Состоялась очередная 20 сессия Народного Хурала Республики Бурятия в ходе которой Председатель Счетной палаты Республики Бурятия Пегасов Евгений Владимирович выступил с докладом.

18.11.2016


18 ноября 2016 года состоялась очередная 20 сессия Народного Хурала Республики Бурятия в ходе которой Председатель Счетной палаты Республики Бурятия Пегасов Евгений Владимирович выступил с докладом.

Как уже было отмечено в предыдущих выступлениях, проект республиканского бюджета на 2017 год сформирован, исходя из прогнозируемых объемов:

  • общего объема доходов в сумме 38 657,9 млн.руб., в том числе безвозмездных поступлений в сумме 16 240,9 млн., собственных налоговых и неналоговых доходов в сумме 22 417,0 млн.руб.,

  • общего объема расходов в сумме 40 899,6 млн.руб.,

  • прогнозируемого дефицита республиканского бюджета в сумме 2 241,7 млн.руб.

Таким образом, дефицит республиканского бюджета на 2017 год предлагается утвердить в размере 10% от общего объема собственных налоговых и неналоговых доходов, что не превысит максимально допустимых значений, установленных статьей 92.1 БК РФ.

В качестве источников финансирования дефицита предлагается определить поступления от размещения государственных ценных бумаг РБ в объеме 1 540,0 млн.руб. и положительную разницу между привлеченными и погашенными банковскими кредитами в объеме 1 927,3 млн.руб., что соответствуют статье 95 БК РФ. Необходимо отметить, что часть привлеченных средств предлагается направить на погашение задолженности по межбюджетным кредитам перед Российской Федерацией (1 225,6 тыс.руб.).

Предлагаемые законопроектом верхние пределы государственного долга Республики Бурятия составят соответственно 65,0%, 73,5% и 82,3% от максимально допустимого значения объема региональных государственных долговых обязательств, установленного статьей 107 БК РФ (общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

Запланированные ассигнования на обслуживание долговых обязательств в отчетном финансовом году и плановом периоде составят, соответственно, 15,1%, 21,2% и 26,6% от максимально допустимых значений, рассчитанных в соответствии со статьей 111 БК РФ.

Следует отметить, что в текущем году Министерством финансов была активизирована работа по замещению долговых обязательств перед кредитными организациями межбюджетными кредитами, вследствие чего за 10 месяцев текущего года объем государственного долга снизился с 10 124,9 млн.руб. до 7 195,2 млн.руб.

По мнению Счетной палаты при сохранении данной динамики в течение очередного финансового периода существует вероятность коррекции соотношения удельного веса вышеуказанных видов долговых обязательств в общем объеме государственного долга Республики Бурятия, что повлечет изменение объема расходов на обслуживание государственного долга.



Представленным законопроектом предлагается утвердить на первый и второй годы планового периода условно утверждаемые расходы в суммах 922,6 млн.руб. и 1 817,8 млн.руб. соответственно.

По мнению Счетной палаты РБ, данные значения требуют корректировки, в целях приведения их в соответствие с нормой абзаца 8 пункта 3 статьи 184.1 БК РФ (на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).

Исходя из представленных характеристик расходной части республиканского бюджета на 2018 и 2019 годы объем условно утверждаемых расходов должен составлять: на первый год планового периода – не менее 945,3 млн.руб. (40 815,1 – (15 597,4 – 12 594,2)*2,5%); на второй год – не менее 1 892,9 млн.руб. (40 860,0 – (15 216,8 – 12 214,1)*5,0%).


Как уже было отмечено выше, объем собственных налоговых и неналоговых доходов на 2017 год в законопроекте прогнозируется на уровне 22 417,0 млн.руб., что незначительно (на 0,5%) превышает плановые назначения текущего года, зафиксированные в действующей редакции закона о республиканском бюджете на 2016 год (22 316,0 млн.руб.).

По мнению Счетной палаты, запланированные показатели формирования доходной части бюджета на очередной финансовый год, в целом, соответствуют утвержденному прогнозу социально-экономического развития Республики Бурятия и на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

При этом полагаем необходимым отметить следующее.

Прогнозируемый объем налога на доходы физических лиц на 2017 год рассчитан, исходя из планируемого темпа роста фонда заработной платы в 101,8%. Согласно прогнозу, поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия от организаций бюджетной сферы, оценивается в 5 898,0 млн.руб.

В то же время в представленном законопроекте резервируются ассигнования на увеличение фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе на исполнение Указов Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012 года, № 761 от 01.06.2012 года, № 1688 от 28.12.2012 года, в сумме 727,0 млн.руб.

По мнению Счетной палаты, существует вероятность корректировки прогноза в сторону увеличении поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия, при условии направления вышеуказанных средств на повышение заработной платы.

Хотелось бы отметить, что методология формирования республиканского бюджета и на очередной год, и в предыдущие финансовые периоды, исходила из превалирования необходимости установления прогнозных значений по собственным налоговым и неналоговым доходам на минимальных уровнях, над целесообразностью принятия и исполнения расходных обязательств Республики Бурятия в соответствующем финансовом периоде в обоснованных объемах.

