Проверка целевого и эффективного использования субвенций, предоставленных в 2023-2024 годах, на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, в части заработной платы педагогических работников

 26.06.2025


На заседании Коллегии Счетной палаты 26 июня 2025 года рассмотрен отчет аудитора Раднаевой Л.Ц. о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субвенций, предоставленных в 2023-2024 годах, на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, в части заработной платы педагогических работников», проведенного в соответствии с п. 38 годового плана работы Счетной палаты Республики Бурятия на 2025 год на основании поручения Народного Хурала Республики Бурятия от 29.11.2024 № 45.01-04-05-и1096.

По результатам контрольного мероприятия установлены замечания по отдельным нормативным актам, в том числе нормативным правовым актам органов местного самоуправления, и регулированию вопросов по обеспечению выплаты заработной платы работникам, требующие устранения и приведения их в актуальное состояние.

Действующая норма постановления Правительства Республики Бурятия от 19.12.20214 № 616 «О нормативах финансового обеспечения получения дошкольного образования» принята в разрез с нормой, установленной статьей 17 Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия», в части порядка индексации нормативов. Учитывая, что в нормативе на одного воспитанника более 95 % составляет заработная плата, ставить повышение норматива в зависимость от индекса потребительских цен не корректно.

В настоящее время системы оплаты труда в дошкольных образовательных организациях республики утверждены на муниципальном уровне. При этом в республике не определены единые подходы (нет методических рекомендаций) по системам оплаты труда для муниципального уровня в образовательных организациях дошкольного образования.

По отдельным муниципальным образованиям нормативные акты не приведены в актуальное состояние на протяжении длительного времени (с 2018, 2020г.), в то время как должностные оклады в муниципальных организациях были изменены в 2024 году.

Установленные должностные оклады работников (стартовые условия) в муниципальных районах разные (от 5737,0 руб. до 12255,0 руб., в г. Улан-Удэ 13481,0 руб.). Также не единообразно установление должностных окладов руководителям, заместителям руководителей и главным бухгалтерам, «стартовые» условия» у руководителей разные.

В части установления отдельных видов надбавок в органах местного самоуправления установлены разные подходы: применяется разный размер надбавки работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по одним и тем же группам должностей и выполняющим одну и ту же работу от 4 до 12 % должностного оклада; в отдельных организациях установлены 2 надбавки за «погружение в бурятскую языковую среду», надбавка за стаж работы в отдельных организациях установлена в баллах и стоит не более 600 рублей в месяц, в других 20-30 % к должностному окладу, не является единым размер надбавки за звание и ученую степень.

В целом по республике заработная плата педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, как и директоров, низкая. Для урегулирования заработной платы работников дошкольных образовательных организаций требуется разработка единых методических рекомендаций для установления систем оплаты труда на муниципальном уровне, единых требований к установлению должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, и пересмотр нормативов, установленных Постановлением Правительства Республики Бурятия 19.12.2014 № 616.

По результатам контрольного мероприятия установлено финансовых нарушений на общую сумму 548442,838 тыс.рублей, в том числе:

- избыточные расходы бюджета при планировании – 542322,156 тыс.рублей, в результате применения для расчета объема субвенции прогнозной численности контингента, тогда как фактическая численность меньше прогнозной на 01.01.2023 на 4448 детей, на 01.01.2024 на 5801 детей;

- нецелевое использование бюджетных средств – 72,314 тыс.рублей, в результате выплат, осуществляемых за счет внебюджетных источников, из средств субвенции из республиканского бюджета (денежные средства в полном объеме возвращены в доход республиканского бюджета);

- неэффективное использование бюджетных средств – 5827,051 тыс. рублей (невостребованные бюджетные ассигнования на конец года (остатки), в том числе в 2023 году по 5 МО на сумму 4 675,986 тыс. рублей; в 2024 году по 6 МО - 1 151,065 тыс. рублей);

- неправомерные расходы – 176,832 тыс. рублей (переплата заработной платы в результате неправильного применения норм рабочего времени, выплаты компенсации за методлитературу, «за вредные условия» при отсутствии должностей в отчете по СОУТ);

- иные финансовые нарушения – 44,485 тыс.рублей.

На Коллегии принято решение направить Представления для принятия мер по устранению нарушений в Министерство образования и науки Республики Бурятия, МУ Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ, МКУ «Закаменское районное управление образования», МКУ «Управление образования АМО «Тункинский район», материалы проверки направить Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия.

По результатам контрольного мероприятия внесено 4 Представления для принятия мер по устранению нарушений и замечаний, а также причин и условий, повлекших нарушения, в адрес Министерства образования и науки Республики Бурятия от 26.06.2025 № 8, МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 26.06.2025 № 9, МКУ «Закаменское районное управление образования» от 26.06.2025 № 10, МКУ «Управление образования АМО «Тункинский район» от 26.06.2025 № 11, с предложениями:

• Министерству образования и науки Республики Бурятия (В.А. Поздняков):

1. Привести пункт 2 Постановления Правительства РБ № 616 в соответствие со статьей 17 Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» в части порядка индексации нормативов.

2. Разработать форму отчета о расходовании органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов субвенций местным бюджетам на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях с учетом замечаний, отмеченных в акте.

3. Рассмотреть в вопрос о целесообразности пересмотра порядка расчета объема субвенции, осуществляемого исходя из прогнозного контингента, изменения размера норматива с учетом перспективы снижения контингента.

4. Принять локальный нормативный акт с рекомендацией об отмене выплат (либо с условием продолжения выплат педагогам дополнительного образования) за «преподавание бурятского языка» в целях исключения рисков признания выплат из средств субвенции нецелевым использованием средств. При рассылке писем Минобрнауки РБ по установлению разного рода выплат, предусматривать срок действия указаний, принимая во внимание, что вопросы оплаты труда не могут регулироваться письмами министерства. Представить информацию о признании письма Минобрнауки РБ от 24.12.2018 № 02-11/4330 утратившим силу.

5. Обеспечить соблюдение требований статьи 140 Бюджетного кодекса РФ об утверждении распределения объемов субвенций органам местного самоуправления в законе о республиканском бюджете.

6. Рассмотреть вопрос целесообразности пересмотра размера норматива, принимая во внимание изменение составных частей заработной платы воспитателей, помощников воспитателей и АУП после повышения МРОТ.

7. Обеспечить на постоянной основе мониторинг показателей контингента, среднесписочной численности работников и размеров заработной платы в увязке с динамикой изменения численности населения в населенных пунктах.

8. Провести анализ систем оплаты труда в муниципальных образованиях в части муниципальных дошкольных организаций, разработать методические рекомендации по пересмотру систем оплаты труда, принятых на муниципальном уровне, с учетом устранения замечаний и установления единых требований к установлению должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат.

9. Разработать предложения по пересмотру размеров должностных окладов, с учетом требования по обеспечению заработной платы не ниже МРОТ.

10. Определить круг должностных лиц министерства, ответственных за контрольные функции ГРБС при предоставлении и расходовании средств субвенции на финансовое обеспечение предоставления дошкольного образования и межбюджетных трансфертов на ежемесячное денежное вознаграждение воспитателей муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, реализующих программу погружения в бурятскую языковую среду по соблюдению условий, целей и порядка расходования средств республиканского бюджета, при необходимости внести изменения в соглашения с органами местного самоуправления.

11. Провести анализ причин и факторов работы работников во «вредных условиях», а также замещения ими других должностей наряду с основной должностью, исключить повторение (тиражирование) нарушений в других учреждениях. Выработать рекомендации для органов местного самоуправления.

12. Пересмотреть подходы по распределению средств в течение года, обеспечив ритмичность финансирования средств на заработную плату и снижение нагрузки на бюджет в 4 квартале финансового года, а также в целях исключения неравномерного повышения, а затем снижения выплат по заработной плате.

13. Провести совместно с органами управления образования муниципальных районов пофакторный анализ замечаний по нормативным актам органов местного самоуправления, устанавливающим системы оплаты труда в ДОУ, обеспечить контроль за актуализацией нормативных правовых актов.

14. Провести с органами местного самоуправления совещание по актуальным вопросам, связанным с установлением систем оплаты труда, соблюдением единых рекомендаций, условий коллективных договоров, и обеспечением выплаты заработной платы работникам дошкольных образовательных организаций, с учетом замечаний, установленных в ходе настоящей проверки.

15. Привлечь в установленном порядке к дисциплинарной ответственности должностных лиц министерства и управлений образования, по вине которых допущены нарушения.

16. Провести в органах местного самоуправления проверку использования средств, выделенных из республиканского бюджета, в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 16.11.2022 № 706 «О ежемесячном денежном вознаграждении воспитателей муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, реализующих программу погружения в бурятскую языковую среду».

• МКУ Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ (А.В. Батурина), МКУ «Закаменское районное управление образования» (Б.И. Будаев), МКУ «Управление образования АМО «Тункинский район» (А.А. Майорова):

1. Внести в нормативные правовые акты Администрации изменения в части устранения замечаний, отмеченных в Акте.

2. Принять меры по соблюдению требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...») в части соблюдения норм площади на одного воспитанника.

3. Провести анализ коллективных договоров, положений об оплате труда, других локальных актов по вопросам оплаты труда учреждений дошкольного образования в целях устранения замечаний и приведения их в актуальное состояние.

4. Доработать форму расчетно-платежной ведомости в программных комплексах, сформировать справочники должностей, видов выплат в целях устранения замечаний и исключения рисков признания расходов нецелевыми или неправомерными.

5. Провести анализ установленных учреждениями выплат и надбавок в целях исключения необоснованных, завышенных выплат и выработки единых подходов к установлению надбавок.

6. Провести анализ причин и факторов работы работников во «вредных условиях», а также замещения ими других должностей наряду с основной должностью, исключить повторение (тиражирование) нарушений в других учреждениях. Представить информацию о проведенной работе в Министерство образования и науки для свода в срок до 01.09.2025.

7. Упорядочить работу по ведению трудовых книжек в электронном виде, ведению делопроизводства по кадровым вопросам, закрепив конкретных должностных лиц за выполнение работы.

8. Привлечь в установленном порядке к дисциплинарной ответственности должностных лиц, по вине которых допущены нарушения.

9. Принять меры по повышению посещаемости детей в учреждениях, сокращению задолженности по родительской плате.

Информационные письма не направлялись.

По результатам контрольного мероприятия материалы в правоохранительные органы не направлялись.

Протоколы об административном правонарушении не составлялись.

В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.