Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «ОЭЗ «Байкальская гавань», включая проверку соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Республики Бурятия

 30.12.2021


      На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам контрольного мероприятия «Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «ОЭЗ «Байкальская гавань», включая проверку соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Республики Бурятия».
      В докладе отмечено, что АО «ОЭЗ «Байкальская гавань» в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» и Соглашением с Минэкономразвития России об управлении ОЭЗ обеспечивает развитие ОЭЗ «Байкальская гавань» и содержание принятого федерального и республиканского имущества. Так, имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, было передано в республиканскую собственность распоряжением Правительства РФ от 04.10.2017 № 2155-р, а в 2019 г. постановлением Правительства РБ от 04.06.2018 № 303 имущество на сумму 2,7 млрд. руб. внесено в уставный капитал АО «ОЭЗ «Байкальская гавань».
      В связи с тем, что структура активов АО «ОЭЗ «Байкальская гавань» характеризуется большой долей внеоборотных средств и незначительным процентом текущих активов, а преобладающую долю активов составляют основные средства (94,4 % на 30.06.2021), финансовое состояние Общества является убыточным. Отрицательная рентабельность отражает неэффективность деятельности Общества. При этом в связи с регулярными поступлениями средств от учредителя и от хозяйственной деятельности финансовое положение Общества является устойчивым.
      Всего с момента создания АО «ОЭЗ «Байкальская гавань» (2017 г.) финансирование из республиканского бюджета на вклад в уставный капитал произведено в сумме 206,7 млн. руб., в т.ч. за проверяемый период 2019 г. - 9 мес. 2021 гг. 147,3 млн. руб. (по 49,1 млн. руб. ежегодно), что составило основную долю в структуре поступлений Общества.
      Также в 2021 г. Обществу направлена Субсидия на реализацию функций, связанных с управлением и развитием ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», в сумме 21,5 млн. руб.
      Поступления от покупателей услуг (работ) Общества в 2019 г. составили 12,3 млн. руб., в 2020 г. – 11,3 млн. руб., за 9 месяцев 2021 г. – 9,1 млн. руб.
      Меньшую долю в структуре поступлений занимают иные поступления (возврат из ФНС, проценты по депозиту, займы и пр.). В 2019 г. данные средства составили 4,8 млн. руб., в 2020 г. – 5,2 млн. руб., за 9 месяцев 2021 г. – 7 млн. руб.
      По результатам проверки нецелевого использования средств Общества не установлено. При этом выявлены финансовые нарушения, в т.ч. неэффективное использование средств – 455 тыс. руб., необоснованное авансирование поставщиков – 613 тыс. руб., переплата за оказанные услуги – 217 тыс. руб., просрочки перечисления платежей со стороны заказчика – 11 млн. руб. Последнее допускалось регулярно и имело риски уплаты Обществом неустойки в сумме 285 тыс. руб., при этом поставщики пени за просрочку платежей не предъявили.
      Установлены множественные нарушения кассовой дисциплины, в т.ч. ненадлежащее оформление кассовых документов, хранение денег и кассовых документов, в условиях, не обеспечивающих их сохранность, отсутствие аналитического учета розничной выручки по оказанию услуг за проживание в гостинице и мн. др., всего нарушения правил бухгалтерского учета допущено на сумму 680 тыс. руб.
      Установлено несоблюдение принципов и основных положений о закупке на сумму 10,6 млн. руб., что имеет признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ. По данному факту материалы проверки направлены в Бурятское УФАС.
      Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения, не имеющие стоимостного показателя.
      Так, например, по Соглашению с Минэкономразвития России об управлении ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» в 2019 г. Обществом из установленных Соглашением 9 показателей не выполнены 3 годовых показателя, показатели накопительным итогом не выполнены по 6 показателям. В 2020 г. Обществом из установленных Соглашением 12 показателей не выполнены 5 годовых показателей, показатели накопительным итогом не выполнены по 7 показателям. Имеются риски невыполнения за 2021 г. 2-х показателей.
      Проверкой отмечено, что установленный в Соглашении показатель «Количество резидентов ОЭЗ» с нарастающим итогом за 2019, 2020, 2021 гг. в количестве 16 ед. невыполним, т.к. установлен с учетом резидентов, с которыми соглашения уже расторгнуты. Так, в связи с неосуществлением деятельности на основании исков Правительства РБ по 12 резидентам ОЭЗ Арбитражным судом РБ приняты решения о расторжении данных соглашений. На сегодняшний день действующих резидентов ОЭЗ имеется в количестве 4 ед.
      В свою очередь, по условиям Соглашения в случае недостижения Обществом значений показателей эффективности функционирования ОЭЗ Соглашение может быть расторгнуто Минэкономразвития РФ в одностороннем порядке.
      При фактическом использовании очистных сооружений и осуществлении деятельности по очистке сточных вод уставом Общества вид уставной деятельности – «очистка сточных вод» не предусмотрен.
      Предоставление помещений в здании ПЭБ для вахтового проживания сотрудников Общества в нарушение устава произведено без одобрения Советом директоров распоряжения таким недвижимым имуществом.
      Основные средства балансовой стоимостью 2 млн. руб. не используются в хозяйственной деятельности по причине отсутствия технической возможности. Из 20 ед. автотранспортных средств 5 ед. находятся в нерабочем состоянии, 1 ед. не используется и не сдается в аренду.
      При установленных квалификационных требованиях в части наличия у сотрудника стажа, опыта работы и практических навыков имеются случаи принятия на работу сотрудников без стажа и опыта работы, в т.ч. по специальности.
      По результатам контрольного мероприятия Обществу предложено:
      Принять меры по устранению выявленных недостатков, нарушений и недопущению их в дальнейшем.
      Привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.
      В целях улучшения финансового состояния принять меры по увеличению поступлений от хозяйственной деятельности Общества.
      Объем расходов из республиканского бюджета на очередной финансовый год запрашивать с учетом достижения плановых значений показателей приносящей доход деятельности, с обоснованием деятельности Общества на среднесрочный период, содержащим четкие и измеримые критерии достижения целей и ключевые показатели эффективности в части поступлений от хозяйственной деятельности Общества.
      Принять меры по легитимности проживания сотрудников Общества в здании производственно-эксплуатационной базы в с. Турка и установлению нормы предоставления таких помещений.
      Провести инвентаризацию основных средств в части движимого имущества в целях определения перечня неиспользуемого в уставной деятельности имущества и принять меры по их реализации (продаже, аренде).
      Инициировать заключение коллективного договора, внести изменения в Устав, разработать и утвердить недостающие внутренние локальные документы.
     На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия принято решение о направлении Представления АО «ОЭЗ «Байкальская гавань».