Проверка  целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию  мероприятия «Государственная  поддержка завоза  товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных  населенных  образований, расположенных  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» государственной программы Республики Бурятия «Развитие  промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» в 2021 – 2023 годах

 01.04.2024


29.03.2024 года на заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия заслушан отчет Заместителя Председателя Счетной палаты РБ Егорова М.М. о результатах контрольного мероприятия «Проверка  целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию  мероприятия «Государственная  поддержка завоза  товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных  населенных  образований, расположенных  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» государственной программы Республики Бурятия «Развитие  промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» в 2021 – 2023 годах», проведенного в соответствии с пунктом 36  Плана работы Счетной палаты на 2024 год

В результате проведенного контрольного мероприятия установлено следующее:

- за проверяемый период из 6 районов Республики Бурятия, включенных постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 №402 (в редакции от 06.12.2016 №1305) в перечень районов Крайнего Севера  и приравненных к ним  местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции),  частичная государственная  поддержка из республиканского бюджета (в виде возмещения транспортных расходов) предусмотрена только по отдельным населенным пунктам Баунтовского района, включенным постановлением Правительства РБ от 12.10.2012 №600 (в редакции  от 16.08.2023) в соответствующий перечень;

- в соответствии с требованиями пункта 3 порядка предоставления субсидий, утвержденного  постановлением Правительства РБ от 12.10.2012 №600 субсидия предоставлялась на возмещение транспортных расходов по доставке  продовольственных товаров, определяемых  исходя из расстояния  от административного  центра муниципального района до расположенных  в нем  населенных пунктов с ограниченными  сроками  завоза  грузов. Подпункт 2 статьи 3 Закона РБ  от 31.12.2004 №985-III «Об установлении  границ, образовании и наделении статусом  муниципальных образований в Республике Бурятия» определяет  село Багдарин административным центром Баунтовского эвенкийского района. Однако, в ходе встречной проверки установлено, что   возмещение за счет бюджетных средств  осуществлялось за транспортировку продуктов питания в основном по следующим маршрутам:

- с. Багдарин – п. Усть-Джилинда (262км, из них 90 км бездорожье);

-с. Багдарин – п.Варваринский (156 км, из них 80 км по льду рек);

-п. Маловский – п.Уакит (220 км, из них 100км по льду рек и озер);

-п. Маловский – п.Ципикан (80 км, из них 80 км бездорожье).

Предусмотренное возмещение транспортных расходов определено по видам продуктов, ряд из которых (5 видов продуктов питания) не включен в число социально значимых продовольственных  товаров первой необходимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 №530. За проверяемый период приняты к возмещению транспортные расходы по доставке продуктов питания (грибы, ягоды, компоты из ягод, джемы из ягод, орехи, мед, соль поваренная кормовая, энергетические напитки, минеральная вода) общим весом 1175,462 кг, не включенных в перечень  продовольственных товаров, утвержденный приложением №3 к  постановлению Правительства РБ от 12.10.2012 №600.

За проверяемый период Министерством промышленности, торговли инвестиций РБ выделено из республиканского бюджета субсидий МО «Баунтовский эвенкийский район» в 2021 году – 4 353,00 тыс.рублей,  в 2022 году - 6786,33364 тыс.рублей, в 2023 году - 6919,8 тыс.рублей.

Выделение средств республиканского бюджета осуществлялось  на основании соглашений на предоставление субсидий в рамках порядка, утвержденного приложением №1 к постановлению Правительства РБ от 12.10.2012 №600, пункт 23 которого не предусматривает возможности проведения проверок выделенных средств органами внешнего государственного финансового контроля, что противоречит требованиям статьи 268.1. Бюджетного кодекса РФ, подпунктом 1 статьи 3 Закона РБ от 05.05.2011 №2087-IV «О Счетной палате Республики Бурятия» предусмотрено, что Счетная палата РБ.

Ряд приложений №1 к  соглашениям, заключенным в 2022 – 2023 годах  не предусматривает  бюджетных ассигнований из местного бюджета, что противоречит требованиям пунктов (2.1.) этих же соглашений.  

