О ходе реализации Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» в части организации бесплатного горячего питания детей

 29.06.2022


29 июня 2022 года на    заседании    Коллегии    Счетной    палаты    рассмотрен отчет аудитора Федосовой В.П. о результатах контрольного мероприятия «О ходе реализации Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» в части организации бесплатного горячего питания детей».

В результате проведенного контрольного мероприятия установлено следующее.

На основании данных статистики (формы ОО-1 и ОО-2) на 01.09.2020 145068 обучающихся, на 01.01.2021 - 145366 обучающихся, на 01.09.2021 - 148219 обучающихся, на 01.01.2022 - 147675 обучающихся.

В результате проведенного анализа нормативных актов, принятых в Республике Бурятия, в целях осуществления расходов на организацию горячего питания детей в общеобразовательных организациях, установлено, что в целом нормативная база в Республике Бурятия принята. Вместе с тем, имеются замечания, требующие устранения, в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством.

В ходе проверок в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях выявлены замечания к утвержденным меню в части сбалансированности, энергетической ценности готовых блюд, повторяемости блюд (продуктов) в соседние дни, использование продуктов, не разрешенных к применению при приготовлении пищи в организованных детских коллективах. В большинстве учреждений отсутствуют ставки медицинской сестры (диетсестры), других специалистов, ответственных за разработку меню, в соответствии с требованиями СанПиН. Не во всех организациях имеются в наличии рецептурные сборники, применяемые для составления меню и приготовления пищи.

При выделении средств муниципальным образованиям не отрегулирован вопрос разной стоимости завтрака и обеда, а организации не имеют других источников для удешевления стоимости питания. Как следствие, либо кормят по одинаковой стоимости, либо удешевляют завтрак в пользу обеда.

В Постановлении Правительства Республики Бурятия от 28.07.2017 №371 «Об обеспечении питанием обучающихся в республиканских государственных общеобразовательных организациях» не определен конкретный срок ежегодной индексации финансового обеспечение питания обучающихся.

Требует отдельного рассмотрения вопрос организации питания детей, обучающихся на дому, так как нормативная база по данному вопросу разрозненная и существуют отдельные правовые пробелы в законодательстве по питанию отдельных детей из этой категории, как в Российской Федерации, так и в Республике Бурятия. Так, в настоящее время не обеспечиваются питанием и не предусмотрена выплата компенсации на детей-инвалидов, не имеющих статуса «с ограниченными возможностями здоровья», которые обучаются на дому.

В централизованной бухгалтерии МКУ Управление образования Джидинского района и в МАОУ «Петропавловская районная гимназия» не организовано ведение количественного и ценового учета продуктов питания, бухгалтерский учет ведется в суммовом выражении, продукты по факту поставки на учет не ставятся, в балансе не отражаются, списание осуществляется по дате оплаты за поставленную продукцию, а не на дату приготовления из них горячих обедов.

В ходе проверки установлено, что в проверенных учреждениях дети плохо едят, большое количество недоеденной пищи направляется в отходы.

При выборочной проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных на приведение в нормативное состояние пищеблоков в муниципальных общеобразовательных организациях, установлены замечания к качеству и объемам выполненных ремонтных работ.

На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия принято решение о направлении Представлений Министерству образования и науки Республики Бурятия, МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район», МКУ Управление образования Джидинского района, МУ «Курумканское районное управление образования», МКУ «Селенгинское РУО», МУ Управление образования Прибайкальского района.

Также принято решение о направлении материалов проверки Главе Республики Бурятия А.С.Цыденову, в Народный Хурал Республики Бурятия и в Прокуратуру Республики Бурятия.

Направлено Представление Министерству образования и науки Республики Бурятия от 29.06.2022 №27: 1. Принять меры по устранению нарушений и замечаний, а также по устранению причин и условий, повлекших нарушения, 2. Разработать план мероприятий по устранению замечаний и нарушений, отмеченных в акте проверки, 3. Принять меры по исполнению требования федерального законодательства, а также пункта 1.2 статьи 18 Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 №240-V, предусматривающего, что в соответствии с федеральным законом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, если иное не предусмотрено федеральным законом, в части организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях, 4. Инициировать внесение изменений в нормативные правовые акты Республики Бурятия, правовые акты министерства, в целях приведения их в соответствие с действующими актами РФ и РБ, устранения нарушений и оптимизации работы, а также в целях выработки единого подхода при организации горячего питания (определить единый подход к формированию нормативов на питание, своевременность и одинаковые условия их индексации, упорядочить категории питающихся за счет средств республиканского бюджета в государственных и муниципальных организациях, создать одинаковые условия в питании по категориям детей в государственных и в муниципальных учреждениях), 5. Прекратить практику подготовки Постановлений Правительства с распространением отдельных норм на истекшие периоды времени, 6. Определить совместно с муниципальными образованиями подходы к организации работы по разработке и утверждению двухнедельных (десятидневных) меню в целях исключения замечаний, установленных в ходе проверки. Провести разъяснительную работу по недопущению использования продуктов, не разрешенных при питании в организованных детских коллективах. Минобрнауки РБ обеспечить мониторинг и методическое сопровождение по вопросам разработки и утверждения меню, ведению бракеражных журналов, осуществлению родительского контроля и его оформлению, другим вопросам организации горячего питания, 7. Урегулировать в нормативных правовых актах вопрос установления разной стоимости завтрака и обеда, а также регулирования стоимости в отдаленных северных и приравненных к ним местностях, в том числе, с использованием средств республиканского бюджета, 8. Определить состав, наименование (содержание) показателей результативности в увязке с объемами средств бюджета (конечные результаты и итоговые эффекты), 9. Оценить целесообразность применения в настоящее время приказа Минобрнауки РБ от 29.01.2016 №113 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в общеобразовательных организациях Республики Бурятия», использование норм приказа (тиражирования их) в муниципальных нормативных правовых актах, 10. Провести мониторинг численности детей, обучающихся на дому в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе из категории «с ограниченными возможностями здоровья», из них получающих компенсацию на питание, выработать механизмы обеспечения компенсацией детей, которым компенсация в настоящее время не выплачивается, определиться единообразно по количеству дней питания в государственных и муниципальных организациях, закрепить эту норму в нормативных правовых актах, 11. Рассмотреть целесообразность применения в расчетах «прогнозной численности обучающихся», принимая во внимание, что этот показатель невозможно проверить и оценить, в расчетах по питанию применить для всех категорий обучающихся в государственных и муниципальных организациях единый подход при установлении показателя на основании данных статистической отчетности, 12. Выработать общие требования к отчетам, разработать формы отчетов по расходам и по выполнению показателей результативности, позволяющие проверить выполнение условий, предусмотренных порядками (соглашениями) без привлечения дополнительных источников информации (условие софинансирования, привлечение дополнительных внебюджетных источников, выполнение плановых значений по контингенту и др. условия), 13. Определить единые подходы по истребованию от граждан обосновывающих «льготы» документов, в том числе с использованием ЕГИССО, принять меры к работе специалистов в ЕГИССО, 14. Провести служебное расследование и привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц министерства и руководителей подведомственных учреждений, допустивших нарушения, 15. Подготовить информационное письмо в органы местного самоуправления по единообразному применению нормативных актов в части организации питания, ведению бухгалтерского учета в целях устранения выявленных нарушений и недопущения нарушений в муниципальных и государственных организациях, 16. Обеспечить ведение бухгалтерского учета по источникам финансирования, в том числе аналитического учета по питанию.


