О результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы 1 «Машиностроение, металлообработка, лесная и легкая промышленность» Государственной

09.11.2017

31 октября 2017 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет Заместителя председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М. Егорова о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы 1 «Машиностроение, металлообработка, лесная и легкая промышленность» Государственной программы Республики Бурятия № 57 «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» в 2015, 2016 годах и за отчетный период 2017 года».

В ходе проверки было установлено:

1.  Действующие нормативные правовые акты нуждаются в доработке. Так, Порядком предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности и заключения инвестиционных соглашений на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 17.02.2010 №52,  не предусмотрено какими документами вместе с отчетом о реализации инвестиционного проекта необходимо подтверждать инвестору   фактически достигнутые показатели (вложенный объем инвестиций, созданные рабочие места, прирост налоговых платежей, средняя заработная плата, приобретенное и введенное оборудование, объем производства и т.п.).

Не определено, на основании каких документов и с какой периодичностью отраслевым органам    необходимо  осуществлять контроль  за соблюдением  инвестором условий, на которых было принято решение о предоставлении государственной поддержки, а также требований Закона Республики Бурятия от 08.05.2009  №868-IV «О государственной поддержке  инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия»: отсутствие процедуры банкротства, ликвидации либо реорганизации в отношении инвестора, отсутствие задолженности по заработной плате по инвестору,  достижение инвестором в результате реализации проекта уровня среднемесячной заработной платы в расчете на 1 работника не ниже средней заработной платы в соответствующей отрасли по Республике Бурятия.

2. В проверяемом периоде подпрограммой 1 «Машиностроение, металлообработка, лесная и легкая промышленность» Государственной программы Республики Бурятия № 57 «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» для  выполнения целевого индикатора «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте» были запланированы   бюджетные ассигнования только  на  мероприятие «Государственная поддержка инвестиционной деятельности», включающего в себя    направление расходов на предоставление субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов по кредиту, полученному для финансирования инвестиционного проекта. Проверкой установлено, что  выполнение целевого индикатора  не зависело от результатов реализации инвестиционных проектов получателей  субсидии. 

3. В форме отчета о ходе реализации инвестиционного проекта, представляемого получателем субсидий, в частности, о выполнении показателей бизнес-плана, отражающих экономический, бюджетный, социальный и экологический эффект от реализации инвестиционного проекта, по форме, установленной приложением N 2 к Порядку предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности и заключения инвестиционных соглашений на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 17.02.2010 №52 (приложение N 2 к инвестиционному соглашению), показатели, характеризующие экологическую составляющую проекта, не учтены, соответственно в отчете получателей поддержки сведений о фактически достигнутых показателях экологического эффекта реализуемого проекта не содержится.

4. Оценка результатов реализации инвестиционных проектов согласно п.4.3.5 Порядка предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности и заключения инвестиционных соглашений на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 17.02.2010 №52, отраслевыми органами проводится как в соответствии с Приложением 5 к Порядку №52 с определением балльной оценки, так и на основании отчета, направляемого в Министерство экономики Республики Бурятия отраслевым органом в соответствии с пунктом 4.6. Порядка №52.

5.  За проверяемый период государственная поддержка в форме субсидии на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков была оказана для реализации 10-ти инвестиционных проектов на общую сумму 22 928,0 тыс. руб. (в т.ч. в 2015 году – 12 920,3 тыс. руб., в 2016 году – 10 007,7 тыс. руб.). Субсидии предоставлены по инвестиционным соглашениям, заключенным до 2015 года.

Фактов нецелевого использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы 1 «Машиностроение, металлообработка, лесная и легкая промышленность» Государственной программы Республики Бурятия № 57 «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» в 2015, 2016 годах и за отчетный период 2017 года, в ходе проверки не установлено.

Фактически перечисленные получателям поддержки Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия средства субсидии за год в некоторых случаях превышают объемы средств, предусмотренные распоряжениями Правительства Республики Бурятия о предоставлении государственной поддержки и инвестиционными соглашениями. Изменения в указанные документы не вносятся. При этом суммы субсидий нарастающим итогом не превышают сумм, установленных Правительством Республики Бурятия.

6. Вопросы по расторжению инвестиционных соглашений в соответствии с пунктами 4.5. и 4.6. Порядка предоставления субсидий юридическим  (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям-производителям товаров, работ, услуг на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.02.2008 №77 на заседания Совета при Главе Республики Бурятия по государственной поддержке инвестиционной деятельности отраслевыми органами в связи с недостижением показателей, отражающих экономический, бюджетный, социальный и экологический эффект, более чем на одну треть от планируемых, что согласно пп.4.4.2 п. 4.4. раздела 4 Инвестиционного  соглашения является причиной его одностороннего расторжения со стороны Правительства Республики Бурятия,  не выносились.

