Народный хурал Республики Бурятия провел публичные слушания по проекту Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год».

10.11.2016

10 ноября 2016 года Народный хурал Республики Бурятия провел публичные слушания по проекту Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год». В рамках обсуждения проекта с докладом о заключении Счетной палаты выступил Пегасов Евгений Владимирович.

Как уже было отмечено в предыдущих выступлениях, проект республиканского бюджета на 2017 год сформирован, исходя из прогнозируемых объемов:

  • общего объема доходов в сумме 38 657,9 млн.руб., в том числе безвозмездных поступлений в сумме 16 240,9 млн., собственных налоговых и неналоговых доходов в сумме 22 417,0 млн.руб.,

  • общего объема расходов в сумме 40 899,6 млн.руб.,

  • прогнозируемого дефицита республиканского бюджета в сумме 2 241,7 млн.руб.

Таким образом, дефицит республиканского бюджета на 2017 год предлагается утвердить в размере 10% от общего объема собственных налоговых и неналоговых доходов, что не превысит максимально допустимых значений, установленных статьей 92.1 БК РФ.

В качестве источников финансирования дефицита предлагается определить поступления от размещения государственных ценных бумаг РБ в объеме 1 540,0 млн.руб. и положительную разницу между привлеченными и погашенными банковскими кредитами в объеме 1 927,3 млн.руб., что соответствуют статье 95 БК РФ. Необходимо отметить, что часть привлеченных средств предлагается направить на погашение задолженности по межбюджетным кредитам перед Российской Федерацией (1 225,6 тыс.руб.).

Предлагаемые законопроектом параметры государственного долга Республики Бурятия на отчетные даты будут находиться в пределах, установленных для региональных бюджетов статьей 107 БК РФ (не более утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

Представленным законопроектом предлагается утвердить на первый и второй годы планового периода условно утверждаемые расходы в суммах 922,6 млн.руб. и 1 817,8 млн.руб. соответственно.

По мнению Счетной палаты РБ, данные значения требуют корректировки, в целях приведения их в соответствие с нормой абзаца 8 пункта 3 статьи 184.1 БК РФ (на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).

Исходя из представленных характеристик расходной части республиканского бюджета на 2018 и 2019 годы объем условно утверждаемых расходов должен составлять: на первый год планового периода – не менее 945,3 млн.руб. (40 815,1 – (15 597,4 – 12 594,2)*2,5%); на второй год – не менее 1 892,9 млн.руб. (40 860,0 – (15 216,8 – 12 214,1)*5,0%).


Как уже было отмечено выше, объем собственных налоговых и неналоговых доходов на 2017 год в законопроекте прогнозируется на уровне 22 417,0 млн.руб., что незначительно (на 0,5%) превышает плановые назначения текущего года, зафиксированные в действующей редакции закона о республиканском бюджете на 2016 год (22 316,0 млн.руб.).

По мнению Счетной палаты, запланированные показатели формирования доходной части бюджета на очередной финансовый год, в целом, соответствуют утвержденному прогнозу социально-экономического развития Республики Бурятия и на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

При этом полагаем необходимым отметить следующее.

Прогнозируемый объем налога на доходы физических лиц на 2017 год рассчитан, исходя из планируемого темпа роста фонда заработной платы в 101,8%. Согласно прогнозу, поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия от организаций бюджетной сферы, оценивается в 5 898,0 млн.руб.

В то же время в представленном законопроекте резервируются ассигнования на увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе на исполнение Указов Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012 года, № 761 от 01.06.2012 года, № 1688 от 28.12.2012 года, в сумме 727,0 млн.руб.

По мнению Счетной палаты, существует вероятность корректировки прогноза в сторону увеличении поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия, при условии направления вышеуказанных средств на повышение заработной платы.

Хотелось бы также отметить, что специфика республиканского бюджета в настоящее время, и в обозримом будущем заключается в том, что наполняемость его доходной части (если вести речь о собственных налоговых доходах) напрямую зависит от объемов поступлений по налогу на прибыль организаций, и если быть конкретнее – от объема поступлений от ОАО «Улан-Удэнский авиазавод».

