«Проверка хода реализации в 2019-2022 годах мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», в том числе своевременного их финансового обеспечения и качества управления»

 30.12.2022


28 декабря 2022 года на заседании Коллегии Счетной палаты    рассмотрен отчет аудитора Раднаевой Л.Ц. о результатах контрольного мероприятия «Проверка хода реализации в 2019 - 2022 годах мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», в том числе своевременного их финансового обеспечения и качества управления», проведенного в соответствии с пунктом 30 Плана работы Счетной палаты на 2022 год.

Контрольным мероприятием охвачены:

·                   Министерство образования и науки Республики Бурятия;

·                   МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» РБ;

·                   МКУ «Хоринское управление образования»;

·                   МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»;

·                   Подведомственное учреждение (ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»);

·                   Получатели целевых средств («Дом Научной Коллаборации им. М.П. Хабаева» на базе ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», «Дом Научной Коллаборации им. В.А. Котельникова» на базе Бурятского института инфокоммуникаций (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» в г. Улан-Удэ).

В результате проведенного контрольного мероприятия установлено следующее:

Региональный проект «Успех каждого ребенка» реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по 6 мероприятиям в разные годы.

Сроки реализации проекта с поэтапным исполнением мероприятий с 2019 года по 2024 год.

В рамках реализации проекта в республике созданы и функционируют:

·                   детский технопарк «Кванториум» на базе ГБОУ ДО «Созвездие», организован в 2018 году, охват детей по образовательным программам составляет в год 800 человек;

·                   2 мобильных технопарка «Кванториум» (для детей, проживающих в сельской местности и малых городах), созданы в 2019 и 2020 годах. Численность детей, прошедших обучение по программам мобильного кванториума на 01.09.2022 - 2,1 тыс. детей, количество детей, охваченных деятельностью 2 мобильных кванториумов на 01.09.2022 - 4,436 тыс. детей, что составляет 2,8% от общего количества обучающихся;

·                   за период 2019-2022 годы в рамках федерального проекта созданы условия для занятий физкультурой и спортом в 36 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в том числе в учреждениях проведен капитальный ремонт;

·                   создан Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Бурятия «Асториум» на базе ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса». Образовательный процесс осуществляется с 01.09.2021 с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех», с охватом образовательными программами в 2021 году 577 учащихся, на 01.10.2022 - 1049 учащихся. Установленный в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» показатель «Не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в указанных субъектах Российской Федерации» показатель установлен на 31.12.2021 в размере 5%) в Республике Бурятия не обеспечен и составил за 2021 год - 0,29%, за 10 месяцев 2022 года - 0,53%;

·                   созданы 2 центра, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, на базе ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» – «Дом Научной Коллаборации им. М.П. Хабаева», и на базе Бурятского института инфокоммуникаций (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» в г. Улан-Удэ – «Дом Научной Коллаборации им. В.А. Котельникова». За истекший период прошли обучение 2 тыс. детей, повысили квалификацию 250 педагогических работников.  

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию регионального проекта «Успех каждого ребенка» в проверяемый период составил с учетом средств федерального бюджета 1 162 782,4 тыс. рублей.

В проверяемый период наблюдается неполное освоение средств бюджета.

Финансирование регионального проекта осуществляется неритмично, ресурсы осваиваются неравномерно. Основные затраты произведены в конце года, тем самым увеличена нагрузка на бюджет 4 квартала каждого года.

Проверкой установлены нарушения Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации в отражении расходов в республиканском бюджете.

Нормативные правовые акты на реализацию проекта «Успех каждого ребенка» приняты, при этом, к ним имеются многочисленные замечания.

При мониторинге, анализе и оценке реализации регионального проекта используются 4 информационные системы:

·                   «Электронный бюджет»;

·                   «Информационная система управления проектами»;

·                   «Система управления проектной деятельностью»;

·                   «Информационная система мониторинга национальных проектов и программ в социальной сфере реализации регионального проекта».

Данные в системы заносятся не систематически, не корректно, выводы в графиках и таблицах, отчетах не в полной мере соответствуют действительности.

Реализация мероприятия «Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом» сведена только к одному мероприятию «проведение капитального ремонта спортзалов в сельских школах», «ремонт спортивного зала», что не позволяет использовать средства на другие направления и с бóльшим эффектом.