Кроме того, при недостижении показателей эффективности инвестиционного проекта по итогам отчетного квартала более чем на одну треть от планируемых ГРБС осуществлялось финансирование. Так, по итогам 1 квартала 2015 года показатели бюджетной и экономической эффективности инвестиционного проекта «Организация оздоровительно-туристического комплекса «Байгал» ИП Лубсанов Ж.Б. не достигли запланированных показателей более чем на одну треть, график реализации инвестиционного проекта нарушен, что по условиям инвестиционного соглашения служит основанием для прекращения его действия. Позже (в апреле, июне, июле 2015 года) Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия ИП Лубсанов Ж.Б. были перечислены суммы субсидии в размере 165,555 тыс. руб.

Также одним из оснований для расторжения инвестиционного соглашения служит наличие у инвестора просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Республикой Бурятия, по обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы и внебюджетные фонды.

Проект ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» «Модернизация и поддержание летной годности воздушных судов авиакомпании: четыре самолета АН-24 и пять вертолетов МИ-8Т» сроком реализации с 01.12.2011г. по 06.08.2016г. завершен. Срок действия инвестиционного соглашения от 27.08.2012 года №010-000080 с ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии»  составляет 6 лет с момента его подписания, т.е. с 27.08.2012 по 27.08.2018 года.

Выявлены обстоятельства, являющиеся в соответствии с Законом Республики Бурятия от 08.05.2009 №868-IV «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия», Порядком предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности и заключения инвестиционных соглашений на территории Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства РБ от 17.02.2010 №52 (ред. от 22.02.2017), и заключенным инвестиционным соглашением основаниями досрочного расторжения инвестиционного соглашения и прекращения государственной поддержки.

ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» нарушены условия предоставления субсидии, установленные инвестиционным соглашением  в части образования просроченной задолженности по налогам и сборам (п.2.1.7); выполнения воздушных перевозок пассажиров по маршрутам Улан-Удэ-Нижнеангарск-Улан-Удэ и Улан-Удэ-Таксимо-Улан-Удэ (п.2.1.14).

По данным справок Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Бурятия на 01.07.2015 года и на 31.12.2015 года у ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» лишена сертификата эксплуатанта. В связи с чем, с февраля 2017 года ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» перевозки самолетами не осуществляет, выполняются перевозки вертолетами по договорам.

Вопросы о приостановке, досрочном расторжении инвестиционного соглашения, лишении права на получение субсидии, возврате полученных сумм в республиканский бюджет на рассмотрение Совета при Главе Республики Бурятия по государственной поддержке инвестиционной деятельности ни отраслевым органом - Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, ни ГРБС - Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия  не выносились.

Между тем, в Типовую форму Инвестиционного соглашения, предусмотренную приложением №2 к Порядку предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности и заключения инвестиционных соглашений на территории Республики Бурятия, утвержденному постановлением Правительства РБ от 17.02.2010 №52 (в ред. от 10.12.2014 года), были внесены изменения в части возврата в республиканский бюджет средств государственной поддержки, а также процентов на указанные средства за период их фактического использования (предоставления) в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату расторжения инвестиционного соглашения, на основании распоряжения Правительства о прекращении предоставления государственной поддержки и расторжении инвестиционного соглашения (п. 2.1.14. Типовой формы Инвестиционного соглашения).

Соответствующее изменение в инвестиционное соглашение от 27.08.2012 года №010-000080 с ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» отраслевым органом – Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия не вносилось.

Порядком предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности и заключения инвестиционных соглашений на территории Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.02.2010 №52, внесение изменений в ранее заключенное инвестиционное соглашение в связи с изменением типовой формы инвестиционного соглашения не предусмотрено.

По результатам рассмотрения настоящего Отчета о проведенном контрольном мероприятии в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса  Республики Бурятия, Министерства экономики Республики Бурятия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия направлены представления с предложением о принятии мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков. В адрес Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия, Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия направлены представления с предложением о принятии мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, а также по возврату ОАО «Авиакомпания Бурятские авиалинии» суммы субсидии в размере 5535,8 тыс. руб. и процентов на указанные средства за период их фактического использования (предоставления) в республиканский бюджет.

В адрес Главы Республики Бурятия и Народного Хурала Республики Бурятия направлены отчеты о проведенном контрольном мероприятии.