Расчет прогнозных значений по бюджетообразующим налогам, и, в частности, по налогу на прибыль организаций, производился не по результатам объективного анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщиков, но только на основании представленной им самим информации.

Как показала практика, данные прогнозные значения зачастую носили заниженный характер и подвергались существенной корректировке даже на этапе внесения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Народный Хурал Республики Бурятия.

Понятно, что подобная практика была продиктована желанием снять ответственность с администраторов доходов на недопоступление налоговых и неналоговых платежей.

С другой стороны, недостаток прогнозируемых доходов, и, как следствие, отсутствие лимитов в первой половине года не позволяли получателям принимать обязательства, необходимые для реализации конкретных мероприятий.

Во второй половине – после кассового наполнения бюджета собственными доходами, целесообразность в принятии обязательств по сути дела уже отпадала в связи с невозможностью их исполнения до окончания года.

Вследствие вышеуказанного, в том числе, возникал неиспользованный остаток средств на казначейском счете бюджета на конец финансового года.

К рассмотрению проекта бюджета во втором чтении Счетной палатой будет проведен анализ динамики изменения прогнозных значений по собственным налоговым и неналоговым доходам, имевшей место в течение финансового периода на протяжении ряда последних лет.

Но на наш взгляд, уже сейчас необходимо менять подход к формированию бюджета, когда во главу угла должен быть поставлен объем средств, необходимый для исполнения на приемлемом уровне расходных обязательств Республики Бурятия, и уже это значение корректировать на показатели экономически обоснованного объема прогнозируемых собственных налоговых и неналоговых доходов.


При сопоставимости абсолютных значений оценки и прогноза собственных налоговых и неналоговых доходов, в 2017 году по сравнению с законом о бюджете на текущий год (в редакции от 08.09.2016 года), доля расходов, финансируемых за счет собственных доходов, федеральной дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и источников финансирования дефицита, сокращается на 5,8% (без дотации – на 8,7%).

При этом законопроектом предлагается сократить по главным распорядителям средств республиканского бюджета расходы по подведомственной сети (субсидии бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного задания, содержание казенных учреждений) на 10% от бюджетных ассигнований на 2016 год (с учетом изменений ноября). Пояснительная записка к законопроекту не содержит обоснования механического, пропорционального сокращения расходов по всем учреждениям, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

По мнению Счетной палаты уравниловки в ситуации с бюджетными ограничениями 2017 года не должно быть. Предложенное законопроектом пропорциональное сокращение расходов социальной сферы может привести к ухудшению, некачественному обслуживанию и снижению объемов предоставления населению услуг, что в свою очередь создаст проблемы и занятости, и отдельных перекосов в решении этих важнейших задач.

Решения по оптимизации бюджетных назначений, по нашему мнению, должны быть приняты с учетом оценки эффективности расходования бюджетных средств, выбранных экономических приоритетов и конечного результата.

С начала текущего года все государственные услуги (работы) предоставляются в соответствии с ведомственными перечнями государственных услуг (работ), утвержденными исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия на основании федеральных базовых перечней государственных услуг (работ).

Вместе с тем, принятые до настоящего времени главными распорядителями бюджетных средств нормативные затраты на оказание государственных услуг не учитывают потребность в принятии мер по оптимизации затрат на их оказание. При этом Министерством образования и науки РБ до настоящего времени вообще не принят правовой акт по установлению нормативных затрат на оказание государственных услуг общеобразовательными школами-интернатами.

Кроме этого, по мнению Счетной палаты, отдельной темой для обсуждения должна стать проводимая в республике политика в сфере организации обучения по программам среднего профессионального образования и подготовки специалистов среднего звена и их финансовое обеспечение.

Так, согласно распоряжению Главы Республики Бурятия от 04.05.2016 №28-рг потребность организаций в республике в профессиональных кадрах среднего профессионального образования на 2016-2017 годы составляет 8386 человек. Министерством образования и науки РБ приказом от 03.06.2016 №1024 установлены контрольные цифры приема студентов на 2016-2017 год. При этом по специальностям «дошкольное образование» при потребности 80 человек, контрольная цифра устанавливается в 25 человек (31% от потребности), «преподавание в начальных классах» - 200 и 100 человек соответственно (50% от потребности), «сестринское дело» - 210 и 108 человек соответственно (54% от потребности), «мастер сельхозпроизводства» 75 и 25 человек соответственно (33% от потребности), «повар, кондитер» - 450 человек (100% потребности), «страховое дело» - 25 человек (100% потребности), «коммерция» - 50 человек (100% потребности) и т.д.

Счетная палата полагает целесообразным вышеуказанные предложения учесть до принятия законопроекта в окончательной редакции.

В целом, считаем возможным рекомендовать принять проект закона о республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в первом чтении.


Спасибо за внимание.