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия создание новых мест предусмотрены с 2020 года. В результате реализации мероприятия должно быть создано в 2020 году - 51 277 новых мест, в 2021 году - 3 633 места, за 2022 год - 31 476 мест, за 2023 год - 31 476 мест, за 2024 год - 2 797 мест. То есть, в проверяемый период, включая 2022 год должно быть создано 86 386 мест. Однако, исходя из данных статистики, показатель по охвату детей услугами дополнительного образования не растет пропорционально количеству созданных новых мест.

Средства, направленные на закуп оборудования, не увязаны с количеством создаваемых новых мест. Увеличение количества мест не подтверждено фактическим увеличением показателей охвата детей услугами дополнительного образования, что свидетельствует о не достижении цели мероприятия в данный период и создает риски признания использования средств и имущества неэффективными.

В Республике Бурятия принято решение по исполнению мероприятия в виде закупок товаров, работ, услуг путем централизации закупок. В ходе проверки установлено, что централизация малоэффективна:

-        при исполнении контрактов (договоров) по созданию новых мест за проверяемый период установлены нарушения сроков поставки оборудования;

-        поставлены под сомнение цена за единицу по отдельным товарам, качество товара, присутствуют отдельные факты поставки неисправного оборудования, оборудования, не соответствующего заявленным техническим характеристикам;

-        отдельные расходные материалы поступили в количествах, значительно превышающих заявленные, либо, наоборот, произошла замена оборудования на значительное количество «ненужных» расходных материалов;

-        неэффективное использование оборудования (оборудование не используется, находится на складе).

Централизация закупок приводит к длительному процессу передачи товаров, принятия их к учету. С момента поставки товаров до передачи в оперативное управление и постановки на учет в муниципальные учреждения проходит длительный период, до 2-х лет, при этом, часть оборудования используется при оказании услуг дополнительного образования, что создает риски утраты, хищения, причинения имущественного ущерба. Так, оборудование, закупленное в 2020 году, передано в муниципальную собственность муниципальных образований только в августе - октябре 2021 года, в оперативное управление муниципальных учреждений имущество передано в декабре 2021 года, в феврале 2022 года.

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия создание ключевых центров предусмотрены в 2019 - 2021 годы.

Отдельные мероприятия в госпрограмме предусмотрены только до 2024 года, и требуется принятие решения о дальнейшем продлении, изменении условий представления субсидий или прекращении финансирования мероприятий.

Отчеты Министерством приняты без замечаний, расходы возмещены в полном объеме, при этом при принятии отчетов Министерством не затребовано представление полного пакета подтверждающих документов. Министерство при доведении плановых показателей результата предоставления гранта не увязывает их с объемами предоставления бюджетных ассигнований. При изменении объемов грантов по годам показатели результата не меняются.

На «Создание центров выявления и поддержки одаренных детей» предусмотрены средства в сумме 202 952,050 тыс. рублей. В 2021 году предоставлена субсидия на иные цели ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса», на базе которого создан центр «Асториум». Предусмотренные субсидии в полном объеме использованы на закупку средств обучения, включая оборудование и расходные материалы, а также оборудование для инфраструктурных подразделений: кампуса, столовой, мест отдыха.

На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия принято решение о направлении Представлений для рассмотрения и принятия мер по устранению нарушений Министерству образования и науки Республики Бурятия, МКУ «Районное Управление образования» Администрации муниципального образования «Кабанский район» РБ, МКУ Хоринское управление образования, МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район».

Также принято решение о направлении материалов проверки Главе Республики Бурятия А.С. Цыденову, в Народный Хурал Республики Бурятия.

Направлено Представление Министерству образования и науки Республики Бурятия от 28.12.2022 №66, включающее предложения: 

1. Принять меры по устранению нарушений и замечаний, а также по устранению причин и условий, повлекших нарушения; 

2. Разработать план мероприятий по устранению замечаний и нарушений, отмеченных в акте проверки; 

3. Инициировать внесение изменений в нормативные правовые акты Республики Бурятия, правовые акты министерства в целях устранения нарушений и оптимизации работы, а также обеспечения соответствия наименований, показателей в нормативных актах и документах министерства; 

4. Актуализировать приказ Минобрнауки Республики Бурятия от 14.10.2019 №1555 с учетом изменения состава ответственных лиц по реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка»; 

5. Внести изменения в состав, наименование (содержание) показателей результативности в госпрограмме и других нормативных актах в увязке с объемами средств бюджета (конечные результаты и итоговые эффекты); 

6. Пересмотреть подходы по распределению средств в течение года, обеспечив ритмичность финансирования и снижение нагрузки на бюджет в 4 квартале финансового года; 

7. Проанализировать   выводы,   отмеченные в ходе проверки по централизованным закупкам, устранить замечания и риски повторения нарушений, рассмотреть целесообразность дальнейшего использования централизованных закупок в больших объемах, особенно для муниципальных нужд; 

8. Обеспечить при заключении соглашений строгое соответствие содержания соглашений требованиям, установленным в нормативных актах Правительства Республики Бурятия, определяющих порядки предоставления и расходования целевых средств; 

9. Обеспечить при подписании соглашений с муниципальными образованиями проверку представляемых документов не только на наличие, но и на содержание в них информации, соответствующей требованиям, и увязанной с целями и задачами финансируемых мероприятий; 

10. Предусмотреть при проверке локальных сметных расчетов оценку включенных работ на соответствие целям предоставления; 

11. Обеспечить на постоянной основе мониторинг, анализ и контроль за реализацией регионального проекта «Успех каждого ребенка», определить перспективы развития организаций по завершении проекта; 

12. Провести совместно с органами управления образования муниципальных районов пофакторный анализ использования поставленного оборудования, созданных новых мест и охвата детей услугами образования в учреждениях в целях обеспечения эффективного использования оборудования и достижения выполнения показателей результативности. При необходимости принять меры по перераспределению излишне поступившего и неиспользуемого оборудования в другие учреждения; 

13. Провести служебное расследование и привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц: допустивших несоответствие объемов и наименований мероприятий в государственной программе Республики Бурятия «Развитие образования и науки», в республиканском бюджете, в нормативных актах Правительства Республики Бурятия и министерства; не обеспечивших качественное оформление в соответствии с нормативными актами протоколов, проектов документов министерства (протоколы, доверенности, договоры ответственного хранения, соглашения); допустивших некачественное, несвоевременное занесение сведений в информационные системы по реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» («Электронный бюджет», ИСУП, СУПД, ЦИТИС), не обеспечивших осуществление мониторинга и анализа регионального проекта; не обеспечивших представление пояснений причин допущения нарушений по отдельным фактам, отмеченным в акте проверки (п. 42, 45, 46, 85); допустивших несвоевременное представление отчетов по соглашениям, нарушение сроков оплаты, некачественную приемку и проверку отчетов и первичных документов, подтверждающих расходы; не обеспечивших проведение экспертизы поставленных товаров и надлежащее оформление заключений; не обеспечивших соблюдение порядка и проверку документов при заключении соглашений о предоставлении из республиканского бюджета субсидий ФГБОУ «БГУ им. Доржи Банзарова» и БИИК СибГУТИ, а также при принятии и проверке отчетов о расходах средств субсидии; по фактам несвоевременного перечисления средств по контрактам на мероприятие «Создание ключевых центров развития детей»; 

14. Подготовить информационное письмо в органы местного самоуправления с указанием на факты неэффективного использования оборудования, нарушения и замечания при проведении ремонтов, обеспечение показателей охвата детей услугами образования и создание новых мест, с учетом доступа «каждого ребенка» к услугам дополнительного образования; 

15. Провести проверку расходов, связанных с содержанием ключевых центров «Дом научной коллаборации им. М.П. Хабаева ФГБОУ «БГУ им. Доржи Банзарова», «ДНК им. В.А. Котельникова» БИИК СибГУТИ, реализующих дополнительные образовательные программы, в части средств, использование которых не предусмотрено порядком, а также не подтвержденных первичными документами; 16. По ГПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса» принять меры по устранению замечаний, отмеченных в акте, представить информацию в срок до 01.03.2023.

