Проверка эффективности мер государственной поддержки в сфере теплоснабжения на примере МО «Северо-Байкальский район» (совместное контрольное мероприятие с ревизионной комиссией МО «Северо-Байкальский район»)

 25.08.2022


15.08.2022 года на заседании Коллегии Счетной палаты рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Шапхаева Анатолия Баторовича о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности мер государственной поддержки в сфере теплоснабжения на примере МО «Северо-Байкальский район» (совместное контрольное мероприятие с ревизионной комиссией МО «Северо-Байкальский район»)», проведенного в соответствии с пунктом 26 Плана работы Счетной палаты на 2022 год.

В результате проведенного контрольного мероприятия установлено следующее:
Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее – Министерство) в 2020 году было оказано 6 видов государственной поддержки в сфере теплоснабжения, в 2021 году - 4 вида государственной поддержки. Всего в проверяемом периоде в 2020 и 2021 годах по мерам государственной поддержки в сфере теплоснабжения в сводной бюджетной росписи утверждены бюджетные ассигнования в объеме 1613165,9 тыс.руб., кассовые расходы составили 1607314,5 тыс.руб., неисполненные назначения составили 5851,4 тыс.руб.

В ходе исполнения полномочий главного администратора республиканского бюджета Министерством не обеспечено:
- проведение ведомственного контроля за использованием муниципальными образованиями субсидий выделенных из республиканского бюджета;
- проведение на постоянной основе внутреннего финансового аудита по бюджетным процедурам, осуществляемым структурными подразделениями министерства;
- ведение делопроизводства сопутствующей документации по предоставленным субсидиям, в т.ч. ведение журналов регистрации заявлений в части обеспечения фиксации времени и даты поступления заявлений;
- хранение заявлений на предоставление субсидий и уведомлений об их отзыве;
- оформление заключаемых соглашений по форме, утвержденной Приказом Минфина РБ от 03.03.2017 № 82.

- проведение проверок достоверности предоставляемых получателями сведений в отчетах о достижении значений показателей результативности;
- осуществление расчетов размера фактически недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение, в установленные порядком сроки;
- регламентирование оформления принятых решений о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) субсидий из республиканского бюджета приказами министерства в соответствии с принятыми порядками.

Проверка расчетов сумм предоставленных Министерством субсидий из республиканского бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов выявила факты наличия арифметических ошибок в расчетах, приведших к предоставлению субсидий в завышенных объемах в размере 4598458,38 руб.

Министерством не были приняты меры по урегулированию сложившейся разницы между фактически предоставленными размерами субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по возмещению недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение в 2020-2021 годах, и фактически сложившимися за этот период, недополученными доходами ресурсоснабжающих организаций МО «Северо-Байкальский район», в общей сумме 26439284,88 руб. (6923905,57 руб. за 2020г. и 19515379,31 руб. за 2021г.).

При рассмотрении заявок на предоставление субсидий и отчетов об их использовании Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия:
- не уделяется должного внимания наличию, количеству и размерам объектов коммунальной инфраструктуры, подлежащих модернизации, капитальному ремонту, их наличию и отражению в реестрах движимого имущества муниципальных образований и в составе переданного имущества по концессии;
- представленные документы не анализируются должным образом на предмет наличия в них технических и арифметических ошибок, а также различных опечаток и исправлений;
- не проводится проверка полноты предоставляемых документов: наличие пояснительных записок, бухгалтерских балансов, отчетов о финансовых результатах, форм статистических наблюдений № 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией» и № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей».

При проведении анализа применяемого Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение, установлено, что в расчет субсидии включается налог на добавленную стоимость.

Применение при расчете субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов, тарифов на коммунальные услуги с НДС влечет избыточные расходы республиканского бюджета. Исходя из объемов тепловой энергии в 2020-2021 годах по форме 46-ТЭ ресурсоснабжающих организаций МО «Северо-Байкальский район», при предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на коммунальные услуги, избыточно возмещен НДС с разницы между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом по категории «население» и приравненным потребителям к категории «население» на сумму 16,7 млн.руб. (в т.ч. за 2 п/г 2020 года – 5,7 млн.руб./за 2021 год – 11 млн.руб.)

В порядках и соглашениях предоставления субсидий зачастую не предусмотрены меры ответственности к получателям субсидии за неполное и несвоевременное предоставление отчетов.

Подписанные Министерством соглашения о предоставлении субсидий не корректируются в связи с изменениями, вносимыми в порядки их предоставления.

