12.02.2016
29 января 2016 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрены результаты контрольного мероприятия «Проверка полноты поступления в республиканский бюджет в 2014 и 9 месяцев 2015 гг. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия». С докладом выступила аудитор Ольга Чимитдоржиева.
В ходе контрольного мероприятия выявлено следующее.
Согласно годовому отчету Минимущества РБ за 2014 год и Закону РБ от 07.07.2015 № 1191-V «Об исполнении республиканского бюджета за 2014 год» по ГАБС Минимуществу РБ в 2014 году поступление неналоговых доходов составило 113 947,19062 тыс.руб. при утвержденном прогнозе 105 785,300 тыс.руб., исполнение составило 107,7 %.
За 9 месяцев 2015 года поступление неналоговых доходов по Минимуществу РБ составило 39 858,55738 тыс.руб. при утвержденном прогнозе 61 743,400 тыс.руб., исполнение 64,6 %. Согласно пояснительной записке к отчету Минимущества РБ за 9 месяцев 2015 года основными причинами низкого уровня поступлений являются:
- сокращение и отсутствие привлекательных для потенциальных покупателей объектов республиканского имущества, подлежащих приватизации;
- расторжение договоров аренды имущества и передача в оперативное управление объектов республиканской собственности в пользование государственным учреждениям и органам исполнительной власти Республики Бурятия.
В ходе контрольного мероприятия было проверено администрирование 16 видов неналоговых доходов, закрепленных за Минимуществом РБ.
Основные нарушения и недостатки выявлены в ходе проверки администрирования Минимуществом РБ доходов по коду 815 1 11 05022 02 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов РФ» и коду 815 1 11 05032 02 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов РФ и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ)».
Так, например, по коду 815 1 11 05022 02 0000 120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов РФ» установлено:
- в Реестре действующих договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Республики Бурятия, в проверяемом периоде не учтено два договора аренды;
- выявлены отклонения в сумме 2 461,63380 тыс. руб. между бухгалтерскими записями в журнале операций № 8 «Расчеты по прочим операциям» и журнале операций № 5 «Расчеты с дебиторами по доходам» с данными по начислению арендной платы за земельные участки, отраженными в ведомостях расчетов с арендаторами в 2014 году, что свидетельствует об искажении данных по начислению этих доходов в бюджетном учете;
- в нарушение п. 2.5 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ, при заключении договоров аренды земельных участков Минимущество РБ не установило случаи и периодичность изменения арендной платы по отдельным договорам аренды;
- в договорах аренды земельных участков не указывается размер или способ расчета арендной платы за один день, что приводит к разным подходам к начислению арендной платы за неполные месяцы;
- Минимуществом РБ допускаются многочисленные факты неверного и позднего начисления арендной платы;
- в нарушение п. 2.5 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ, Минимущество РБ не изменяло в ряде случаев размер арендной платы;
- Минимущество РБ не доначислило в 2014 году 1 793,50391 тыс. руб. (20 640,61462 – 18 847,11071), за 9 месяцев 2015 года – 618,61235 тыс. руб. (16 264,91109 – 15 646,29874) в связи с неосуществлением индексации размера арендной платы и неверным расчетом размера арендной платы;
- многочисленные случаи просрочек и неуплаты платежей;
- в результате сверки претензий с Расчетом пеней Минимущества РБ установлено, что в претензиях зачастую указывались неверные размеры пеней. Данные факты свидетельствуют о недостатках в проведении претензионной работы, что приводит к недопоступлению в доход республиканского бюджета денежных средств;
- шесть земельных участков, переданных в аренду, отсутствуют в Реестрах республиканского имущества по земельным участкам за 2014 и 2015 годы, размещенных на официальном сайте Минимущества РБ http://www.mizo.govrb.ru, что является нарушением требований п. 40 Положения об учете республиканского имущества.
В ходе проверки администрирования Минимуществом РБ доходов по коду 815 1 11 05032 02 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов РФ и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ)» установлены:
- отклонения между бухгалтерскими записями в журнале операций № 8 «Расчеты по прочим операциям» и журнале операций № 5 «Расчеты с дебиторами по доходам» с данными по начислению арендной платы за имущество, отраженными в ведомостях расчетов с арендаторами в 2014 году;
- исключение из учета задолженности по одному договору с включением ее в учет задолженности по другому договору при отсутствии условий во втором договоре об учете задолженности по первому договору, что по мнению проверяющих, влечет риск безрезультативности судебно-претензионной работы;
- в нарушение п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2012 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в годовой отчетности Минимущества РБ за 2014 год (форма 0503169) - не отражена задолженность двух арендаторов перед Минимуществом РБ;
- Минимущество РБ в 2014 году ни разу не использовало право начисления пени, в период 9 месяцев 2015 года – начислено пени по двум внесудебным письменным претензиям и в 8 исковых заявлениях. По мнению проверяющих, рост задолженности по договорам аренды имущества свидетельствует о недостатках в проведении претензионной работы;
- Минимуществом РБ допускается расчет размера арендной платы с многочисленными нарушениями Положения о порядке аренды имущества (пп. 4.3, 5.2 Положения о порядке аренды имущества, пп.5-7, 9.1 Порядка расчета арендной платы по недвижимости);
- Минимуществом РБ допускается расчет размера арендной платы с нарушением пп. 1,2 Порядка расчета арендной платы по движимому имуществу;
- Минимуществом РБ допускаются многочисленные случаи нарушения п. 5.7 Положения о порядке аренды имущества, допускается аренда имущества без ежегодной индексации в случае продления срока действия договоров, заключенных на срок до одного года;
- нарушение арендаторами сроков государственной регистрации приводит к увеличению фактического срока аренды имущества и не применению условия о ежегодном изменении размера арендной платы на период просрочки. Минимуществом РБ не предпринимаются меры в письменной форме по предотвращению и уменьшению нарушений сроков государственной регистрации договоров аренды;
- в нарушение ст. 12 Закона Республики Бурятия от 28.01.2000 № 343-II «Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия» поздняя индексация размера арендной платы приводит к снижению эффективности и рациональности использования государственной собственности, обеспечивающего пополнение доходной части республиканского бюджета;
- в нарушение п. 5.7 Положения о порядке аренды имущества договором от 28.10.2010 № 148/10 предусмотрен ежегодный размер арендной платы без учета изменения базового показателя для исчисления величины арендной платы;
- при начислении ежемесячной арендной платы допускаются различные счетные ошибки;
- допускается возврат денежных средств из республиканского бюджета по результатам счетных ошибок;
- итого в проверяемом периоде недоначислено арендной платы по расчетным данным проверяющих - 6 409,03265 тыс. руб., в том числе 3 308,48066 тыс. руб. в 2014 году, 3 100,55199 тыс. руб. за 9 месяцев 2015 года;
- в ходе проверки выявлены многочисленные случаи пролонгации договоров аренды с применением ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ, заключенных, как без проведения торгов, так и по торгам;
- в нарушение ч. 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Минимуществом РБ допускается возобновление договоров аренды, заключенных по результатам торгов, на неопределенный срок;
- в нарушение ст. 12 Закона Республики Бурятия от 28.01.2000 № 343-II «Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия» возобновление договоров аренды с применением ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ приводит к снижению эффективности и рациональности использования государственной собственности, обеспечивающего пополнение доходной части республиканского бюджета;
- по мнению проверяющих, отсутствие актов по возврату государственного имущества и копий технических паспортов, являющихся неотъемлемыми частями договоров, свидетельствует о недостатках в договорной работе;
- в нарушение требования п.40 Положения об учете республиканского имущества не размещена в реестре республиканского имущества информация о недвижимом имуществе - комнате № 28 (литера А), находящейся на 1 этаже Бизнес-центра, расположенного по адресу: Республика Бурятия, город Улан-Удэ, ул. Бабушкина, д. 14 А; недвижимом имуществе - каб. № 27,28 (2 этаж, литер А), расположенных по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, дом 6; нежилом помещении (номер на поэтажном плане здания 68) в помещении Лечебного корпуса в нежилом здании Выдринской участковой больницы, расположенном на первом этаже по адресу Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Авангардная, 12.
Наряду с этим, выявлено по коду 815 1 08 07082 01 0000 110 «Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ» в нарушение подпункта 3.3.3. Регламента по выдаче аттестатов Минимуществом РБ произведено администрирование процедуры по оформлению нового бланка аттестата до предоставления заявителем в полном объеме перечня документов, установленных подпунктом 2.6.2. Регламента по выдаче аттестатов.
Выявлены случаи по несвоевременному поступлению государственной пошлины в республиканский бюджет, что указывает на некачественный контроль за внесением платы заявителями за предоставление государственной услуги со стороны ответственных лиц отдела землеустройства и землепользования Минимущества РБ.
В ходе проверки администрирования Минимуществом РБ доходов по коду 815 1 11 05322 02 0000 120 «Плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ» установлено, в частности:
- прогноз поступлений на 2015 год по данному коду доходов отсутствует, несмотря на заключенные соглашения об установлении сервитута;
- в соглашениях об установлении сервитута, заключенных в 2015 году, неверно указан код доходов 81511705020020000180 «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ» вместо 81511105322020000120 «Плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ»;
- при рассмотрении информации, размещенной на официальном сайте Минимущества РБ, о земельных участках, внесенных в Реестр республиканского имущества по состоянию на 01.01.2015, на 01.10.2015, установлено, что шесть земельных участков, находящихся в собственности Республики Бурятия, в отношении которых установлен сервитут, не отражены в Реестре республиканского имущества, что является нарушением Положения об учете республиканского имущества (г.Улан-Удэ, Верхняя Березовка, кадастровый № 03:24:000000:195; г.Улан-Удэ, Верхняя Березовка, д.36, кадастровый № 03:24:022403:7; г.Улан-Удэ, 111 квартал, кадастровый № 03:24:034420:1120; г.Улан-Удэ, 111 квартал, кадастровый № 03:24:034420:1119; г.Улан-Удэ, ул.Ленина, кадастровый № 03:24:011204:937; г.Улан-Удэ, Верхняя Березовка, кадастровый № 03:24:022402:91);
- установлены отклонения между бухгалтерскими записями в журнале операций № 8 «Расчеты по прочим операциям» и журнале операций № 5 «Расчеты с дебиторами по доходам» с данными по начислению доходов за установление сервитута, отраженными в расчетах по соглашениям об установлении сервитутов, в период с января 2014 года по апрель 2015 года. В бюджетном учете в журнале операций № 8 «Расчеты по прочим операциям» и журнале операций № 5 «Расчеты с дебиторами по доходам» с января 2014 года по март 2015 начисление доходов за установление сервитутов отражено в составе начисления прочих неналоговых доходов и неналоговых доходов, поступающих от аренды земли, в сумме фактического поступления платы за установление сервитутов;
- факты неправильного начисления доходов от установления сервитутов в период до государственной регистрации - начисление доходов за установление сервитута производилось исходя из ежемесячной платы, тогда как до государственной регистрации начисление производится по дням;
- факты отражения поступившей оплаты по другим кодам доходов, уточнение видов и принадлежности платежей произведены только в 2015 году;
- за проверяемый период Минимущество РБ не начисляло пени за просрочку платежей. Согласно пояснениям Минимущество РБ 25.11.2015 направило таким лицам претензии по погашению заложенности. В случае неоплаты по претензиям будут предъявлены иски в рамках срока исковой давности, предусмотренного Гражданским кодексом РФ. В 2013-2014 г.г. сверки с лицами, заключившим соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия, проводились устно ввиду небольших сумм.
В ходе проверки администрирования Минимуществом РБ доходов по коду 815 1 14 02023 02 0000 410 «Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества ГУПов субъектов РФ, в т.ч. казенных) в части реализации основных средств по указанному имуществу» и коду 815 1 14 06022 02 0000 430 «Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ (за исключением земельных участков бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ)» установлено:
- в нарушение п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, ст. 11.1. Закона РБ от 28.01.2000 № 343-II «Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия» земельный участок с кадастровым номером 03:24:011213:72, площадью 856 кв.м., расположенный по адресу г. Улан-Удэ, ул. Куйбышева, д.18Б, не отражен в казне Республики Бурятия на 01.01.2013;
- в нарушение п. 3.2 договоров купли продажи покупатели производили оплату за земельные участки позже установленного срока;
- Минимущество РБ не производило расчет пени по договорам. Вследствие не начисления Минимуществом РБ пени по вышеназванным договорам, недополученные доходы республиканского бюджета составили 11,81390 тыс. руб.;
- в нарушение п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, ст. 11.1. Закона РБ от 28.01.2000 № 343-II «Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия» земельный участок с кадастровым номером 03:13:070329:19, площадью 1343 кв.м., расположенный по адресу Муйский район, п. Таксимо, ул. Приозерная 2, не отражен в казне Республики Бурятия на 01.01.2014.
Также выявлены иные нарушения и недочеты.
По результатам рассмотрения отчета утверждено представление Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений.