результат контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного расходования средств республиканского бюджета"

29.06.2015

29 июня 2015 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен результат контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного расходования средств республиканского бюджета, выделенных  в 2013-2014 годах в рамках реализации Закона Республики Бурятия  от 11.07.2011 № 2167-IV «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Республики Бурятия  по поддержке сельскохозяйственного производства»». С докладом выступил аудитор Андрей Пермяков.
На коллегии отмечалось, что в  2011 году Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия от 11.07.2011 № 2167 – IV «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по поддержке сельскохозяйственного производства».
В пояснительной записке, подготовленной Минсельхозпродом РБ, указывалось, что реализация Законопроекта направлена на увеличение производства молока в Республике Бурятия.
В связи с отсутствием потребности в субсидиях в течение 2013-2014 годов плановые значения субвенций на осуществление отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства сокращены на 3430,1 тыс.рублей с 20684,2 тыс.рублей до 17254,1 тыс.рублей или на 16,6% от первоначально утвержденных значений.
Данное обстоятельство свидетельствует о низком качестве планирования расходов республиканского бюджета на предоставление субвенций со стороны Минсельхозпрода Республики Бурятия и недостаточного исполнения Закона в части осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления переданного им государственного полномочия, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств.
Общий объем неосвоенной субвенции по причине отсутствия заявок за два года составил 915,235 тыс.рублей.
Государственным полномочием по поддержке деятельности отрасли животноводства наделены органы местного самоуправления 23 муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия. Из них ежегодно заключали соглашения с Минсельхозпродом РБ 14 муниципальных образований, а наличие более двух получателей государственной поддержки в 2013 году было в  7 муниципальных образований, в 2014 году – в 5 муниципальных образований, что свидетельствует о недостаточной востребованности  данной меры государственной поддержки.
Всего в 2014 году предоставлена государственная поддержка 66 получателям, рост по сравнению с 2013 годом – 15 получателей или на 23 %, в т.ч.:
- занимающихся производством молока – 51, рост на 18 получателей (35%) к уровню 2013 года;
- занимающихся закупом молока – 15, снижение на 3 получателя (-20%) к уровню 2013 года.
Наибольшее количество получателей государственной поддержки в рассматриваемый период наблюдалось в Кабанском районе.
В 2014 году перестала оказываться государственная поддержка в Еравнинском и Тункинском районах, произошло снижение получателей в Джидинском, Заиграевском, Иволгинском, Тарбагатайском районах.
На низком уровне находится оказание государственной поддержки (по 1 получателю) в Баргузинском, Прибайкальском, Селенгинском и Хоринском районах.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что при предоставлении документов на получение государственной поддержки получатели показывали объем произведенного молока и реализованного на переработку молока, а также объем закупленного и  сданного  на    переработку молока не за год в целом или нарастающим с начала года, а лишь за те периоды времени (квартал, месяц), за которые имеется прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответственно, на следующий год подавались документы за те периоды, по которым не показывались объемы производства или закупа молока за прошлый год.
Вследствие этого выявлены значительные отклонения в отчетных данных по объемным показателям между отчетами 2012-2014 годов.
Фактический прирост объемов произведенного и реализованного на переработку молока, а также объемов закупленного и сданного на переработку молока в целом по Республике Бурятия  не установлен.
В нарушение статьи 9 Закона  Минсельхозпрод РБ в течение 2013-2014 годов не  осуществлял контроль в форме проведения проверок деятельности органов местного самоуправления, связанной с осуществлением переданного им государственного полномочия.
В результате встречных проверок органов местного самоуправления выявлены отдельные нарушения Порядка предоставления и расходования субвенций для осуществления отдельного государственного полномочия по поддержке деятельности отрасли животноводства
Поскольку такие целевые индикаторы как «Прирост объема произведенного и реализованного на переработку молока» и «Прирост объема закупленного и сданного на переработку молока» в Государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» отсутствуют, то единственным индикатором, по которому оценивается эффективность реализации Закона, является показатель «Производство молока в хозяйствах всех категорий». В течение 2013-2014 годов показатель не выполнялся.  
В период реализации Закона с 2011 года в Республике Бурятия наблюдается устойчивая негативная динамика снижения производства молока в хозяйствах всех категорий. По сравнению с 2011 годом в 2014 году производство молока сократилось на 20 тыс.тонн или на 9%.
Таким образом, в течение 2013-2014 годов на реализацию Закона из республиканского бюджета было использовано 16409,665 тыс.рублей, однако расходование бюджетных средств не способствовало выполнению установленного целевого индикатора.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, выделенные в 2013-2014 годах средства субвенции для осуществления отдельного государственного полномочия по поддержке деятельности отрасли животноводства, направляемых на компенсацию части затрат по производству и закупу молока из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов использованы неэффективно  – отсутствие результативности при использовании бюджетных средств.
Коллегия решила направить представление в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия. Отчет по результатам проверки направлен Главе Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия.