На заседании Коллегии Счетной палаты 30.07.2025 г. рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Убеева Е.С. по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на техническое оснащение для проведения мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, охране лесов от пожаров в 2019 -2024 годах в рамках федерального проекта «Сохранение лесов».
В докладе отмечалось следующее.
К полномочиям Республиканского агентства лесного хозяйства прочих относятся осуществление на землях лесного фонда охраны, защиты, воспроизводства лесов. Непосредственное исполнение данных полномочий осуществляется автономными учреждениями Республики Бурятия «Лесхозы», функции и полномочия учредителя которых от имени Республики Бурятия осуществляет Агентство.
За период с 2019 г. по 2024 г. реализации федерального проекта «Сохранение лесов», регионального проекта «Сохранение лесов» достигнуты результаты:
- по оснащению лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров приобретено лесопожарной техники - 238 ед., оборудования - 823 шт.;
- по оснащению учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению приобретено специализированной техники – 13 ед., оборудования - 16 ед., инвентаря – 347 ед.
В ходе проверки проверяющим не представлены исходные данные, представляемые РАЛХ в Рослесхоз для расчета объема субвенций для финансового обеспечения реализации федерального проекта «Сохранение лесов», в связи с чем оценить обоснованность и полноту учета потребности Республики Бурятия в финансировании реализации мероприятий федерального проекта не представляется возможным.
Между Агентством и автономными учреждениями Республики Бурятия в проверяемом периоде заключено 137 соглашений о предоставлении из республиканского бюджета субсидий на иные цели для закупки техники и оборудования по указанным направлениям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р (далее – Распоряжение № 1605-р) утверждены нормативы обеспеченности субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с типом лесопожарного формирования в разрезе видов техники и оборудования.
По результатам реализации регионального проекта «Сохранение лесов» за период 2019-2024 гг. увеличилась оснащенность пожарной техникой лесопожарных формирований. В сравнении с 2019 годом общая обеспеченность пожарной техникой увеличилась на 13,5 %.
Остается потребность(не достигнут норматив) по 7 видам пожарной техники. Обеспечена потребность по нормативам по 8 видам техники.
Как показал анализ, при принятии решений о закупе пожарной техники по видам техники не в полной мере учитываются положения утвержденного норматива обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием. Так, при обеспеченности к 2025 г. катерами лесопожарными всего на 38,5%, прицепными пожарными модулями на 46,7%, наличии потребности в пожарных автоцистернах, вездеходах лесопожарных, грузовых автомобилях АГ2, мотовездеходах, принимались решения о закупе техники, обеспеченность в которой даже на начало реализации регионального проекта превышала нормативную. Например, на начало 2019 г. автомобиль пассажирский или грузопассажирский – обеспеченность 275%, трактор универсальный – 240%, плуги – 251%, автобусы (Ав1) – 725%. При этом в нормативно-правовой базе не предусмотрены обязательные требования по соблюдению установленного норматива по конкретному виду техники.
По пояснению РАЛХ обеспеченность лесопожарных формирований лесопожарной техникой, в том числе сверх установленного норматива (минимальная обеспеченность) обусловлена тем, что укомплектование производилось исходя из эффективности определённых видов техники, обусловленной природно-климатическими условиями.
Благодаря реализации регионального проекта «Сохранение лесов» в Республике Бурятия достигнуто ощутимое снижение уровня износа техники, оборудования, снаряжения и инвентаря лесопожарных формирований.
В сравнении с уровнем на начало 2019 г. достигнута полная обеспеченность по таких видам техники как лодки моторные, тягачи с тралами, автобусы вместимость более 18 чел., автобусы вместимость не менее 9 чел.
По результатам реализации регионального проекта «Сохранение лесов» за период 2019-2024 гг. отмечается низкая обеспеченность лесопожарных формирований пожарным оборудованием – ни по одной позиции не достигнуты нормативные значения.
Согласно пояснениям РАЛХ недостижение объясняется приоритизацией Рослесхозом направления средств на приобретение в первую очередь лесопожарной техники,пожарное оборудование разрешалось приобретать только за счет сложившейся экономии по результатам торгов.
Общая сумма по конкурентным закупкам составила 910,2 млн. руб., экономия бюджетных средств, по которым составила 52,6 млн. руб.69 договоров (контрактов) заключены с единственным поставщиком на общую сумму 50,3 млн. руб.
Отмечаются случаи нарушения сроков поставки. Не охвачено претензионно-исковой работой неустойка в размере 911,8 тыс. руб. по 9 учреждениям.
Наблюдается улучшение динамики средних значений показателей по тушению лесных пожаров за период 2019 – 2024 годов за проверяемый период в сравнении за предыдущие пять лет (до 2019 года). Так, количество случаев лесных пожаров снизилось в 2,2 раза, площадь лесных пожаров в среднем значении снизилась на 56,5%, средняя площадь лесных пожаров на 23,7%, площадь пройденная верховыми пожарами снизилась в 3 раза, ущерб, нанесенный лесными пожарами уменьшился в 16,6 раз, затраты на тушение лесных пожаров, при существующем росте цен, снизились в 2 раза. При этом следует учитывать эффект высокой базы в период до 2019 года. Оперативность тушения лесных пожаров в первые сутки выросла на 16,4 %.
Приобретенная в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» пожарная техника и оборудование способствовала улучшению эффективности мероприятий по охране лесов от пожаров и тушении лесных пожаров, как в части оснащения техникой, так и в части повышения скорости реагирования лесопожарных служб, снижению ущерба от лесных пожаров и затрат на тушение лесных пожаров, на что указывает динамика показателей по тушению лесных пожаров.
Подготовлено и направлено представление от 25.07.2025 № 12 с предложениями:
1. Внести предложение о внесении в Порядок предоставления субсидий следующих изменений:
а) Принять меры по недопущению подведомственными учреждениями случаев нарушения сроков представления в Агентство отчетов о достижении результатов предоставления субсидии на иные цели, о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии и отчетов об осуществлении расходов.
б) Учитывать при определении перечня приобретаемых учреждениями пожарной техники и оборудования нормативы обеспеченности лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р в разрезе видов техники и оборудования.
в) Принять меры по недопущению случаев игнорирования подведомственными учреждениями нарушения сроков поставки товаров поставщиками, организовать контроль со стороны Агентства за своевременной претензионной работой учреждениями.
г) Принять меры по взысканию учреждениями 58,98 тыс. руб. неустойки за нарушение сроков поставки по договорам с неистекшим сроком исковой давности.
д) Привлечь в установленном порядке к ответственности должностных лиц, по вине которых допущены нарушения.
Направлены информационные письма о результатах проведенной проверки в адрес Народного Хурала Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия, РАЛХ.
По результатам мероприятия материалы проверкив правоохранительные органы не передавались.
Протоколы об административном правонарушении не составлялись.
В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату РБ о принятых решениях и мерах в установленные сроки.

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |

Лесопожарная техника |