РЕЗОЛЮЦИЯ
Совещания членов Совета контрольно - счетных органов Республики
Бурятия по теме «Об опыте подготовке и применения стандартов внешнего финансового контроля в деятельности контрольно - счетных
органов Республики Бурятия»
Участники совещания членов Совета контрольно - счетных органов Республики Бурятия, заслушав и обсудив выступления Председателя Совета КСО Республики Бурятия, Председателя Счетной палаты Республики Бурятия Пегасова Е.В., заместителя председателя Комитета по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала Республики Бурятия Трифонова Ф.П., начальника аналитико-правового отдела - руководителя аппарата Контрольно-счетной палаты г.Улан-Удэ Синицыной Т.И., аудиторов Счетной палаты Республики Бурятия Поломошнова В.И., Федосовой В.П., руководителей контрольно-счетных органов муниципальных районов Республики Бурятия, отмечают следующее.
Основной задачей внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Республике Бурятия является обеспечение полноты, объективности и достоверности показателей регионального и местных бюджетов, как на стадии их планирования, подготовки и утверждения, так и в процессе практической реализации.
В течение последних двух" лет в республике были предприняты реальные меры организационного и правового характера, направленные на формирование единой системы внешнего финансового контроля, позволяющей обеспечить выполнение обозначенной выше задачи. При этом, поскольку Счетная палата Республики Бурятия и контрольно-счетные органы муниципальных образований, расположенных на ее территории, действуют на основе принципа независимости, для эффективного исполнения возложенных на них функций требуется внутренняя регламентация и стандартизация деятельности на основе единых подходов.
Необходимые предпосылки для унификации деятельности в области государственного (муниципального) финансового контроля были созданы после принятия и вступления в силу Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Каждый контрольно-счетный орган принимает собственные стандарты внешнего финансового контроля на основе общих требований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации и (или) региональным контрольно-счетным органом, или установленных федеральным законом.
Используя опыт Счетной палаты Российской Федерации и разработки отдельных субъектов Российской Федерации, Контрольно — счетной палатой г.Улан-Удэ были приняты стандарты организации методологического обеспечения деятельности контрольно-счетного органа, проведения контрольных мероприятий и осуществления последующего контроля за исполнением бюджета.
Вместе с тем, по мнению участников совещания, требуют дополнительной регламентации вопросы осуществления внешнего финансового контроля, напрямую отнесенные к компетенции контрольно -счетных органов бюджетным законодательством Российской Федерации.
В частности, под таковыми следует понимать проведение финансово-экономических экспертиз проектов нормативных правовых актов представительных органов государственной и муниципальной власти, в том числе в рамках реализации полномочий по предварительному и текущему контролю за исполнением бюджетов; финансово-экономических экспертиз проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти; внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных районов и сельских (городских) поселений; внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований и т.п.
При этом, в настоящее время процесс регламентации и стандартизации деятельности контрольно-счетных органов на основе единой методологии объективно сталкивается с определенными трудностями, возникающими вследствие:
- неравномерности размещения городских (сельских) поселений в пределах муниципальных районов Республики Бурятия;
- особенностей формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований Республики Бурятия;
- отсутствия официальной методологии определения штатной численности работников контрольно-счетных органов муниципальных образований в Российской Федерации;
ограничения сроков проведения мероприятий внешнего государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве Российской Федерации;
- ограниченности численного состава работников контрольно-счетных органов муниципальных районов Республики Бурятия, на которых возложены обязанности по осуществлению внешней проверки бюджетной
отчетности поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района.
С учетом изложенного участники семинара рекомендовали Совету контрольно-счетных органов Республики Бурятия:
• Разработать общие стандарты осуществления государственного внешнего финансового контроля на территории Республики Бурятия с учетом фактора ограниченной численности работников контрольно-счетных органов муниципальных районов Республики Бурятия и ограниченного по времени периода проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
• В целях повышения эффективности государственного муниципального финансового контроля на территории Республики Бурятия Совету контрольно-счетных органов Республики Бурятия обратиться с инициативой увеличения численности контрольно-счетных органов муниципальных районов с учетом фактической загруженности, особенностей формирования и исполнения бюджетов муниципальных районов, необходимого объема проведения ежегодных контрольных и экспертно -аналитических мероприятий, установленных БК РФ.