Проверка законности и эффективности использования иного межбюджетного трансферта муниципальным образованиям на финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием и обслуживанием транспортных средств муниципальных предприятий, осуществляющих перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования за 2022 – 2024 гг.

 12.05.2025


Проведена проверка законности и эффективности использования иного межбюджетного трансферта муниципальным образованиям на финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием и обслуживанием транспортных средств муниципальных предприятий, осуществляющих перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования за 2022 – 2024 гг.

Контрольное мероприятие проведено совместно с Контрольно-счетной палатой г. Улан-Удэ.

На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования иного межбюджетного трансферта муниципальным образованиям на финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием и обслуживанием транспортных средств муниципальных предприятий, осуществляющих перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования за 2022 – 2024 гг. (совместное контрольное мероприятие с Контрольно-счетной палатой г. Улан-Удэ)».

В докладе отмечено, что за период с 2022 по 2023 гг. в МУП «Городские маршруты» поступило 164 новых автобуса, по состоянию на 31.12.2024 общее количество автобусов составило 213 шт. Количество перевезенных пассажиров увеличилось с 4 млн. чел. в 2021 г. до 11,8 млн. чел. в 2024 г. Количество маршрутов увеличилось с 32 ед. (в т.ч. 11 дачных) в 2021 г., до 50 ед. (в т.ч. 14 дачных) в 2024 г.

В соответствии с методикой распределения и правилами предоставления иного межбюджетного трансферта, утв. Постановлением Правительства РБ № 51, на условиях софинансирования (87 % РБ и 13 % МО) из республиканского бюджета МО «город Улан-Удэ» направляется иной межбюджетный трансферт на финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием и обслуживанием транспортных средств муниципальных предприятий, осуществляющих перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования (далее – ИМБТ).

ИМБТ МО «город Улан-Удэ» направлен в 2022 г. в объеме 43,6 млн. руб., в 2023 г. в объеме 189 млн. руб., в 2024 г. в объеме 404 млн. руб.

Кассовое исполнение за 2022 г. составило 29,8 млн. руб. или 61,3 % (неиспользованный остаток 16,8 млн. руб. возвращен в республиканский бюджет), за 2023 г. кассовое исполнение составило 100 %, за 2024 г. также 100 %.

По результатам проверки установлены следующие нарушения и недостатки.

Порядок предоставления субсидии муниципальному унитарному предприятию «Городские маршруты», утв. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 09.12.2022 N 260, установлен в разрез методики распределения и правил предоставления иного межбюджетного трансферта, утв. Постановлением Правительства РБ № 51.

В нарушение методики распределения и правил предоставления при расчёте размера ИМБТ на 2024 г. не были учтены в полном объеме субсидии из местного бюджета.

В соглашении о предоставлении из республиканского бюджета ИМБТ в 2024 г. не было включено условие о софинансировании из местного бюджета на исполнение расходного обязательства муниципального образования.

В нарушение ст. 139.1 БК РФ при исполнении соглашения о предоставлении в 2024 г. из республиканского бюджета ИМБТ часть ИМБТ перечислены Минтрансом РБ в отсутствие методики распределения и правил их предоставления.

В нарушение Приказа Минтранса России от 04.05.2018 № 172 Комитетом по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации города Улан-Удэ не установлено резервное количество транспортных средств.

В нарушение Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» произведены работы по переоборудованию двигателей части транспортных средств, что имеет риск утраты гарантийных обязательств.

В нарушение Федерального закона № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» допускался выход на линию автобусов, сведения о которых не были включены в реестр лицензий.

Установлены факты неэффективного использования бюджетных средств, оплаты труда сотрудникам, не являющимися водителями автобусов, кондукторами и слесарям, использования бюджетных средств за пределами сроков правового регулирования - произведено возмещение произведенных до 01.09.2022 расходов.

Установлены факты нарушения бухгалтерского учета, факты наличия кредиторской задолженности по договорам аренды.

Также в отчете отмечено, что по состоянию на конец 2024 г. число вакантных должностей водителей автобусов составляло 125 ед, средняя списочная численность водителей на 1 автобусов составляет 1,3 ед.

За проверяемый период общее число устраненных неисправностей автобусов, приобретённых не ранее 2022 года, в рамках гарантийного срока составило 1439 ед. С каждым годом частота поломок автобусов увеличивается.

Указанное выше оказывает влияние на качество обслуживания населения и объем доходов от перевозки пассажиров.

На Коллегии принято решение направить представления Минтранс РБ, Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ, МУП «Городские маршруты», направить материалы проверки Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия, в Министерство финансов Республики Бурятия, в Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, Мэру г. Улан-Удэ, Контрольно-счетной палате г. Улан-Удэ, направить информационное письмо в орган, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор.

По результатам контрольного мероприятия Муниципальному унитарному предприятию «Городские маршруты» внесено Представление от 30.04.2025 г. № 3:

Муниципальному унитарному предприятию «Городские маршруты» предложено для устранения выявленных нарушений и недостатков принять следующие меры:

1) Принять меры по заполнению вакантных должностей водителей автобусов.

2) Принять меры по недопущению нарушений действующего законодательства и устранить риски утраты гарантии на автобусы, установленные контрактом на оказание услуги финансовой аренды (лизинга) автобусов среднего класса, предназначенных для пассажирских перевозок, № 7-2022 от 11.07.2022 г., в связи с переоборудованием двигателей автобусов.

3) Рассмотреть возможность организовать отдельный бухгалтерский учет при использовании средств ИМБТ.

4) Принять меры по урегулированию кредиторской задолженности перед АО «Городские маршруты», составившей по состоянию на 18.04.2025 г. 25 613,331 тыс. руб., включая задолженность по возмещению расходов на коммунальные услуги.

5) Внести изменения в Коллективный договор предприятия в части выявленных недостатков.

6) Принять меры по недопущению выявленных недостатков и нарушений и по устранению причин и условий, способствующих их совершению.

7) Привлечь к ответственности должностных лиц Муниципального унитарного предприятия «Городские маршруты», виновных в допущенных нарушениях.

По результатам контрольного мероприятия Муниципальному учреждению «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» внесено Представление от 30.04.2025 г. № 4: Муниципальному учреждению «Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ» предложено для устранения выявленных нарушений и недостатков принять следующие меры:

1) В соответствии с Порядком определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок, утвержденного Приказом Минтранса России от 04.05.2018 № 172, обеспечить установление резервного количества транспортных средств.

2) Подготовить и внести в Администрацию г. Улан-Удэ проект нормативного правового акта, вносящего изменение в Порядок предоставления субсидии муниципальному унитарному предприятию «Городские маршруты» на финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием и обслуживанием транспортных средств, осуществляющих перевозку населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам, утвержденный постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 09.12.2022 № 260, в части целей и конкретизации направлений расходования субсидии в соответствии с Методикой распределения и правилами предоставления иного межбюджетного трансферта, утвержденными Постановлением Правительства РБ от 01.02.2024 № 51.

3) В соответствии с п. 7.2.6. методики распределения и правил предоставления иного межбюджетного трансферта, утв. Постановлением Правительства РБ от 01.02.2024 № 51, при расчете ИМБТ муниципальным образованиям на финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием и обслуживанием транспортных средств муниципальных предприятий, осуществляющих перевозку населения городским пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального образования, учитывать субсидии из местного бюджета.

4) Обеспечить постоянный контроль за соблюдением условий и целей предоставления ИМБТ.

5) Истребовать возврат средств субсидии в объеме 255,082 тыс. руб., использованных с нарушением условий их предоставления, в местный бюджет.

6) Принять меры по недопущению выявленных недостатков и нарушений и по устранению причин и условий, способствующих их совершению.

7) Привлечь к ответственности должностных лиц Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ, виновных в допущенных нарушениях.

8) Провести служебное расследование по факту переоборудования Муниципальным унитарным предприятием «Городские маршруты» двигателей автобусов в отсутствие правовых оснований.

По результатам контрольного мероприятия Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия внесено Представление от 30.04.2025 г. № 5: Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия предложено для устранения выявленных нарушений и недостатков принять следующие меры:

1) Подготовить и внести в Правительство Республики Бурятия проект нормативного правового акта, вносящего изменение в Методику распределения и правила предоставления иного межбюджетного трансферта, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 01.02.2024 № 51: - в части недостатков и несоответствий бюджетному законодательству, выявленных по результатам проверки; - в части смазочных материалов для автобусов с учетом особенностей технологического процесса по их замене, указанных в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23.10.2017 № 03-11-06/3/69112; - в части соотнесения прочих расходов по обычным видам деятельности в сумме с косвенными расходами с транспортными средствами, приобретенными не ранее 2022 года.

2) Обеспечить постоянный контроль за соблюдением условий предоставления ИМБТ.

3) Принять меры по недопущению выявленных недостатков и нарушений и по устранению причин и условий, способствующих их совершению.

4) Привлечь к ответственности должностных лиц Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, виновных в допущенных нарушениях.

Информационное письмо направлено в Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по РБ МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по ДФО (исх. от 12.05.2025 г. № 47-05-07-И385/25).
Материалы проверки в правоохранительные органы не передавались.
Составлены протоколы об административных правонарушениях: по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ – в отношении 2-х должностных лиц Минтранса РБ, по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ – в отношении 1-го должностного лица Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ.
В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.