19.11.2015
29 октября 2015 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрен результат контрольного мероприятия «Проверка формирования и использования фонда оплаты труда в подведомственных Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия и Министерству образования и науки Республики Бурятия учреждениях за 2013-2014 годы и истекший период 2015 года».
С докладом выступила аудитор Валентина Федосова.
На коллегии отмечено, что по результатам проверки установлены факты нарушения Министерством образования и науки Республики Бурятия как при формировании фонда оплаты труда подведомственных учреждений так и при их расходовании.
Нормативы финансового обеспечения по фонду оплаты труда были установлены:
- в 2013-2014 годах Законом Республики Бурятия от 11.07.2011 №2210-IV «О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия» (далее Закон) (14 учреждений), приказами Министерства образования и науки Республики Бурятия от 17.04.2012 №834 и от 18.04.2013 №773 (42 учреждения);
- на 2015 год – приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 02.07.2015 №1629 (57 учреждений).
Объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям рассчитан Министерством образования и науки Республики Бурятия на 2013-2014 годы с нарушением Закона. Фонд оплаты труда сформирован ниже установленных Законом значений нормативных затрат на 2013 год на сумму 7230 тыс.рублей, на 2014 год - 45942,74 тыс.рублей.
При этом по нормативам, установленным приказами Министерства образования и науки Республики Бурятия от 17.04.2012 №834 и от 18.04.2013 №773, доведено ассигнований сверх значений нормативных затрат на 2013 год на сумму 72097,3 тыс.рублей, на 2014 год - 14959,4 тыс.рублей.
На 2015 год установлено отклонение от значений нормативных затрат на сумму 214,74 тыс.рублей по 44 учреждениям из 57, у половины учреждений превышены значения нормативных затрат.
В нарушение пункта 2 статьи 69.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия государственное задание на 2015 год сформировано для подведомственных учреждений после начала финансового года (апрель).
Анализ выполнения государственного задания показал, что ряд показателей, установленных государственными заданиями, не выполнен по итогам 2013 и 2014 годов, при том, что выделенные субсидии освоены в полном объеме.
Несмотря на оптимизационные мероприятия и дополнительное выделение бюджетных средств показатель повышения эффективности и качества услуг в социальной сфере как «отношение средней заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала и иных работников к средней заработной плате в Республике Бурятия» по Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия не достиг плановых значений по категории «врачи» и составил в 2013 году от 56,8 % (АУСО «Хоринский СДИ»), в 2014 году от 24,8% (ГБУСО «Надежда» СРЦН г. Северобайкальск), в 1 полугодии 2015 года от 56,6% (ГБУСО РБ «ЦПДОБПР «Малышок»). Достижение показателя в среднем по республике обеспечено за счет превышения предусмотренных значений до 151,88% в 2013 году АУСО РБ «Закаменский пансионат для ветеранов войны и труда «Горный воздух»», в 2014 году до 132,6% и в 1 полугодии 2015 года до 121,2% АУ РБ «Республиканский клинический госпиталь». Показатель повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования как «отношение средней заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате в Республике Бурятия» достиг плановых значений в 8 учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Республики Бурятия. Указанный показатель не достиг плановых значений и составляет от 83% ГОУ «Кабанская специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Достижение показателя в среднем по республике обеспечено за счет превышения предусмотренных значений до 108% ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62».
Таким образом, достижение показателя по республике обеспечено за счет их перевыполнения отдельными учреждениями.
При этом приказами Министерства образования и науки Республики Бурятия только в I полугодии 2015 года выплачены премии директорам 6 подведомственных учреждений, не выполнившим вышеуказанный показатель, на сумму 974,1 тыс. рублей.
Отмечается за проверяемый период сокращение числа социальных работников (с 682 человек в 2013 году до 372,4 человек в 2015 году), числа педагогических работников (с 3844 единиц в 2013 году до 3590,41 единиц в 2015 году) на фоне роста потребителей услуг, что сопряжено с рисками снижения качества предоставляемых услуг и избыточной интенсивностью труда работников. Нагрузка на 1 социального работника в 2013 году составила 10,5 получателей услуг, в 2014 - 2015 годах - 14,9 получателей. Наибольшая нагрузка на 1 педагога составила по учреждениям среднего профессионального образования в 2013 году – 1,56 ставки, в 2014 году – 1,55 ставки и в 1 полугодии 2015 года - 1,66 ставки.
В 22 учреждениях образования и 8 социальных учреждениях уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы работников организаций превышает предельное значение кратности - 4. Проверкой установлено превышение предельной доли оплаты труда работников АУП и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда республиканских учреждений» (40%) в 8 социальных учреждениях и 32 учреждениях образования.
Приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 30.01.2013 №131 установлен предельный размер ежемесячных вознаграждений директорам учреждений среднего профессионального образования 5% от суммы внебюджетных поступлений. При этом, изданы приказы министерства на выплаты ежемесячных вознаграждений директорам учреждений среднего профессионального образования сверх предельного размера, за проверяемый период указанная сумма составила 5558,1 тыс.рублей, в том числе в 2013 году - 2685,6 тыс.рублей, в 2014 году - 2872,5 тыс.рублей.
На коллегии принято решение о внесении представлений Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия и Министерству образования и науки Республики Бурятия. Материалы проверки Министерства образования и науки Республики Бурятия направлены в Прокуратуру республики.