Очевидно, что неблагоприятный прогноз по доходам от указанного налогоплательщика и в прошлые финансовые периоды компенсировался снижением плановых назначений в расходной части бюджета, однако, как показали результаты исполнения республиканского бюджета за прошедшие годы, финансовые риски, связанные с последствиями деятельности указанного налогоплательщика, носили завышенный характер.


При сопоставимости абсолютных значений оценки и прогноза собственных налоговых и неналоговых доходов, в 2017 году по сравнению с законом о бюджете на текущий год (в редакции от 08.09.2016 года), доля расходов, финансируемых за счет собственных доходов, федеральной дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и источников финансирования дефицита, сокращается на 5,8% (без дотации – на 8,7%).

Хотелось бы обратить внимание, что сокращение коснулось практически всех расходных обязательств, в том числе и по предоставлению субсидий подведомственным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Для примера, по Министерству здравоохранения РБ по подразделу 0901 «Стационарная медицинская помощь» по виду расходов 611 «Субсидии бюджетным учреждениям» по сравнению с текущим годом объем финансирования предлагается сократить в среднем на 8,6 %, по виду расходов 621 «Субсидии автономным учреждениям» - на 23,9%. По Министерству культуры РБ в рамках подпрограммы «Культурный потенциал Республики Бурятия» (основное мероприятие «Сохранение культурного и исторического наследия Республики Бурятия») субсидии автономным учреждениям сокращаются на 9,3% и т.п.

При этом остаются неизменными условия государственных заданий, влияющие на объемы финансирования: количество потребителей, перечень оказываемых государственных услуг, расходы на содержание учреждений и т.д.

При таких обстоятельствах Счетная палата полагает, что снижение ассигнований на финансирование выполнения государственного задания подведомственными республиканскими учреждениями неизбежно повлечет ухудшение качества оказываемых услуг, что, в свою очередь негативно повлияет на результативность, своевременность, полноту исполнения социальных гарантий и обязательств государства перед населением Республики Бурятия.


Представленным законопроектом предлагается сократить на 2017 год финансирование расходов практически по всем государственным программам, что, на наш взгляд, ставит под сомнение достижение индикативных показателей эффективности бюджетных расходов, запланированных при разработке программных мероприятий.

Так, бюджетные ассигнования по Госпрограмме 62 «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия запланированы в на 2017 год в объеме 525,9 млн.руб., в том числе:

по подпрограмме 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» в сумме 350,1 млн. руб.,

по подпрограмме 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Бурятия» в сумме 79,3 млн. руб.,

по подпрограмме 4 «Совершенствование государственного управления строительного и жилищно-коммунального комплексов и создание условий для реализации государственной программы» в сумме 96,6 млн.руб.

При этом, как и в текущем году не предусмотрено финансирование подпрограммы 1 «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия», состоящей из 8 мероприятий и имеющей 8 целевых индикаторов.

Более того, согласно проекту постановления Правительства РБ «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 №424 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» в 2017 году планируется финансирование только по мероприятию 3 «Создание условий для развития стройиндустрии и промышленности строительных материалов в Республике Бурятия, обеспечивающего потребности строительного комплекса» и то, за счет внебюджетных источников.

Объем финансирования указанной госпрограммы в очередном году по сравнению с утвержденным бюджетом текущего года сокращается в 5,4 раза (с учетом предложенных на ноябрьскую сессию изменений в бюджет 2016 года – в 7 раз), что обусловлено значительным сокращением отдельных статей расходов, включая финансирования объектов капитального строительства, отсутствием в законопроекте сумм софинансирования из федерального бюджета по объектам капитального строительства и мероприятиям по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», отсутствием республиканского и федерального софинансирования по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.

Обращаем внимание, что в проекте бюджета на 2017 год не запланированы расходы в размере 112,6 млн.руб. на мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа из аварийного жилья при наличии обязательств по софинансированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 «О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы», что составляет практически пятую часть предусмотренных законопроектом расходов.


В связи с тем, что экспертиза представленного законопроекта на настоящий момент еще не завершена, заключение по основным параметрам республиканского бюджета на очередной год, а также анализ законности и обоснованности прогнозных показателей по отдельным статьям доходов, расходов и источников финансирования дефицита будут сформированы позднее.


Спасибо за внимание.