Проверка  целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию  мероприятия «Государственная  поддержка завоза  товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных  населенных  образований, расположенных  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» государственной программы Республики Бурятия «Развитие  промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» в 2021 – 2023 годах

 01.04.2024


29.03.2024 года на заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия заслушан отчет Заместителя Председателя Счетной палаты РБ Егорова М.М. о результатах контрольного мероприятия «Проверка  целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию  мероприятия «Государственная  поддержка завоза  товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных  населенных  образований, расположенных  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» государственной программы Республики Бурятия «Развитие  промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» в 2021 – 2023 годах», проведенного в соответствии с пунктом 36  Плана работы Счетной палаты на 2024 год

В результате проведенного контрольного мероприятия установлено следующее:

- за проверяемый период из 6 районов Республики Бурятия, включенных постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 №402 (в редакции от 06.12.2016 №1305) в перечень районов Крайнего Севера  и приравненных к ним  местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции),  частичная государственная  поддержка из республиканского бюджета (в виде возмещения транспортных расходов) предусмотрена только по отдельным населенным пунктам Баунтовского района, включенным постановлением Правительства РБ от 12.10.2012 №600 (в редакции  от 16.08.2023) в соответствующий перечень;

- в соответствии с требованиями пункта 3 порядка предоставления субсидий, утвержденного  постановлением Правительства РБ от 12.10.2012 №600 субсидия предоставлялась на возмещение транспортных расходов по доставке  продовольственных товаров, определяемых  исходя из расстояния  от административного  центра муниципального района до расположенных  в нем  населенных пунктов с ограниченными  сроками  завоза  грузов. Подпункт 2 статьи 3 Закона РБ  от 31.12.2004 №985-III «Об установлении  границ, образовании и наделении статусом  муниципальных образований в Республике Бурятия» определяет  село Багдарин административным центром Баунтовского эвенкийского района. Однако, в ходе встречной проверки установлено, что   возмещение за счет бюджетных средств  осуществлялось за транспортировку продуктов питания в основном по следующим маршрутам:

- с. Багдарин – п. Усть-Джилинда (262км, из них 90 км бездорожье);

-с. Багдарин – п.Варваринский (156 км, из них 80 км по льду рек);

-п. Маловский – п.Уакит (220 км, из них 100км по льду рек и озер);

-п. Маловский – п.Ципикан (80 км, из них 80 км бездорожье).

Предусмотренное возмещение транспортных расходов определено по видам продуктов, ряд из которых (5 видов продуктов питания) не включен в число социально значимых продовольственных  товаров первой необходимости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 №530. За проверяемый период приняты к возмещению транспортные расходы по доставке продуктов питания (грибы, ягоды, компоты из ягод, джемы из ягод, орехи, мед, соль поваренная кормовая, энергетические напитки, минеральная вода) общим весом 1175,462 кг, не включенных в перечень  продовольственных товаров, утвержденный приложением №3 к  постановлению Правительства РБ от 12.10.2012 №600.

За проверяемый период Министерством промышленности, торговли инвестиций РБ выделено из республиканского бюджета субсидий МО «Баунтовский эвенкийский район» в 2021 году – 4 353,00 тыс.рублей,  в 2022 году - 6786,33364 тыс.рублей, в 2023 году - 6919,8 тыс.рублей.

Выделение средств республиканского бюджета осуществлялось  на основании соглашений на предоставление субсидий в рамках порядка, утвержденного приложением №1 к постановлению Правительства РБ от 12.10.2012 №600, пункт 23 которого не предусматривает возможности проведения проверок выделенных средств органами внешнего государственного финансового контроля, что противоречит требованиям статьи 268.1. Бюджетного кодекса РФ, подпунктом 1 статьи 3 Закона РБ от 05.05.2011 №2087-IV «О Счетной палате Республики Бурятия» предусмотрено, что Счетная палата РБ.

Ряд приложений №1 к  соглашениям, заключенным в 2022 – 2023 годах  не предусматривает  бюджетных ассигнований из местного бюджета, что противоречит требованиям пунктов (2.1.) этих же соглашений.  

Министерством промышленности, торговли и инвестиций РБ   произведено перечисление субсидий с нарушением планов перечисления субсидий в 2021 -2022 годах, утвержденных заключенными соглашениями.

Пункт 7 порядка  предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства РБ от 12.10.2012 №600, отражает, что оценка эффективности использования субсидии осуществляется Минпромторгом РБ путем сравнения установленного соглашением значения целевого показателя результативности использования Субсидии "Оборот розничной торговли в расчете на одного человека" и фактически достигнутого его значения. Значение целевого показателя результативности использования Субсидии, предусмотренного соглашением, соответствует индикатору, предусмотренному в Перечне расходных обязательств муниципальных образований в Республике Бурятия, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидии из республиканского бюджета на текущий финансовый год и плановый период. На момент проведения проверки не представлены вышеуказанные перечни расходных обязательств за 2021-2023 годы.

