Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству экономики Республики Бурятия на реализацию мероприятий Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2020-2022 годы

 06.04.2023


31.03.2023 года на заседании коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству экономики Республики Бурятия на реализацию мероприятий Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2020-2022 годы», проведенного в соответствии с пунктом 45 Плана работы Счетной палаты на 2023 год

В результате проведенного контрольного мероприятия установлено следующее:

Министерство экономики Республики Бурятия (далее – Минэкономики РБ, Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по обеспечению реализации стратегии и показателей социально-экономического развития Республики Бурятия, государственной и региональной политики в сфере прогнозирования и программирования социально-экономических процессов, прогнозирования и планирования доходов республиканского бюджета, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, в сфере трудовых отношений и социального партнерства, регулирования оплаты труда, рынка труда, уровня жизни и доходов населения Республики Бурятия, охраны труда и осуществляющим нормативное регулирование в пределах установленной компетенции.

Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной и региональной политики в инвестиционной сфере при наличии в структуре органов государственной власти министерства промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия.

В проверяемом периоде кассовые расходы Министерства, связанные с финансированием мероприятий Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» составили: в 2020 году – 546967,0 тыс. рублей, в 2021 году - 653169,8 тыс. рублей, в 2022 году – 910757,0 тыс. рублей.

В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки и нарушения.

При проверке обоснованности и правильности расчетов по заработной плате:

Во исполнение Указов Главы РБ от 05.12.2022 №254, от 13.12.2022 №261 и постановления Правительства РБ от 15.12.2022 №783 Министерством в расчетном проекте штатного расписания завышен плановый объем фонда оплаты труда на 861,716 тыс. рублей, что нашло подтверждение в утвержденном штатном расписании на период с 01.10.2022 года.

Отсутствуют документы о результатах деятельности сотрудника Министерства, командированного на территорию Монголии, в г.Улан-Батор в целях «представления интересов Республики Бурятия в г. Улан-Батор Монголии в сфере торгово-экономического, научно-технического, культурного, гуманитарного сотрудничества» ставит под сомнение обоснованность начисления ему заработной платы. Не представлены документы о деятельности сотрудника в период январь-май 2021 года с учетом того, что в табеле учета рабочего времени сотрудник отражался и как в командировке и как на рабочем месте, что ставит под сомнение обоснованность начисления ему заработной платы в сумме 238,731 тыс. рублей в указанном периоде.

При проверке учета кассовых операций:

Денежные средства в сумме 118,801 тыс. рублей из кассы выданы при отсутствии всех предусмотренных подписей должностных лиц, а также при фактах несоответствия сумм в расходных кассовых ордерах прописью и цифрами.

Ряд финансовых нарушений связаны с несоблюдением требований к бухгалтерскому учету: отсутствуют некоторые подписи должностных лиц в первичных документах, регистрах кассы, ошибочно формируется кассовый журнал, отсутствует ряд первичных документов, не указываются даты в расходных кассовых ордерах.

При проверке расчетов с подотчетными лицами:

Неэффективное использование бюджетных средств в сумме 211,200 тыс. рублей, связанное с возмещением затрат Министерством на проживание сотрудников в служебной командировке в г. Владивосток, при отказе сотрудников в заселении и фактическом проживании их в другом месте, что потребовало дополнительных расходов. Требования Минэкономики РБ о возмещении расходов в связи с некачественно оказанной услугой по размещению лиц к организации, оказывающей данные услуги, Арбитражным судом не были поддержаны.

Некорректно заполнены обязательные реквизиты первичных документов, регистры бухгалтерского учета оформлены при отсутствии необходимых первичных документов на общую сумму 133,240 тыс. рублей в том числе в подтверждение оплаты за проживание в сумме 49,109 тыс. рублей, приложены квитанция и договор краткосрочного найма квартиры без номера и без даты. В данном договоре не указан арендатор, отсутствуют паспортные данные и стоимость проживания как в целом, так и посуточно. Из данных, прописанных в квитанции, так же не представляется возможным установить стоимость проживания за сутки. Отсутствуют документы, подтверждающие возврат средств или их использование по невостребованному билету в сумме 10,783 тыс. рублей. Несвоевременно возвращались остатки неиспользованных подотчетных сумм в кассу Министерства.

Статус постоянного нахождения консультанта Министерства на территории Монголии не был определен, при этом имеют место факты некорректного начисления командировочных, а также учета времени в табелях учета рабочего времени.

 

При проверке использования имущества:

Министром подписаны акты на списание основных средств на сумму 90,845 тыс. рублей с указанием материально-ответственного лица, давно уволенного из министерства, обязательная инвентаризация с передачей имущества другому материально ответственному лицу не проведена.

Недостача на сумму 0,994 тыс. рублей по ГСМ (устранена в ходе проведения мероприятия).

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками:

Не представлены обоснования приобретения картин на сумму 66,9 тыс. рублей, не включенных в состав нормативных затрат.

Уплачено по договору с Бурятстатом 17,430 тыс. рублей за аналогичную информацию, предоставляемую в рамках ранее заключенного госконтракта.

Превышен лимит сотовой связи, установленный локальными актами министерства на 2,704 тыс. рублей.

При анализе расчетов Министерства с дебиторами и кредиторами:

Не представлена инвентаризационная опись (ф.0504089) по счету 207.13 «Расчеты с иными дебиторами по бюджетным кредитам» за 2020 год в сумме 36 813,604 тыс. рублей.

Министерством в 2022 году списана задолженность по ранее выданным бюджетным кредитам в сумме 33 366,421 тыс. рублей.

Министерством, в нарушение действующих порядков при предоставлении субсидии в качестве добровольного имущественного взноса учредителя некоммерческой организации, в соглашении не предусматривалось согласие получателя субсидии и лиц, являющихся поставщиками на осуществление органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В представленных получателями субсидий, субвенций, иных дотаций отчетах об их использовании некорректно устанавливаются показатели, не отражаются необходимые реквизиты.

В 2020 году Министерством был проведен организационно-кадровый аудит с целью повышения эффективности работы в подразделениях и оптимизации организационной структуры. Исполнителю было перечислено 2410,0 тыс. рублей. По результатам оказанной в декабре 2020 года услуги не были внесены изменения, в части оптимизации структуры Министерства, штатная численность не была сокращена до предлагаемых 65 единиц, в разрезе отдельных должностей предложения организационно-кадрового аудита также не были приняты во внимание, в разрезе отдельных подразделений не были приняты во внимание изменения их структуры.

Всего в ходе проведения проверки установлены финансовые нарушения, связанные в том числе:

- с неэффективным использованием бюджетных средств;

- с несоблюдением требований действующего законодательства к бухгалтерскому учету;

- с необоснованными начислениями при отсутствии порядка выплаты;

- с неправомерными и необоснованными выплатами по заключенным договорам.

В направленном Министерству экономики Республики Бурятия Представлении от 31.03.2023 №3 предложено принять меры по устранению выявленных по результатам контрольного мероприятия недостатков, нарушений и недопущению их в дальнейшем.

Информационные письма не направлялись

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона Республики Бурятия «О Счетной палате Республики Бурятия» направлены материалы проверки в Прокуратуру Республики Бурятия для принятия мер прокурорского реагирования по фактам нарушения действующего законодательства, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия.

Протоколы об административном правонарушении не составлялись

Минэкономики РБ по результатам рассмотрения Представления от 31.03.2023 № 3 года приняты следующие меры:

По пунктам 1-2 Представления: В Министерстве проведена служебная проверка, по результатам которой выявлено виновное должностное лицо в нарушениях, касающихся ведения бухгалтерского учета в рамках Закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также составления и ведения бюджетной сметы Министерства. Утвержден план мероприятий по устранению выявленных Счетной палатой Республики Бурятия нарушений, в котором по данным пунктам определен сотрудник Министерства и установлен постоянный срок их исполнения.

По пункту 3 Представления: Положение об оплате труда государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Министерства экономики Республики Бурятия, утвержденное приказом Министерства экономики Республики Бурятия от 30.07.2021 № 174, приведено в соответствие с Законом Республики Бурятия от 22.09.2006 № 1838-III «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия». Из положения исключена младшая группа должностей.

По пункту 4 Представления: В Министерстве экономики Республики Бурятия внесены изменения в коллективный договор. Сторонами коллективного договора подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым исключен пункт об организации торжественных проводов выходящих на пенсию работников Министерства. Письмом Министерства от 27.04.2023 № 03-09-01-И2170/23 дополнительное соглашение направлено на уведомительную регистрацию в Администрацию г. Улан-Удэ. По пункту 5 Представления: Технические ошибки, имеющиеся в штатных расписаниях, устранены. В настоящее время Министерством используется форма штатного расписания, разработанная Министерством финансов Республики Бурятия.