Направлены Представления МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район», МКУ Управление образования Джидинского района, МУ «Курумканское районное управление образования», МКУ «Селенгинское РУО», МУ Управление образования Прибайкальского района от 29.06.2022 №№28-33, в которых предложено: 1. Принять меры по устранению нарушений и замечаний, а также по устранению причин и условий, повлекших нарушения, 2. Разработать план мероприятий по устранению замечаний и нарушений, отмеченных в актах встречных проверок, 3. Привести муниципальные нормативные правовые акты, локальные правовые акты в соответствие с действующими правовыми актами Российской Федерации, Республики Бурятия, а также устранив в них нарушения, выявленные в ходе проверки, обеспечив питание категорий обучающихся, не закрепленных в республиканских НПА для муниципальных учреждений, исключительно за счет средств местного бюджета, 4. Прекратить практику принятия нормативных правовых актов с распространением их действия на прошедшие периоды, 5. При принятии решений о выделении субсидий из местного бюджета в соответствии с порядками их предоставления, обеспечивать строгое соответствие наименований целевых субсидий с наименованиями в нормативных правовых актах, соглашениях и местном бюджете, а также установление показателей результативности, позволяющих реально оценить достижение установленных значений, 6. При разработке локальных сметных расчетов не допускать нарушений, установленных в ходе проверки (применение актуальных индексов перевода в текущие цены, обоснование стоимости приобретенных ТМЦ, недопущение включения в ЛСР работ, взаимоисключающих друг друга, обязательное заполнение реквизитов, а также при приемке выполненных работ соблюдать требования по оформлению и приемке скрытых работ, обеспечивать проверку документов, подтверждающих уплату подрядчиком, работающим на УСНО, налога на добавленную стоимость), 7. Принять совместно с подрядчиками меры к устранению замечаний к качеству и объемам выполненных ремонтных работ в рамках гарантийных обязательств. Представить информацию о выполнении работ, 8. Принять меры по возмещению в бюджет денежными средствами или выполнением дополнительных работ в размерах субсидии, использованной не в соответствии с целями представления, 9. Обеспечить ведение бухгалтерского учета по источникам финансирования, в том числе аналитического учета по питанию, 10. Принять исчерпывающие меры в целях соблюдения в общеобразовательных организациях требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 №32, других нормативных документов, СП 2.4.3648-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.


Информационные письма не направлялись.
Материалы проверки направлены в Прокуратуру Республики Бурятия

Составлены 2 протокола об административном правонарушении по статьей 15.15.6 Административного кодекса Российской Федерации «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» на двух должностных лиц.

В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки

Ардасанская НОШ, ремонт на 1161,3 тыс. руб

Сутойская НОШ, ремонт на 1012,5 тыс. руб

Средне-Убукунская ООШ, ремонт на 1664,9 тыс. руб

Селен-Енхорская НОШ, ремонт на 1101,2 тыс. руб

Покровская НОШ, ремонт на 1788,1 тыс. руб

Покровская НОШ, ремонт на 1788,1 тыс. руб

Покровская НОШ, ремонт на 1788,1 тыс. руб

Карасунская НОШ, Макарининская НОШ, Гусихинская ООШ

Уржильская НОШ, ремонт на 901,6 тыс. руб

Максимихинская НОШ, ремонт на 1323,0 тыс. руб

Гусихинская ООШ, ремонт на 3283,0 тыс. руб

Карасунская НОШ, ремонт на 607,6 тыс. руб

Макарининская НОШ, ремонт на 1274,0 тыс. руб

Завтрак в МБОУ №14,65 г. Улан-Удэ

Завтрак в Новоселенгинском интернате, Петропавловской СОШ №1

После завтрака в МБОУ № 65 г. Улан-Удэ