Методика расчета транспортных расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по завозу товаров (продукции) для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза  отражает, что общая сумма транспортных расходов зависит от себестоимости доставки 1 тонно-километра грузов, размер  которой  уменьшается при увеличении расстояния  от места погрузки продовольственных товаров  до места доставки в населенный пункт (км).

Установлено, что выделенные средства из республиканского бюджета были направлены администрацией район ОАО «Ципиканский продснаб», ИП …….. и ООО «Стрелец» исходя из рассмотренных заявок на получение возмещения транспортных расходов в рамках установленных муниципальных порядков на предоставление субсидии.

Ряд отчетов  о достижении показателей и об использовании субсидии в 2022 году  представлены с нарушением сроков предоставления.

Представленные отчеты об использовании субсидии на возмещение   транспортных расходов  по доставке продуктов отражают наличие  технических (арифметических) ошибок, что говорит о том, что Министерство не выполняет обязательства по контролю  за соблюдением  получателем  условий предоставления  и расходования, предусмотренных заключенными соглашениями в 2021- 2023 году.

В период контрольного мероприятия проведена встречная проверка в МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» по результатам которой восстановлено на лицевой счет Министерства промышленности, торговли и инвестиций РБ  8,52 тыс.рублей, в том числе:

- 4,518 тыс.рублей – неправомерное  завышение сумм возмещения транспортных расходов в 2021 году;

-  4,002 тыс.рублей - необоснованно оплаченная сумма завышения размера заявленной субсидии  (в результате арифметической ошибки).

 В 2021 году платежные поручения имеют технические ошибки  в части  указания  номеров и дат соглашений в основании платежа.

Расчеты на предоставление  субсидии от ИП …. приняты Администрацией района не по типовой форме, предусмотренной приложением 1.4 к порядку предоставления субсидии, утвержденному постановлением  местной администрации района от 14.02.2022 №64.

Анализ представленных данных  показал на наличие фактов нарушений требований пунктов 3.2.2. соглашений от 24.02.2021 №13, №14, №15; от 15.06.2021 №49, от 07.02.2022 №14, №15; пунктов 3.5 соглашений от 25.03.2022 №20, №21; от 25.01.2023 №13, №14, в части нарушений формирования цен на ряд (5) продовольственных товаров, реализуемые  в труднодоступных  и отдаленных населенных пунктах Баунтовского района. В период проведения встречной проверки проведено изучение цен (28.02.2024, 29.02.2024)  в магазинах, расположенных в с.Багдарин, с. Курорт Баунт, п. Ципикан, п.Уакит, п.Варваринский, по результатам которых установлено, что  размер цен в магазинах хозяйствующих субъектов, не получающих государственной поддержки в виде субсидий на возмещение транспортных расходов, ниже цен в магазинах ОАО «Ципиканский продснаб», ИП …., которым предоставлены соответствующие субсидии.

Министерству промышленности, торговли и инвестиций РБ направлено Представление с предложениями для устранения выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков принять следующие меры:

• Рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в порядок предоставления субсидий, предусмотренный приложением к государственной программе РБ «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли», утвержденной постановлением Правительства РБ от 28.03.2013 №151 (в редакции от 13.12.2023 №762), а именно:

- пункта 7 вышеуказанного порядка, в части изменения значения показателей целевой результативности, исключающее возможность несоответствия их показателям результативности, которые предусматривают получатели субсидии (муниципальные образования республики) при выделении государственной поддержки хозяйствующим субъектам, поставляющим продукты питания в труднодоступные населенные пункты; - пункта 7 вышеуказанного порядка, в части корректировки вида документа, в котором отражено соответствие вышеуказанного показателя результативности;

- пункт 23 вышеуказанного порядка, в части включения органов внешнего государственного финансового контроля в число контролирующих соблюдение условий предоставления субсидий; • Рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в перечни продовольственных товаров, скоропортящихся товаров, утвержденных приложениями №3, №4 к постановлению Правительства РБ от 12.10.2012 №600, в части их расширения на те виды товаров, поставка которых установлена по результатам контрольного мероприятия;

• Рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в методику расчета транспортных расходов, утвержденную приложением №5 к постановлению Правительства РБ от 12.10.2012 №600, в части корректировки расчета себестоимости доставки 1 тонно-километра грузов, позволяющей исключить уменьшение ее размеров при увеличении расстояния от места погрузки продовольственных товаров до места доставки в населенный пункт;

• В рамках заключенных соглашений на предоставление субсидий усилить контроль за предоставлением отчетных форм в утвержденные сроки, за достоверностью представляемых отчетных данных;

• По результатам проведенной проверки рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в указанных нарушениях.

Информационные письма не направлялись
По результатам мероприятия материалы проверки в правоохранительные органы не направлялись 
Протоколы об административном правонарушении не составлялись
В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.

1

2

3

4

5

6

8

7

Заместитель Председателя - Аудитор