Министерством промышленности, торговли и инвестиций РБ   произведено перечисление субсидий с нарушением планов перечисления субсидий в 2021 -2022 годах, утвержденных заключенными соглашениями.

Пункт 7 порядка  предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства РБ от 12.10.2012 №600, отражает, что оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минпромторгом РБ путем сравнения установленного соглашением значения целевого показателя результативности использования Субсидии "Оборот розничной торговли в расчете на одного человека" и фактически достигнутого его значения. Значение целевого показателя результативности использования Субсидии, предусмотренного соглашением, соответствует индикатору, предусмотренному в Перечне расходных обязательств муниципальных образований в Республике Бурятия, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидии из республиканского бюджета на текущий финансовый год и плановый период. На момент проведения проверки не представлены вышеуказанные перечни расходных обязательств за 2021-2023 годы.

Методика расчета транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по завозу товаров (продукции) для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза  отражает, что общая сумма транспортных расходов зависит от себестоимости доставки 1 тонно-километра грузов, размер  которой  уменьшается при увеличении расстояния  от места погрузки продовольственных товаров  до места доставки в населенный пункт (км).

Установлено, что выделенные средства из республиканского бюджета были направлены администрацией район ОАО «Ципиканский продснаб», ИП …….. и ООО «Стрелец» исходя из рассмотренных заявок на получение возмещения транспортных расходов в рамках установленных муниципальных порядков на предоставление субсидии.

Ряд отчетов  о достижении показателей и об использовании субсидии в 2022 году  представлены с нарушением сроков предоставления.

Представленные отчеты об использовании субсидии на возмещение   транспортных расходов  по доставке продуктов отражают наличие  технических (арифметических) ошибок, что говорит о том, что Министерство не выполняет обязательства по контролю  за соблюдением  получателем  условий предоставления  и расходования, предусмотренных заключенными соглашениями в 2021- 2023 году.

В период контрольного мероприятия проведена встречная проверка в МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» по результатам которой восстановлено на лицевой счет Министерства промышленности, торговли и инвестиций РБ  8,52 тыс.рублей, в том числе:

- 4,518 тыс.рублей – неправомерное  завышение сумм возмещения транспортных расходов в 2021 году;

-  4,002 тыс.рублей - необоснованно оплаченная сумма завышения размера заявленной субсидии  (в результате арифметической ошибки).

 В 2021 году платежные поручения имеют технические ошибки  в части  указания  номеров и дат соглашений в основании платежа.

Расчеты на предоставление  субсидии от ИП …. приняты Администрацией района не по типовой форме, предусмотренной приложением 1.4 к порядку предоставления субсидии, утвержденному постановлением  местной администрации района от 14.02.2022 №64.

Анализ представленных данных  показал на наличие фактов нарушений требований пунктов 3.2.2. соглашений от 24.02.2021 №13, №14, №15; от 15.06.2021 №49, от 07.02.2022 №14, №15; пунктов 3.5 соглашений от 25.03.2022 №20, №21; от 25.01.2023 №13, №14, в части нарушений формирования цен на ряд (5) продовольственных товаров, реализуемые  в труднодоступных  и отдаленных населенных пунктах Баунтовского района. В период проведения встречной проверки проведено изучение цен (28.02.2024, 29.02.2024)  в магазинах, расположенных в с.Багдарин, с. Курорт Баунт, п. Ципикан, п.Уакит, п.Варваринский, по результатам которых установлено, что  размер цен в магазинах хозяйствующих субъектов, не получающих государственной поддержки в виде субсидий на возмещение транспортных расходов, ниже цен в магазинах ОАО «Ципиканский продснаб», ИП …., которым предоставлены соответствующие субсидии.