Проверка МО «Северо-Байкальский район» проведена сотрудниками Контрольной комиссии МО «Северо-Байкальский район», в результате которой в МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» выявлены недостатки в работе в части оформления заявок на предоставление субсидий из республиканского бюджета и направленных в министерство отчетах о достигнутых результатах использования субсидий из республиканского бюджета.


По результатам проверки вынесено представление Счетной палаты Республики Бурятия от 15.08.2022 г. № 46 Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия с требованием об устранении выявленных недостатков в работе и принятии мер по устранению выявленных нарушений, в том числе:

1. Принять меры по недопущению в дальнейшем выявленных по результатам контрольного мероприятия недостатков и нарушений.

2. Обеспечить осуществление полномочий ведомственного контроля, внутреннего финансового аудита по бюджетным процедурам, привлечение в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

3. Принять меры по возврату завышенной в результате допущенных в расчете арифметических ошибок суммы предоставленной в 2020 году субсидии МО «Северо-Байкальский район» из республиканского бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, в размере 4598458,38 руб., а также по урегулированию сложившейся суммы разницы между фактически предоставленными размерами субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по возмещению недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение в 2020-2021 годах и фактически сложившимися за этот период, недополученными доходами ресурсоснабжающих организаций МО «Северо-Байкальский район», в общей сумме 26439284,88 руб. (за 2020г. - 6923905,57 руб., за 2021г.-19515379,31 руб.).

4. При рассмотрении заявок на предоставление субсидии и отчетов об их использовании, обратить внимание на наличие, количество и размеры объектов коммунальной инфраструктуры, подлежащих модернизации, капитальному ремонту, проводить анализ представленных документов на предмет наличия в них технических и арифметических ошибок, а также различных опечаток и исправлений, проводить проверки полноты предоставляемых документов.

5. Рекомендовано провести корректировку Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение, в части применения в расчете субсидии тарифов на коммунальные услуги без НДС, предусмотреть в порядках и соглашениях о предоставлении субсидий меры ответственности к нарушителям за неполное и несвоевременное предоставление отчетов, своевременно производить актуализацию соглашений о предоставлении субсидий в связи с изменениями, вносимыми в порядки их предоставления.

По результатам контрольного мероприятия направлено в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия информационное письмо от 24 августа 2022 года № 47-09-01-И618/22 с рекомендацией провести анализ:
- включения в объем отпущенной тепловой энергии, по которым начисляются и выплачиваются субсидии в целях компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения объемов тепловой энергии на «собственное производство энергоснабжающей организации».
- причин значительного повышения в 2021 году объема отпуска тепловой энергии по ресурсоснабжающим организациям МО «Северо-Байкальский район» по категории «Население и исполнителям коммунальных услуг» при общем снижении численности населения в поселениях МО «Северо-Байкальский район».

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона Республики Бурятия «О Счетной палате Республики Бурятия»:
- и Соглашением о порядке взаимодействия между Счетной палатой Республики Бурятия и Прокуратурой Республики Бурятия от 15.09.2005 года материалы проверки направлены в Прокуратуру Республики Бурятия (исх. от 24.08.2022 г. № 47-05-01-и638/22);
- и Соглашением о порядке взаимодействия между Счетной палатой Республики Бурятия и Министерством внутренних дел Республики Бурятия от 20.01.2017 года материалы проверки направлены в Министерство внутренних дел Республики Бурятия (исх. от 24.08.2022 г. № 47-05-01-и628/22).

По итогам контрольного мероприятия на должностных лиц Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия составлены два протокола об административном правонарушении, которые направлены мировому судье судебного участка № 4 Советского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия для рассмотрения.

Информация приведена по состоянию на 25 августа 2022 года.

В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки  обязаны уведомить в письменной форме Счетную  палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.

Согласно представленным документам, рекомендации и предложения, изложенные в Представлении № 46 от 15.08.2022, выполнены. Вместе с тем, Министерством строительства и модернизации ЖКК РБ в Арбитражный суд Республики Бурятия было подано исковое заявление о признании недействительным Представления № 46 от 15.08.2022 года (дело № А10-7241/2022).

Согласно решению Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.05.2023 в удовлетворении заявленных Минстроем РБ требований отказано. Министерством строительства и модернизации ЖКК РБ подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда РБ. Согласно решению Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 решение Арбитражного суда Республики Бурятия оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Информация приведена по состоянию на 03 октября 2023 года.

Капитальный ремонт водотрассы, п. Кичера

Частотный преобразователь

Насос. Очистные, п.Новый Уоян

Ремонт крыши котельной в с.Верхняя Заимка

Дизельная электростанция