Направлено Представление МКУ «Районное Управление образования» Администрации муниципального образования «Кабанский район» РБ от 28.12.2022 №67, включающее предложения: 

1. Принять меры по устранению нарушений и замечаний, а также причин и условий, повлекших нарушения; 

2. Разработать план мероприятий по устранению замечаний и нарушений, отмеченных в акте встречной проверки; 

3. При разработке локальных сметных расчетов не допускать нарушений, установленных в ходе проверки (при приемке выполненных работ соблюдать обязательные требования по оформлению и приемке скрытых работ, обеспечивать своевременное уточнение локальных сметных расчетов при выявлении дополнительных работ или отказе (замене) по отдельным работам, обеспечивать проверку документов, подтверждающих уплату подрядчиком, работающим на УСНО, налога на добавленную стоимость); 

4. Принять совместно с подрядчиками меры к устранению замечаний к качеству и объемам выполненных ремонтных работ в рамках гарантийных обязательств. Представить информацию о выполнении работ; 

5. Принять меры по возмещению в бюджет денежными средствами или выполнением дополнительных работ в размерах субсидии, использованной не в соответствии с целями представления; 

6. Обеспечить сохранность и своевременное отражение в бухгалтерском учете переданных из республиканской собственности оборудования и расходных материалов, а также эффективное их использование в целях оказания услуг дополнительного образования.

Направлено Представление МКУ Хоринское управление образования от 28.12.2022 №68, включающее предложения: 

1. Принять меры по устранению нарушений и замечаний, а также причин и условий, повлекших нарушения; 

2. Разработать план мероприятий по устранению замечаний и нарушений, отмеченных в акте встречной проверки; 

3. При разработке локальных сметных расчетов не допускать нарушений, установленных в ходе проверки (при приемке выполненных работ соблюдать обязательные требования по оформлению и приемке скрытых работ, обеспечивать своевременное уточнение локальных сметных расчетов при выявлении дополнительных работ или отказе (замене) по отдельным работам, обеспечивать проверку документов, подтверждающих уплату подрядчиком, работающим на УСНО, налога на добавленную стоимость); 

4. Принять меры по возмещению в бюджет денежными средствами или выполнением дополнительных работ в размерах субсидии, использованной не в соответствии с целями представления; 

5. Обеспечить сохранность и своевременное отражение в бухгалтерском учете оборудования и расходных материалов, переданных из республиканской собственности, а также эффективное их использование в целях оказания услуг дополнительного образования.

Направлено Представление МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район» от 28.12.2022 №69, включающее предложения: 

1. Принять меры по устранению нарушений и замечаний, а также причин и условий, повлекших нарушения; 

2. Разработать план мероприятий по устранению замечаний и нарушений, отмеченных в акте встречной проверки; 

3. При разработке локальных сметных расчетов не допускать нарушений, установленных в ходе проверки (при приемке выполненных работ соблюдать обязательные требования по оформлению и приемке скрытых работ, обеспечивать своевременное уточнение локальных сметных расчетов при выявлении дополнительных работ или отказе (замене) по отдельным работам, обеспечивать проверку документов, подтверждающих уплату подрядчиком, работающим на УСНО, налога на добавленную стоимость); 

4. Принять меры по возмещению в бюджет денежными средствами или выполнением дополнительных работ в размерах субсидии, использованной не в соответствии с целями представления; 

5. Обеспечить сохранность и своевременное отражение в бухгалтерском учете переданных из республиканской собственности оборудования и расходных материалов, а также эффективное их использование в целях оказания услуг дополнительного образования.

Информационные письма не направлялись.

По результатам мероприятия материалы не передавались.

Протоколы об административном правонарушении не составлялись.

В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки  обязаны уведомить в письменной форме Счетную  палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.


МАОУ «Корсаковская СОШ» (ремонт 2020 года, сумма 3000 тыс. руб.)

МАОУ «Шергинская СОШ» (ремонт 2021 года, сумма 3000 тыс. руб.)

Несоответствие «цена-качество» (210 тыс. руб.)

Товар, не соответствующий заявленным характеристикам (столы одноместные в компьютерный класс)

Дом научных коллабораций им. В.А. Котельникова (создан в 2020 году)

Центр выявления и поддержки одаренных детей (создан в 2021 году)