23 декабря 2015 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрен результат контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных АОУ ДОД РБ «РСДЮСШОР» и АУ «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства» за 2013 -2014 годы».
С докладом выступила аудитор Валентина Федосова.
Министерством спорта РФ в 2013 году разработаны и утверждены федеральные стандарты по каждому виду спорта. Программы спортивной подготовки по видам спорта, в основе которых включены требования стандартов, учреждением были утверждены только в августе 2014 года. На момент проведения проверки не представлены программы по легкой атлетике, волейболу, лыжным гонкам. Утвержденные программы не предусматривают использование тренажерных залов, плавательного бассейна, беговых дорожек стадиона и площадок для игровых видов спорта (мини-футбола) в рамках спортивной подготовки спортсменов.
Из 4 отделений по видам спорта АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР фактически оказывает услуги дополнительного образования только по 2 отделениям: учебно-тренировочному направлению и направлению спортивного совершенствования.
Проверкой установлены нарушения Устава АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР в части регистрации выпускников учреждения, факты нарушения Трудового Кодекса РФ (статьи 57, 166), Гражданского Кодекса РФ (статья 161), при отсутствии соответствующей лицензии на оказание образовательной деятельности по борьбе «дзюдо» АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР принят на должность спортивный инструктор по борьбе «дзюдо».
При отсутствии спортсменов, являющихся членами (кандидатами) в сборные команды Российской Федерации по вольной борьбе и стрельбе из лука, в 2013 году получены средства на предоставление адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.
За проверяемый период согласно данным статистической отчетности формы №5-ФК количество обучающихся в АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР составило в 2013 году – 479 человек (государственное задание на 426 человек), в 2014 году –388 человек (государственное задание на 410 человек). Государственное задание за 2014 год не выполнено, при этом остаток субсидии за невыполненный объем государственного задания не возвращен учреждением до окончания финансового года. За счет субсидии на выполнение государственного задания выданы денежные средства в подотчет 27 лицам без заключения договоров гражданско-правового характера (164,8 тыс.руб.). Заключение АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР со спортсменами и тренерами-преподавателями договоров гражданско-правового характера на оказание услуг не предусмотрено в числе уставных основных видов деятельности учреждения.
АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР выдавались в 2013-2014 годах в подотчет денежные средства на командировочные расходы 14 лицам, не являющимся работниками учреждения, но несущими ответственность за сопровождение спортсменов, являющихся учащимися АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР.
За счет средств субсидии на выполнение государственного задания профинансированы расходы на участие в учебно-тренировочных сборах и спортивных соревнованиях спортсменов, не являющихся учащимися АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР, в сумме 1815,5 тыс.рублей.
По данным статистической отчетности формы №5-ФК в АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР имеют место факты отсутствия соответствующего физкультурного образования у тренеров. 2013 году физкультурное образование отсутствовало у 18 тренеров из 35, в 2014 году - у 14 тренеров из 32, состоящих в штате учреждения.
Проверкой установлены факты нарушения сроков предоставления авансовых отчетов, списания горюче-смазочных материалов на водителя, находящегося в этот период в очередном отпуске, по путевым листам других лиц, не являющихся штатными водителями учреждения, положения об отраслевой системе оплаты труда, одновременного оказания возмездных услуг одним физическим лицом в этих организациях.
Расчетная вместимость спортивно-оздоровительного лагеря «Энхалук» АОУ ДОД РБ РСДЮСШОР составляет 140 мест, фактически выданы путевки в 2013 году на 1 сезон – 145, на 2 сезон – 133 и на 3 сезон – 162, в 2014 году на 1 сезон – 148, на 2 сезон – 170 и на 3 сезон – 192. Установлено, что за счет внебюджетных средств РСДЮСШОР были наняты на должности медсестры 2 человека, на должность врачей 2 человека при отсутствии соответствующей лицензии на медицинскую деятельность медицинского пункта и документов о наличии соответствующего образования. В 2013 году проведен отдых и оздоровление детей по направлению «стрельба из лука», однако на балансе учреждения отсутствуют объекты основных средств «стрельбища», необходимые для занятий по стрельбе из лука. Организация работы СОЛ «Энхалук» носит сезонный характер (в летний период), однако начисление заработной платы директору осуществлялось в течение всего финансового года.
За счет средств субсидии на выполнение государственного задания необоснованно произведены расходы на содержание лиц (5 человек в 2013 году, 7 человек в 2014 году), принятых на должности методистов, но фактически осуществлявших функции, возложенные на РАФКС.
Выборочная проверка соответствия фактического количества часов, проведенных тренерами-преподавателями и отраженных в журналах учета групповых занятий с утвержденной нагрузкой на 2013-2014 учебный год, установила факты их невыполнения в обоих учреждениях.
Согласно статистической отчетности (форма 5-ФК) в 2013 и 2014 годах по АУ «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства» отражено количество обучающихся по видам спорта «велоспорт-шоссе» и «лыжные гонки» при отсутствии тренеров по этим видам спорта.
Из 120 спортсменов включены в спортивные сборные команды Российской Федерации 45 спортсменов, при этом:
- в 2013 году заключено договоров возмездного оказания услуг только с 35 спортсменами – кандидатами в сборные команды Республики Бурятия (из 45 спортсменов, включенных в сборные РФ);
- в 2014 году в состав работников АУ «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства» включены только 33 спортсмена - кандидата в сборные команды РБ (из 45 спортсменов включенных в сборные РФ).
Пояснения по заключению договоров и контрактов именно с вышеуказанным количеством спортсменов руководством учреждения не даны.
При этом установлено, что фактическое количество спортсменов, которые проходят обучение у штатных тренеров ШВСМ, составляет в 2013 году 73 человека, в 2014 году – 80 человек. Установлено, что остальные спортсмены (в 2013 году - 47 спортсменов, в 2014 году – 40 спортсменов), включенные в число учащихся ШВСМ, проходят спортивную подготовку в иной физкультурно-спортивной организации, но подлежат материально-техническому обеспечению, в том числе спортивной экипировкой, финансовым, научно-методическим, медико-биологическим, медицинским и антидопинговым обеспечением. Так, например, поставлены на обеспечение в ШВСМ в 2013 году 9 спортсменов, в 2014 году – 11 спортсменов, являющихся учащимися АУ ДОД РБ «РСДЮСШОР», из которых только 4 спортсмена в 2013 году и 3 спортсмена в 2014 году обеспечивались дополнительно питанием, и в 2013 году 6 спортсменов и в 2014 году 4 спортсмена обеспечивались экипировкой. Наличие вышеуказанных фактов говорит об избирательном характере выбора спортсменов (при отсутствии определенного порядка обоснования).
Установлены факты двойного зачета количества завоеванных медалей в отчетах о выполнении государственных заданий АОУ ДОД «РСДЮСШОР» и АУ «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства». Так, в зачет выполнения государственного задания за 2013 год АУ «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства» и АОУ ДОД «РСДЮСШОР» одновременно включены по 14 спортсменам 16 медалей, завоеванных на международных и всероссийских соревнованиях, за 2014 год - одновременно включены по 6 спортсменам 21 медаль, завоеванная на международных и всероссийских соревнованиях.
Показатели по количеству завоеванных медалей включены в отчет о выполнении государственного задания как по АУ «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства», так по АОУ ДОД «РСДЮСШОР».
Выделение субсидий на иные цели для финансирования расходов по аренде манежа спортивного комплекса ФГБОУ ВПО БГСХА им. В.Р. Филиппова не предусмотрено пунктом 2 порядка определения объема и условий предоставления субсидий из республиканского бюджета на иные цели в отрасли «Физическая культура и спорт», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.09.2012 №568.
В 2013-2014 годах положение об оплате труда работников ШВСМ не соответствовало требованиям пункта 13 положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.12.2007 №438. Положение об оплате труда не предусматривает как отдельного порядка по стимулирующим выплатам за подготовку и (или) участие в подготовке спортсмена высокого класса, так и категорий работников АУ «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства» (например, государственные тренеры по видам спорта), которым предусмотрены данные выплаты.
Проверкой установлены факты дублирования обязанностей государственных тренеров с должностными обязанностями других работников АУ «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства».
На коллегии принято решение о внесении представлений проверенным организациям, о направлении обзорного письма Министерству спорта и молодежной политики Республики Бурятия.