По пункту 6 Представления: Нарушения, допущенные в ведении журналов регистрации приказов по основной деятельности и по личному составу устранены и не будут допускаться в дальнейшей работе.

По пункту 7 Представления: В Министерстве проведена служебная проверка, в соответствии с приказом Министерства экономики Республики Бурятия от 26.04.2023 № 6 к должностному лицу применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, согласно утвержденному плану мероприятий нарушения, допущенные при оформлении командировок работников, задержек заработной платы устранены и не будут допускаться в дальнейшей работе.

По пункту 8 Представления: В приказ Министерства экономики Республики Бурятия от 23.07.2019 № 70 «Об утверждении Положения о порядке установления выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Министерства экономики Республики Бурятия» внесены изменения.

По пункту 9 Представления: Нарушения, касающиеся учетной политики Министерства, устранены. Необходимые изменения внесены в приказ об утверждении учетной политики Министерства экономики Республики Бурятия.

По пункту 10 Нарушения, связанные с оформлением расходных кассовых ордеров рассмотрены и не будут допускаться в дальнейшей работе. В отношении ответственного должностного лица проведена служебная проверка. В соответствии с приказом Министерства экономики Республики Бурятия от 26.04.2023 № 6 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. (Информация о данных нарушениях, связанных с денежной наличностью, направлена в Прокуратуру Республики Бурятия для принятия правового решения (письма от 07.04.2023 №47-14-07-и236, от 17.05.2023 №47-14-07-и351).

По пунктам 11-13 Представления: В Министерстве проведена служебная проверка, по результатам которой выявлено виновное в нарушениях должностное лицо. Определен сотрудник Министерства, на которого дополнительно возложена обязанность на постоянной основе при осуществлении инвентаризации руководствоваться требованиями действующих НПА.

Годовая инвентаризация основных средств проведена перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2023 год (приказ от 21.12.2023 №325 «О проведении годовой инвентаризации»).

Все сотрудники Министерства ознакомлены с положениями приказа об учетной политике Министерства, устанавливающими сроки и порядок сдачи авансового отчета и остатков неиспользованных сумм.

По пункту 14 Представления: В целях приведения нормативов затрат на обеспечение функций Министерства в соответствие с действующим законодательством приказом Министерства экономики Республики Бурятия от 16.05.2023 № 112 внесены изменения в приказ Министерства экономики Республики Бурятия от 01.06.2016 № 43 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства». Приказ представлен Министерством.

По пункту 15 Представления: По результатам проведенной служебной проверки принято решение об отсутствии необходимости внесения изменений в методику распределения и правила предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета на обучение глав поселений Республики Бурятия для достижения результатов регионального проекта «Увеличение доходов консолидированного бюджета от имущественных налогов» ввиду неактуальности (срок реализации проекта завершен 31.12.2020) и разового характера финансирования мероприятий проекта, ограниченного 2020 годом.

В методику распределения и правила предоставления дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поощрение муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия по итогам комплексной оценки уровня развития муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия Постановлением Правительства Республики Бурятия от 19 сентября 2023 г. №561 внесены изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 09.08.2021 № 438 " О поощрении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия за достижение наилучших показателей комплексной оценки уровня развития», согласно которым в случае, если сумма дотации не распределяется равномерно по трем группам муниципальных образований в Республике Бурятия, то сумма дотации округляется до целого рубля и нераспределенный остаток подлежит возврату в республиканский бюджет (проект постановления разработан Министерством).

По пункту 16 Представления: Приказом от 26.05.2023 г. №117 определен порядок осуществления Министерством экономики Республики Бурятия контроля за соблюдением получателями субсидий, субвенций условий, цели и порядка предоставления субсидий, субвенций.

По пункту 17 Представления: На основании представления Счетной палаты РБ в Министерстве была проведена служебная проверка, по результатам которой приказом Министерства за допущенные нарушения к работнику Министерства было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Должностным лицам Министерства указано о недопущении в дальнейшей работе нарушений, указанных в представлении Счетной палаты РБ.

Представление от 31.03.2023 №3 исполнено, снято с контроля.

Информация приведена по состоянию на 02.04.2024г.


.

Заместитель Председателя - Аудитор