова.
Отдельный нормативный правовой акт по расходам на укрепление материально-технической базы в Министерстве образования и науки РБ не принимался. Понятие «укрепление материально-технической базы» и его использование при планировании расходов бюджета отдельно нигде не закреплено. На протяжении ряда лет на укрепление материально-технической базы учреждений средства в плановом порядке не выделялись, продолжает иметь место практика выделения средств по отдельным заявкам учреждений или в связи с аварийными ситуациями. Степень оснащенности мебелью, оргтехникой и оборудованием учреждений не одинакова.
В период проведения контрольного мероприятия проведены выездные проверки в государственных образовательных учреждениях, выявившие множество нарушений российского законодательства и нормативных правовых актов Республики Бурятия. Отдельные материальные ценности имеют дефекты, некачественная фурнитура, что говорит о низком качестве приобретенной мебели. Учреждениями допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которые оформлены на не имевшие факты хозяйственной жизни, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Проверкой установлено, что все заключенные Министерством образования и науки РБ Соглашения на предоставление целевых субсидий в 2017 году не соответствуют условиям Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.07.2012 №443: не предусматривают конкретную цель и объемы целевых субсидий; приложения к соглашениям «График перечисления субсидии» не содержат сроки и дату перечисления, указана лишь единственная дата перечисления до 31.12.2017, т.е. фактическое перечисление не урегулировано соглашениями; не поименован перечень документов, необходимых для предоставления целевых субсидий; условиями соглашений не установлены показатели результативности выполнения учреждением мероприятий, позволяющие определить результат предоставления субсидий и достижения цели. Аналогичные нарушения отмечены по средствам, предоставленным в 2018 году.
При проверке локальных сметных расчетов (ЛСР) установлено, что отдельные ЛСР составлены с применением федеральных единичных расценок, признанных не подлежащими применению с 28.04.2017. При составлении ЛСР и КС-2 выявлены нарушения при применении индексов перевода в текущие цены. В ЛСР под итогом расчета учитываются понижающие коэффициенты, применение которых ничем не обоснованно. Не представлены к ЛСР, к актам выполненных работ прайс-листы на материалы, используемые для ремонтных работ, что является нарушением пункта 4.25 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации - МДС 81-35.2004. Акты на скрытые работы при проведении ремонтных работ не составлялись, чем не выполнен подрядчиками и заказчиками п. 6.2.1 Строительных норм и правил СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (одобренных постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 №70 с учетом актуализированной редакции настоящего документа с шифром СП 48.13330.2011).
В ходе проведенного анализа стоимостных показателей при проведении ремонтных работ и приобретении материальных ценностей установлено, что осуществлены закупки без должного мониторинга цен, следовательно, часть средств использована неэффективно.
По результатам рассмотрения вопроса направлено представление в адрес Министерства образования и науки Республики Бурятия по устранению выявленных проверкой недостатков и нарушений, по принятию нормативного правового акта по расходам на укрепление материально-технической базы, закрепив в нем понятие «укрепление материально-технической базы», исчерпывающий перечень направлений расходования средств учреждениями, периодичность получения средств, а также по проведению служебного расследования и привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц.