02.07.2015
Счетной палатой в 2014 году проведено 79 контрольных мероприятия и 287 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 35 внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, 187 финансово-экономических экспертиз проектов законов Республики Бурятия, 1 экспертиза проекта постановления Народного Хурала Республики Бурятия, подготовлено 64 заключения на предмет соответствия требованиям бюджетного законодательства поправок депутатов Народного Хурала Республики Бурятия. Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 236 организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Бурятия.
В результате контрольных мероприятий были установлены нарушения федеральных и республиканских нормативных правовых актов, а также недостатки в деятельности.
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 750563,6 тыс. руб., из них нецелевое использование бюджетных средств составило 670,1 тыс. руб. Неэффективное расходование бюджетных средств составило 24834,5 тыс. руб.
В отчетном периоде устранено финансовых нарушений на сумму 620307,0 тыс. руб., в т.ч. возмещено:
денежными средствами в республиканский бюджет 3776,4 тыс. руб.,
дополнительными работами возмещено на сумму 20071,2 тыс. руб.
По результатам проверок, проведенных в соответствующих органах и организациях, должностными лицами Счетной палаты составлено 253 акта, подготовлены, рассмотрены и утверждены на Коллегии Счетной палаты 78 отчетов по итогам контрольно-ревизионных мероприятий.
О принятых Коллегией Счетной палаты решениях по результатам контрольно-ревизионных мероприятий регулярно информируются Народный Хурал и Глава Республики Бурятия. В Народный Хурал Республики Бурятия направлено 78 отчетов о проведенных контрольных мероприятиях и 227 заключений на проекты и поправки к законам Республики Бурятия.
В адрес проверенных организаций направлено 99 представления и предписания, содержащих рекомендации по устранению выявленных нарушений, из них снято с контроля в отчетном периоде 83. Представления, рекомендующие к устранению выявленные, но не устраненные в ходе проверок недостатки, и нереализованные предложения, отраженные в отчетах, находятся на непосредственном контроле у аудиторов Счетной палаты до их исполнения. Исполненное представление снимается с контроля по решению Коллегии Счетной палаты.
По результатам контрольных мероприятий должностными лицами Счетной палаты было составлено 106 административных протоколов, к административной и дисциплинарной ответственности по инициативе Счетной палаты привлечено 134 должностных лица и 1 юридическое лицо.
В отношении 7 должностных лиц уполномоченным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (Министерством финансов РБ), было принято решение о привлечении к ответственности по статьям 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств» и 15.15.10 «Нарушение установленного порядка принятия бюджетных обязательств» КоАП РФ.
Объем взысканных Минфином РБ по материалам Счетной палаты административных санкций составил 122,4 тыс. руб.
По результатам контрольных мероприятий по проверке эффективности и законности расходования бюджетных средств и использования республиканской собственности 10 материалов были направлены в прокуратуру и правоохранительные органы Республики Бурятия.
За отчетный период 2014 года проведено 287 экспертно-аналитических мероприятий.
В рамках проведения предварительного, текущего и последующего финансового контроля за исполнением республиканского бюджета в 2014 году Счетной палатой были подготовлены заключения на проект Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (к первому и второму чтениям), на проект закона Республики Бурятия «Об исполнении республиканского бюджета за 2013 год».
В соответствии со статьями 23 и 25 Закона Республики Бурятия «О бюджетном процессе в Республики Бурятия» аудиторами Счетной палаты подготовлено и направлено в адрес Комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам 64 заключения на поправки депутатов Народного Хурала Республики Бурятия к проектам законов Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 – 2016 годов» и «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
По результатам экспертно-аналитической деятельности, в частности, подготовки заключений на:
1) законопроекты о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2014 год сокращены расходы на сумму 6302,7 тыс. руб.;
2) законопроект о республиканском бюджете на 2015 год – увеличены доходы, получаемые в виде арендной платы, на 939,0 тыс. руб., денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения на 159598,0 тыс. руб., сокращено расходов на сумму 5775,7 тыс. руб.;
3) поправки депутатов Народного Хурала Республики Бурятия к проекту закона о республиканском бюджете на 2015 год – предупреждено бюджетных потерь на сумму 11330,0 тыс. руб.
Рекомендации Счетной палаты были направлены на совершенствование бюджетного процесса и обеспечение соблюдения требований законодательства, учитывались в процессе доработки законопроектов в последующих чтениях в Народном Хурале Республики Бурятия. Так, с учетом выводов и предложений Счетной палаты, по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, принято 83 закона и иных нормативно-правовых актов Республики Бурятия.
Межбюджетные отношения. В 2013 году Федеральным законом № 252-ФЗ от 23.07.2013 года «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно увеличен объем полномочий региональных контрольно-счетных органов по осуществлению внешнего финансового контроля, в том числе в области межбюджетных отношений.
Таким образом, проведение проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований, - полностью полномочия Счетной палаты. В прошлом году проверены Прибайкальский, Заиграевский, Хоринский, Еравнинский, Кижингинский, Тарбагатайский районы и 53 сельских поселений, расположенные на территории указанных муниципальных образований.
Практически во всех проверенных органах местного самоуправления и муниципальных бюджетных учреждениях были выявлены факты нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления бюджетной отчетности.
Нарушение правил бухгалтерского учета, особенно в части объектов основных средств, напрямую не используемых в повседневной деятельности муниципальных учреждений (объектов социальной сферы, памятников, муниципального жилого фонда) обуславливало необходимость планировать и нести дополнительные расходы по уплате имущественного налога в отношении, фактически, казенного имущества (согласно действующему законодательству, объекты, составляющие казну муниципального образования, подлежали исключению из налогооблагаемой базы, учитываемой при расчете налога на имущество организаций).
Необходимо отметить, что в качестве показателя достаточно низкого уровня финансовой дисциплины, выявленного в ходе проверок, было отмечено необоснованное формирование кредиторской задолженности.
В ходе проведенной проверки в Управлении образования МО «Мухоршибирский район» были выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 362,8 тыс.руб.
В ходе проверки годового отчета об исполнении бюджета МО СП «Ацагатское» Заиграевского района за 2013 год был выявлен факт нецелевого использования средств резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Правительства Республики Бурятия на сумму 47,8 тыс.руб. (за счет ассигнований, выделенных на оснащение приборами отопления, Администрацией поселения была приобретена библиотечная и офисная мебель).
В целом, в ходе проведения мероприятий финансового контроля в муниципальных образованиях Республики Бурятия в 2014 году Счетной палатой были выявлены финансовые нарушения на общую сумму 202,7 млн. руб.
Так, по результатам проведенных проверок привлечено к административной ответственности на основании составленных должностными лицами Счетной палаты протоколов 97 должностных лиц органов МСУ и 1 юридическое лицо.
В отношении 90 должностных лиц (руководителей и главных бухгалтеров объектов проверки) мировыми судьями были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по статье 15.11. КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» с назначением наказания в виде штрафа.
Указанное направление деятельности рассматривается как способ превентивного воздействия на участников бюджетного процесса муниципального уровня в целях повышения финансовой дисциплины и персональной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.
Приоритетами в контрольной деятельности на текущий год Счетная плата Бурятии определила в сфере контроля за достижением целевых показателей майских указов Президента РФ, в т.ч. повышение доступности государственных и муниципальных услуг через сеть МФЦ, услуг детских дошкольных учреждений, доведение уровня заработной платы работникам социальной сферы до заданных величин, реализация положений закона 44-ФЗ «О контрактной системе», а так же проведение внешних проверок годовой отчетности муниципальных образований республики.
Спасибо за внимание!