На заседании Коллегии Счетной палаты рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Убеева Е.С. по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия» государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия в 2019-2022гг.».
В докладе отмечалось следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.1996г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее - Закон о мелиорации), мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года отражено, что с учетом изменившихся климатических условий главная ставка делается в том числе на развитие строительства и реконструкции мелиоративных систем.
Цель подпрограммы - повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий.
В рамках реализации подпрограммы предоставлялись субсидии на мелиорацию в целях возмещения части затрат:
- на гидромелиоративные мероприятия (строительство, реконструкция оросительных систем общего и индивидуального пользования, приобретение машин, установок, дождевальных и поливных аппаратов, насосных станций;
- на культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в том числе: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов, рыхление, землевание, плантаж и первичная обработка почвы.
Проверкой установлены недостатки в принятом Порядке субсидий на реализацию подпрограммы: не определены планируемые результаты предоставления субсидии (индикаторы) и меры ответственности за их недостижение, также не учтено требование о запрете возмещения расходов на приобретение оборудования, машин, механизмов, мелиоративной техники и других основных средств, бывших в употреблении.
Фактически за период 2019-2022 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям было предоставлено субсидий на сумму 138,5 млн. руб. Софинансирование расходного обязательства за счет федерального бюджета составило 94%.
Заявителями в Минсельхоз РБ представлен 21 проект в области мелиорации. Разработку проектов осуществляли 2 проектные организации, подведомственные Министерству сельского хозяйства России.
По результатам контрольного мероприятия при сопоставлении выполненных работ с проектной документацией в 8 проектах из 21 выявлены недостатки, которые, в некоторых случаях, привели к необоснованному завышению стоимости произведенных заявителями работ и приобретенного оборудования и ущербу бюджету.
Проверка показала, что в Министерстве в некоторых случаях слабо был организован контроль за достоверностью предоставляемых получателями документов для получения субсидий. Работа специально созданных комиссий по обследованию выполненных работ, в которую помимо должностных лиц министерства входили представители федерального учреждения в области мелиорации, осуществлялась формально, замечания и недоработки не выявлялись. Представляемые в составе заявки на получение субсидии договоры на осуществление авторского и строительного надзора носят декларативный характер, нарушения не выявлялись.
Между тем, по результатам проведенной проверки выявлены факты невыполнения некоторыми получателями субсидий части работ, завышения реальной стоимости работ и оборудования.
Рядом получателей закупалось и оплачивалось оборудование – насосные станции, дизельные агрегаты, трубы, по ценам, кратно превышающим рыночные.
Отмечены случаи завышения стоимости работ в результате применения неверных федеральных единичных расценок, корректировки итоговых строк актов выполненных работ в сторону увеличения, что приводило к завышенному размеру предоставляемых субсидий.
Так, при перевозке органических удобрений (перегноя) транспортное плечо оплачено из расчета 100 км вместо 5 км; необоснованное применение коэффициента перевода органического удобрения (перегноя) из объема в массу 7 т/м3, что сопоставимо с плотностью чугуна и приводило к завышению стоимости транспортировки.
Выявлен случай необоснованно оплаченной получателем субсидии завышенной стоимости культуртехнических работ подрядчику по причине учета в акте приема выполненных работ минерального удобрения (аммиачной селитры), в 86,4 раза превышающей установленную норму. В итоге стоимость культуртехнических работ по данному участку превысила среднюю стоимость аналогичных работ по другим участкам в 7 раз, рыночную стоимость сопоставимого участка в 3 раза и предельную стоимость работ, установленную Минсельхозом РФ в 2 раза.
Установлены случаи непоследовательности в принятии решений о субсидировании затрат при реализации проектов, в результате чего приобретенные поливальные машины на сегодняшний день не используются по причине отсутствия водоподводящей инфраструктуры, орошение не производится. При этом в отчетах площади считаются введенными в эксплуатацию как орошаемые.
На Коллегии принято решение направить представление Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, направить материалы проверки Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия, в Прокуратуру Республики Бурятия.Подготовлены и направлены представления в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ от 04.04.2023 № 8 с предложениями:
1. Направить Представление Счетной палаты Республики Бурятия Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия с предложением:
1.1. Предусмотреть в Порядке предоставления субсидий на реализацию подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия":
- требование о представлении заявителями результатов проведенных работ по авторскому и строительному надзору (заключение, акты и другое);
- результаты предоставления субсидии (показатели результативности) и меры ответственности за их недостижение;
- требование, установленное пунктом 7 федеральных Правил о том, что размер затрат, возмещаемых из бюджета субъекта РФ получателям средств, определяется с учетом предельного размера стоимости работ на 1 гектар площади земель по мелиоративным мероприятиям[1];
- требование о запрете возмещения расходов на приобретение оборудования, машин, механизмов, мелиоративной техники и других основных средств, бывших в употреблении.
1.2. Принять меры по недопущению случаев необоснованного предоставления субсидии за фактически не осуществленные работы или завышенную стоимость выполненных работ, а также неэффективного использования бюджетных средств в связи с завышением рыночной стоимости оборудования и материалов при реализации проектов мелиорации.
1.3. Довести до сведения организаций, разрабатывавших проекты мелиорации и осуществлявших авторский надзор, о выявленных недостатках в разработанных ими проектов.
1.4. Рассмотреть вопрос о разработке мер для завершения неоконченных проектов ИП ГКФХ …, ИП ГКФХ ..., ООО «…».
1.5. Принять меры по возврату в республиканский бюджет части средств необоснованно предоставленных субсидий за фактически не осуществленные расходы или завышенную стоимость выполненных работ в размере 19587,62 тыс. руб.
1.6. Привлечь в установленном порядке к ответственности должностных лиц, по вине которых допущены нарушения.
2. Направить материалы проверки в правоохранительные органы для принятия правового решения по выявленным признакам совершения незаконных действий.
3. Направить Отчет по результатам контрольного мероприятия Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия.
1. Рубрикатор «Информационные письма»
Направлены информационные письма о результатах проведенной проверки в адрес Народного Хурала Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.
[1] Устанавливается Приказами Министерства сельского хозяйства РФ
По результатам мероприятия материалы проверки направлены в Прокуратуру Республики Бурятия.
Протоколы об административном правонарушении не составлялись.
Проектные документации получателей субсидий |
Не установленные трубчатые водовыпуски |
Применение труб бывших в употреблении |
Применение труб бывших в употреблении |