02.06.2014
29 мая 2014 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрен результат контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного расходования средств республиканского бюджета, выделенных Республиканскому агентству лесного хозяйства в 2011-2013 годах на реализацию Республиканской целевой программы «Развитие лесного комплекса Республики Бурятия на период 2011-2017 годов», оценки реализации подпункта б пункта 1 части 3 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 07.09.2007 № 2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». С докладом выступил аудитор Андрей Пермяков.
На коллегии отмечалось, что с 2010 года в Республики Бурятия в рамках Закона Республики Бурятия от 07.09.2007 № 2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» реализуется программа по предоставлению древесины гражданами для строительства жилья в объеме до 300 м³. Правительством Республики Бурятия планировалось, что при реализации Закона очередь нуждающихся граждан Республики Бурятия в улучшении жилищных условий будет сокращаться на 2 тыс. человек в год.
Всего за период 2010 – 2013 годов Республиканским агентством лесного хозяйства заключено 133 государственных контрактов, в рамках которых проведены отвод и таксация лесосек в общем объеме 1050,22 тыс.м³, расходы республиканского бюджета составили 84,5 млн.рублей.
За проверяемый период в отделы организации и обеспечения деятельности ГКУ «Лесничество» согласно представленным журналам учета поступило 3072 заявления граждан на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по нормативу до 300 м³ для индивидуального жилищного строительства. По состоянию на 01.01.2014 года заключено всего 2614 договоров купли-продажи лесных насаждений в общем объеме 689,345 тыс.м³, построили жилые дома 355 гражданина.
Данная статистика свидетельствует о том, что многие граждане, получившие земельные участки и заготовившие древесину, строительством жилых домов не занимаются.
Агентством не ведется учет фактически заготовленной древесины в целом по республике. В связи с этим, остаток отведенных лесосек для заготовки гражданами древесины для собственных нужд по нормативу до 300 м³, возникший по причине неосвоения лесосеки гражданами, заключившими договор купли-продажи лесных насаждений, в установленный срок, неполного освоения (недоруб) лесосеки, подтвержденных актами осмотра (возврата) мест рубок не отражается в отчетности.
Наличие большого остатка леса, по которым не заключены договоры купли-продажи с гражданами, указывает на невостребованность отведенного лесосечного фонда.
Установлены факты реализации лесосек в объеме 600 м³ с аукционов юридическому лицу, отведенные за счет республиканского бюджета в рамках государственного контракта на выполнение работ по отводу и таксации лесосек на землях лесного фонда Улан-Удэнского лесничества для заготовки гражданами древесины для собственных нужд по нормативу до 300 м³. Финансовые нарушения в сумму 31,146 тыс.рублей подлежат возврату в республиканский бюджет.
Выявлены отдельные нарушения административного регламента предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных.
Произведены осмотры 308 земельных участков, выделенных решениями муниципальных образований бесплатно отдельным категориям граждан, заключивших договоры на заготовку древесины по нормативу до 300 куб.м. для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Республики Бурятия от 07.09.2007 № 2455-III в следующих лесничествах республики: Улан-Удэнское, Иволгинское, Заиграевское, Хандагатайское, Кабанское.
В результате проверки 308 земельных участков и опросов граждан определено:
- Уровень обеспечения жилыми помещениями составил 31% (95 граждан) от числа фактически проверенных;
- Письменные договора на предоставление услуг по заготовке леса с индивидуальными предпринимателями и организациями – лесозаготовителями не заключаются, в основном, по устной договоренности граждане получают пиломатериалы в диапазоне от 15 м³ до 50 м³ или денежные средства от 20 до 120 тыс.рублей в зависимости от условий заготовки и качества леса;
- В связи с отсутствием письменных договоров на предоставление услуг по заготовке леса у граждан возникают риски предъявления штрафных санкций за несоблюдения условий договоров купли-продажи лесных насаждений и несоблюдения технологии заготовки и вывозки леса со стороны районных отделов организации и обеспечения деятельности ГКУ «Лесничество»;
- При строительстве гражданами жилых помещений не соблюдается федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»;
- Отсутствует контроль со стороны органов местного самоуправления в части строительства и введения в эксплуатацию жилых домов.
В Законе Республики Бурятия от 07.09.2007 № 2455-III не предусмотрена ответственность граждан за нецелевое использование предоставленной древесины.
На крайне низком уровне находится реализация постановлений Правительства Республики Бурятия, принятых в соответствии с Законом Республики Бурятия от 07.09.2007 N 2455-III, касательно компенсационных выплат гражданам. За период 2012 - 2013 годы Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия было предусмотрено финансирование на выплату компенсаций гражданам в размере 12648,2 тыс.рублей, фактически произведены выплаты на общую сумму 218,673 тыс.рублей или 1,73%.
Не определен орган исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющий контроль за реализацией подпункта б пункта 1 части 3 статьи 2 Закона от 07.09.2007 г. № 2455-III, не установлены целевые индикаторы, обязательные к исполнению при реализации Закона.
Коллегия решила направить представления в адрес Правительства Республики Бурятия и Республиканскому агентству лесного хозяйства. Отчет по результатам проверки направлен Главе Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия.