ИНФОРМАЦИЯ совещание контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по теме «Определение приоритетов при планировании контрольной деятельности на 2017 год»

01.09.2016

19-21 августа 2016 года в Республике Бурятия прошел Межрегиональный семинар – совещание контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по теме «Определение приоритетов при планировании контрольной деятельности на 2017 год», приуроченный к 20-летию со дня образования Счетной палаты Республики Бурятия и Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.

Организаторами проведения семинара в г.Улан-Удэ выступили Счетная палата Республики Бурятия и Отделение Союза контрольно-счетных органов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

В работе семинара приняли участие и.о. Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Ботоев Б.Н., депутаты Народного Хурала Республики Бурятия Баданов М.А., Белых Л.Я., Марковец И.В., Попов А.П., Семенов Б. Ц., Цыбикмитов З.Л., Цыбиков Б.Б., первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия Егоров И.М., Министр финансов Республики Бурятия Шутенков И.Ю., заместитель Министра экономики Республики Бурятия Смолин В.В., Мэр г.Улан-Удэ Голков А.М., Руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Васильева М.В., Заместитель руководителя Научно-экспертного центра Государственного НИИ Системного анализа

Счетной палаты Российской Федерации Рагулина Ю.В., Вице-президент Европейской организации региональных органов внешнего контроля государственных финансов (EURORAI) и Глава финансовой инспекции кантона Вале в Швейцарии Кристиан Мелли, Главный менеджер Национального управления по аудиту Монголии Эрдэнэ Отгон, Руководитель столичного управления по аудиту Монголии, главный аудитор г.Улан-Батор Цэмбэл Очирбат, представители контрольно-счетных органов 19 субъектов Российской Федерации, муниципальных образований г.Магнитогорск и г.Улан-Удэ, КСО муниципальных районов и городских поселений, расположенных на территории Республики Бурятия.

С докладами по заявленной тематике выступили: Председатель Контрольно-счетной палаты г.Москвы, Председатель Правовой комиссии СКСО Двуреченских В.А.; Председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области, Председатель отделения СКСО в Южном федеральном округе, член Руководящего комитета EURORAI Хрипун В.И.; доктор экономических наук, профессор Рагулина Ю.В.; Председатель Счетной палаты Тюменской области, Председатель отделения СКСО в Уральском федеральном округе Огородников Д.О.; Председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, Председатель отделения СКСО в Сибирском федеральном округе Гончарова Е.А.; Председатель Контрольно-счетной палаты Хабаровского края, Председатель отделения СКСО в Дальневосточном федеральном округе Кондрашов В.В.; Председатель Счетной палаты Свердловской области Ефимов А.Б.; Председатель Контрольно-счетной палаты г.Магнитогорска Корсаков В.А.; Председатель Контрольно-счетной палаты Забайкальского края Доробалюк С.А.; Председатель Счетной палаты Республики Бурятия Пегасов Е.В.

Заслушав выступления участники совещания согласовали резолюцию межрегионального семинара-совещания:

«Участники межрегионального семинара - представители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по итогам обсуждения актуальных проблем, связанных с планированием контрольной деятельности на 2017 год в целях осуществления всестороннего полномасштабного внешнего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, отмечают следующее:

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы наделены самостоятельностью в формировании и утверждении планов работы, что позволяет наглядно продемонстрировать один из аспектов реализации принципа независимости системы государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации.

В связи с этим вопросам выбора приоритетов в осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности следует обращать особое внимание при планировании работы каждого контрольно-счетного органа.

Нормами действующего бюджетного законодательства Российской Федерации органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля наделены существенными полномочиями по предупреждению, пресечению бюджетных правонарушений и устранению негативных последствий, возникших вследствие нецелевого, неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств.

В частности, изменениями, внесенными в статью 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, впервые на законодательном уровне к компетенции контрольно-счетных органов было отнесено проведение аудита эффективности бюджетных расходов, направленного на определение экономности и результативности использования публичных ресурсов.

В целях предупреждения возможных нарушений требований бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы внешнего финансового контроля наделены полномочиями по проведению финансовых экспертиз законопроектов (проектов правовых актов представительных органов местного самоуправления) о бюджетах, проектов законов (решений), влияющих на объемы расходных обязательств публично-правовых образований, нормативных правовых актов органов исполнительной власти (местных администраций), в том числе проектов государственных (муниципальных) программ.

Необходимо отметить, что в настоящий момент все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования ощутили на себе последствия экономических санкций: сокращаются доходы бюджетов.

Вследствие вышеуказанного во главу угла становится вопрос эффективности использования бюджетных ресурсов, достижения максимального социально-экономического эффекта при минимуме необходимых затрат, что, в свою очередь, возлагает на контрольно-счетные органы дополнительную ответственность за результативность, полноту, своевременность и качество проводимых мероприятий.

При этом следует отметить, что функционал контрольно-счетных органов не ограничивается вопросами, которые могут быть запланированы ими по собственной инициативе.

Существует ряд правовых норм, содержащих обязательные для исполнения органами ВГ(М)ФК требования при формировании планов работы .

К таковым следует отнести:

• нормы бюджетного законодательства, возлагающие обязанность по проведению конкретных мероприятий (пункт 3 части 4 статьи 136 БК);

• нормы иных федеральных законов, регламентирующих статус должностных лиц государственных органов, имеющих право давать обязательные для исполнения указания (пункты 1 и 4 статьи 22 Закона о прокуратуре, пункт 3 части 1 статьи 7 Закона о Следственном комитете);

• нормы региональных законов, регламентирующих деятельность КСО субъектов и муниципальных образований, в которых перечислены вопросы, подлежащие обязательному включению в планы работы.

С учетом изложенного, участники семинара полагают, что реализация полномочий контрольно-счетных органов возможна при условии грамотного планирования, учитывающего потенциал контрольного органа, позволяющего соблюсти баланс между мероприятиями, проведение которых является целесообразным в определенных условиях, и мероприятиями, подлежащими обязательному исполнению в силу закона.

Обсудив вопросы определения приоритетов планирования контрольной деятельности на 2017 год, участники межрегионального семинара считают необходимым рекомендовать КСО субъектов Российской Федерации следующее:

• при расстановке приоритетов при планировании контрольной деятельности на 2017 год учитывать задачи, поставленные Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации при определении направлений бюджетной политики на очередной год и плановый период;

• сконцентрировать работу на контрольной деятельности по тем направлениям бюджетных расходов, где задействованы значительные бюджетные ресурсы, учитывая, что в условиях жестких финансовых ограничениях, в которых формируются бюджеты субъектов, резко возрастают запросы общества на справедливость и законность распределения и использования средств налогоплательщиков, являющихся источником формирования доходов бюджетов;

• рассмотреть возможность включения в планы работы КСО субъектов РФ и муниципальных образований на 2017 год мероприятий по проведению аудита эффективности использования бюджетных средств по наиболее актуальным направлениям финансового контроля;

• активизировать работу по реализации полномочий контрольно-счетных органов в рамках предварительного контроля, обратив особое внимание на финансово-экономическую экспертизу проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов;

• обеспечить комплексный, сквозной и непрерывный контроль за реализацией государственных (муниципальных) программ, как основополагающих элементов государственного стратегического планирования, направленного на динамичное социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований в целях улучшения уровня качества жизни;

• разработать и утвердить стандарты государственного (муниципального) внешнего финансового контроля по направлениям контрольной деятельности, носящим обязательный характер в силу требований действующего законодательства, в том числе учитывающие особенности взаимоотношений с правоохранительными органами.»