27 апреля 2018 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрен результат контрольного мероприятия «Проверка хода реализации Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» (в части предоставления среднего профессионального образования). На заседании коллегии приняли участие председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала Республики Бурятия Цыбикмитов З.Л., заместитель председателя комитета по социальной политике Народного Хурала Республики Бурятия Будаева С.Д.-Д., первый заместитель министра образования и науки Республики Бурятия Фомицкая Г.Н. и начальник отдела Министерства образования и науки Республики Бурятия Бадлуева Т.А.
С докладом выступила аудитор Валентина Федосова.
По состоянию на конец 2017 года в сфере среднего профессионального образования работают 20 учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Бурятия.
Среднегодовое число обучающихся за счет средств республиканского бюджета составляет 14439 чел.
На коллегии отмечалось, что в целях обеспечения потребности организаций в Республике Бурятия в профессиональных кадрах среднего профессионального образования ежегодно принимаются распоряжения Правительства Республики Бурятия.
Проверкой установлены факты приема студентов как сверх, так и менее контрольных цифр приема.
В разрезе направлений подготовки перевыполнение наблюдается по поварам-кондитерам, парикмахерам, проводникам на железнодорожном транспорте, в тоже время невыполнение по сварщикам, токарям-универсалам, рабочим по монтажу и эксплуатации оборудования и систем газоснабжения, монтажу, наладке и эксплуатации электрооборудования, техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта.
При имеющемся плане на подготовку машинистов локомотива, слесарей по обслуживанию и ремонту подвижного состава, трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, мастеров по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка набор на 2017-2018 учебный год не осуществлен.
Наибольшее количество отклонений имеется как по контрольным цифрам приема, так и по объемам государственного задания в ГБПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум», ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства».
Вышеуказанное позволяет сделать вывод, что контроль министерством за выполнением учреждениями контрольных цифр приема находится не на должном уровне.
Проверкой установлено, что сроки опубликования государственного задания, планов финансово-хозяйственной деятельности нарушены практически всеми учреждениями.
Имеются случаи невыполнения государственного задания свыше 5%, либо перевыполнение показателей государственного задания, что свидетельствует об отсутствии контроля за выполнением государственного задания со стороны учредителя. В нарушение Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Бурятия и финансового обеспечения выполнения государственного задания (Постановление Правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 №82) учредителем не внесены изменения в государственное задание, не принято решение об изменении его финансового обеспечения.
Министерством установлены коэффициенты выравнивания к базовым нормативам по заработной плате, без обоснования в размерах от 0,74 до 1,63 в разрезе учреждений. Указанное привело к увеличению фонда оплаты труда по 11 учреждениям и к его уменьшению - по 9 учреждениям.
При исполнении расходов по заработной плате допускается корректировка под кассовые расходы в пределах плана финансово-хозяйственной деятельности. В результате 11 учреждений увеличили фонд оплаты труда за счет внутренних передвижек средств. Причем 6 из числа учреждений, которым фонд оплаты труда был увеличен при планировании. По 9 учреждениям уменьшено плановое назначение под произведенные кассовые выплаты.
Проверкой установлено, что, несмотря на принимаемые меры по совершенствованию механизма доведения субсидий на государственное задание, утвержденные нормативы затрат и коэффициенты к ним на 2017 год ставят учреждения не в одинаковые условия оказания государственных услуг.
Продолжает иметь место регулирование расходов под фактические затраты учреждений.
Субсидии на иные цели выделялись в соответствии с соглашениями по форме, которая не содержит четко сформулированную цель предоставления субсидии. Соглашением не установлены показатели оценки эффективности и результативности деятельности, позволяющие определить, какие улучшения произойдут в результате и достижение цели.
Камеральной проверкой выявлены нарушения условий заключенных соглашений при использовании средств субсидии на иные цели.
Установлена низкая укомплектованность кадрами по ставкам преподавателей. Уровень совместительства составляет от 1,68 (ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья») до 4,7 (ГБПОУ «Закаменский агропромышленный техникум»). Норма Трудового кодекса РФ по продолжительности рабочего времени педагогических работников нарушена в семи из двадцати учреждений исходя из среднего показателя.
На момент проверки нормативный правовой акт, устанавливающий порядок обеспечения питанием и категории обучающихся не принят.
Ежегодно до руководителей учреждений письмами министерства доводятся размеры мер социальной поддержки на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время отдельный нормативный правовой акт не принят. При этом пособие на проезд выплачивается не во всех учебных заведениях. Министерством анализ данных выплат не проводился.
Учреждения неравномерно обеспечены учебными и производственными площадями. Учебная площадь варьируется от 1,7 кв.м. до 14,9 кв.м. на 1 обучающегося. Анализ по обеспеченности площадями и проводимой работе по оптимизации расходов в данном направлении в министерстве отсутствует.
Анализ расходов на теплоснабжение и электроэнергию свидетельствует, что, несмотря на принимаемые меры по энергосбережению и проведению мероприятий по укрупнению учреждений не всеми учреждениями приняты меры по экономии ресурсов. Потребление теплоэнергии в целом не снижается, растут и расходы на теплоснабжение.
Контроль за потреблением электроэнергии и теплоснабжения находится не на должном уровне. Сводный расчет по всем учреждениям в министерстве отсутствует. Анализ снижения энергозатрат не проводился и сводный план мероприятий министерством не принимался.
Организация контрольно-ревизионной работы в министерстве находится не на должном уровне. Не организованы тематические проверки, которые можно осуществлять камеральным способом, либо проводимые проверки не оформлены должным образом. Не осуществлен контроль по фактам выявленных нарушений по результатам проверок. Не проводится проверка соблюдения внутренних процедур, обеспечивающих соблюдение бюджетного законодательства на всех этапах бюджетного процесса.
Принято решение о направлении Представления Министерству образования и науки Республики Бурятия.