Министерству промышленности, торговли и инвестиций РБ направлено Представление с предложениями для устранения выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков принять следующие меры:

• Рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в порядок предоставления субсидий, предусмотренный приложением к государственной программе РБ «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли», утвержденной постановлением Правительства РБ от 28.03.2013 №151 (в редакции от 13.12.2023 №762), а именно:

- пункта 7 вышеуказанного порядка, в части изменения значения показателей целевой результативности, исключающее возможность несоответствия их показателям результативности, которые предусматривают получатели субсидии (муниципальные образования республики) при выделении государственной поддержки хозяйствующим субъектам, поставляющим продукты питания в труднодоступные населенные пункты; - пункта 7 вышеуказанного порядка, в части корректировки вида документа, в котором отражено соответствие вышеуказанного показателя результативности;

- пункт 23 вышеуказанного порядка, в части включения органов внешнего государственного финансового контроля в число контролирующих соблюдение условий предоставления субсидий; • Рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в перечни продовольственных товаров, скоропортящихся товаров, утвержденных приложениями №3, №4 к постановлению Правительства РБ от 12.10.2012 №600, в части их расширения на те виды товаров, поставка которых установлена по результатам контрольного мероприятия;

• Рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в методику расчета транспортных расходов, утвержденную приложением №5 к постановлению Правительства РБ от 12.10.2012 №600, в части корректировки расчета себестоимости доставки 1 тонно-километра грузов, позволяющей исключить уменьшение ее размеров при увеличении расстояния от места погрузки продовольственных товаров до места доставки в населенный пункт;

• В рамках заключенных соглашений на предоставление субсидий усилить контроль за предоставлением отчетных форм в утвержденные сроки, за достоверностью представляемых отчетных данных;

• По результатам проведенной проверки рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в указанных нарушениях.

Информационные письма не направлялись
По результатам мероприятия материалы проверки в правоохранительные органы не направлялись 
Протоколы об административном правонарушении не составлялись

В адрес СП РБ направлены письма Минпромторга РБ от 28.05.2024 №12-01-29-и2041/24, от 31.07.2024 №12-01-32-И2973/24.

Министерством промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия по результатам рассмотрения Представления от 29.03.2024 №27 года приняты следующие меры:

По пункту 1 представления. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.07.2024 №384 внесены соответствующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 №151.

По пункту 2 представления. Перечень грузов северного завоза первой категории утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2023 г. № 3462-р. В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 04.08.2023 № 411-ФЗ «О северном завозе» определения перечня грузов первой категории отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

По пункту 3 представления. Министерством совместно с администрацией муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район», представителями предприятий оказывающие транспортные услуги на территории муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» определена новая статья расходов «Амортизация транспортного средства, осуществляющего доставку продовольственных товаров от места погрузки до места доставки в населенный пункт, руб.» для расчета себестоимости доставки 1 тонно-километра грузов (продукции). Согласно новым расчетам, себестоимость доставки 1 тонно-километра грузов (продукции) по нижеуказанным направлениям составит: - п. Уакит в размере 105,19 руб.; - п. Варваринский в размере 98,48 руб.; - п. Ципикан в размере 111,84 руб.; - п. Усть-Джилинда в размере 105,18 руб. Разработан проект постановления Правительства Республики Бурятия о внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 12.10.2012 № 600 «О мерах по реализации Закона Республики Бурятия «О государственной поддержке завоза товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» (прилагается). Скорректированная методика расчета и новые затраты себестоимости доставки 1 тонно-километра грузов (продукции) согласованы с Министерством финансов Республики Бурятия и Государственно-правовым комитетом Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.

По пункту 4 представления. Проведена соответствующая работа среди ответственных сотрудников Министерства о необходимости тщательного контроля поступающей документации, а также соблюдения установленных сроков в рамках заключенного между Министерством и МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии.

По пункту 5 представления. Приказом Министерства от 13.05.2024 № 24 л/с начальник отдела торговли, общественного питания и бытовых услуг Комитета торговли привлечен к дисциплинарной ответственности. Представление от 29.03.2024 №27 исполнено, снято с контроля.

Информация приведена по состоянию на 19.09.2024г.


1

2

3

4

5

6

8

7

Заместитель Председателя - Аудитор