28 декабря 2017 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Егорова М. М. рассмотрен результат совместного со Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы» мероприятий по охране лесов от пожаров в 2015 - 2016 годах и истекшем периоде 2017 года» по вопросам, отнесенным Единой программой проведения к исполнению Счетной палатой Республики Бурятия.
С докладом выступил аудитор Евгений Убеев.
На коллегии отмечалось следующее.
В 2015, 2016 годах из 4 показателей (индикаторов) в области охраны лесов, утвержденных государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы, Республиканским агентством лесного хозяйства не достигнуто ни одного показателя.
Причина невыполнения – аномально неблагоприятные погодные условия.
В исследуемый период Республиканское агентство лесного хозяйства являлось ответственным по 11 вопросам 20 поручений Правительства Российской Федерации в части охраны лесов от пожаров, которые носили рекомендательный характер.
Проведенный анализ показал, что органами исполнительной государственной власти Республики Бурятия в 2015-2016 годах было обеспечено исполнение большинства поручений Правительства Российской Федерации в области охраны лесов от пожаров.
Вместе с тем выявлено неисполнение ряда поручений, связанное в основном с небывало высокой горимостью лесов в 2015 году.
Договоры, заключенные «лесхозами» с арендаторами лесных участков не содержат конкретный перечень сил и средств хозяйствующего субъекта, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами, что создает риски реального привлечения заявленных в таких договорах сил и средств юридических лиц при возникновении необходимости.
Отмечается неполное привлечение сил и средств, отраженных в Сводном плане тушения лесных пожаров. Наименьшее исполнение отмечается в наиболее «горимом» 2015 году. По факту на тушении лесных пожаров в 2015г. единовременно было задействовано 35% сил и средств от установленных Сводным планом. В 2015 году было предусмотрено также привлечение сил и средств Республиканского Агентства ГО и ЧС и МЧС России по Республике Бурятия, в количестве 360 чел. и 60 ед. техники, фактически участвовало 18 человек на 3-х пожарах или 5% от планируемого значения, что свидетельствуют о низком уровне координации и взаимодействия при выполнении Сводного плана тушения лесных пожаров в условиях чрезвычайной ситуации.
В 2016г. в период высокой горимости лесов республики максимальное задействование составило 80% сил и 90% техники от Сводного плана тушения лесных пожаров.
В 2017г. в период высокой горимости лесов республики максимальное задействование составило 61,7% сил и 38,9% техники от Сводного плана тушения лесных пожаров.
Планы тушения лесных пожаров, разработанные Республиканским агентством лесного хозяйства в отношении лесничеств, утверждались своевременно, в соответствии с Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров.
Авиационное патрулирование лесного фонда осуществлялось с нарушением сроков начала патрулирования. Так, при начале пожароопасного сезона 01.04.2015г. авиационное патрулирование начато спустя 15 дней – 16.04.2015г. При этом первый пожар возник 05.04.2015г., а количество пожаров, возникших до начала авиапатрулирования составило 230 случаев. Аналогичная ситуация сложилась в 2016 и 2017г., в которых при начале пожароопасного сезона 08.04.2016г. и 31.03.2017г., авиапатрулирование начато лишь спустя 18 дней в 2016г. и 27 дней в 2017г. С даты регистрации первого пожара до начала авиапатрулирования истекло 11 дней в 2016г. и 27 дней в 2017г. Количество пожаров, возникших до начала авиапатрулирования, составило 73 случая в 2016г. и 60 случаев в 2017г.
Указанные факты оказывают негативное влияние на своевременность обнаружения лесных пожаров и могли привести к ухудшению пожарной обстановки в лесах.
Применяемый уровень кратности авиапатрулирования сильно отставал от кратности авиапатрулирования, предусмотренной Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза 22 сентября 1997 г. № 122.
Фактически в 2015году средняя кратность патрулирования составила 0,17 или 16,8% от расчетной кратности, предусмотренной приказом Рослесхоза 22 сентября 1997 г. № 122, в 2016 году 0,16 или 16,2% от расчетной. В 2017 году ситуация заметно улучшилась в связи с дополнительным финансированием из нераспределенного резерва Рослесхоза 50,0 млн. руб., в том числе на авиамониторинг 12,0 млн. руб., кратность авиапатрулирования увеличилась в 2,75 раза, достигнув значения 0,44 или 46,8% от расчетной кратности.
Недостаточное финансирование мероприятий на авиамониторинг приводит к несвоевременному обнаружению пожаров с воздуха на малых площадях.
Сложилась динамика снижения удельного веса крупных пожаров в общем количестве возникших пожаров как в расчете по площади пожаров, так и по количеству случаев лесных пожаров, в том числе по причине высокой базы 2015 года. Так, удельный вес крупных пожаров в исследуемом периоде составил в 2015г. – 26,4%, в 2016г. - 22,9%, в 1 полугодии 2017г. - 13,4%.
Удельный вес пожаров, ликвидированных в течение суток (по числу случаев) составил в 2015 году – 52,1 % в общем количестве возникших пожаров, в 2016 году – 50,4 %, в первом полугодии 2017 года – 61,9 %. Наблюдается рост показателя оперативности тушения лесных пожаров в 1-ом полугодии 2017г по сравнению с 2016 и 2015 годами на 18,8% и 22,8%, соответственно.
В 2015 году сгорело и повреждено лесных насаждений - 10 066 931,2 м3, в 2016 году – 1 559 782,0 м3, в первом полугодии 2017 года потери древесины на корню составили – 416 146,7 м3.
Всего нанесенный ущерб лесными пожарами составил в 2015г. - 43 915 696,1 тыс. руб. или 77,9% от общего ущерба от лесных пожаров в Российской Федерации; в 2016г. – 9 302 388,7 тыс. руб. или 39,3% от ущерба в РФ; в 1 полугодии 2017г. – 706 834,1 тыс. руб. Наибольший ущерб зарегистрирован в 2015 году.
Основными причинами возникновения лесных пожаров являлись переход с земель иных категорий – от 7,2 до 12%, неосторожное обращение граждан с огнем в лесу – от 46 до 76%, от выжигания сухой травянистой растительности – от 0 до 0,06%, иные причины – от 16,7 до 46%.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости повышения эффективности профилактических мероприятий и работы с населением.
Согласно Положению о Республиканском агентстве лесного хозяйства, агентство организует осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров) исключительно на землях лесного фонда. При этом, по причине перехода пожаров с земель иных категорий возникало от 7,2% до 12% (земли сельскохозяйственного назначения).
Отсутствие на федеральном и республиканском уровнях определенности по уполномоченному органу и источникам финансового обеспечения по тушению природных (степных) пожаров приводит к рискам их бесконтрольного распространения на земли лесного фонда, населенных пунктов, вызывая возникновение чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия по охране лесов от пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия осуществлялись за счет средств федерального бюджета (субвенции), средств бюджета Республики Бурятия, средств арендаторов и иных источников.
В анализируемом периоде полномочия по обнаружению и тушению лесных пожаров в Республике Бурятия исполнялись в условиях недостаточного финансового обеспечения.
Расчетная потребность в финансовом обеспечении мероприятий по охране лесов от пожаров в соответствии с расчетами Республиканского агентства лесного хозяйства составила:
- в 2015 году 1463,5 млн. рублей, фактически выделено 899,6 млн. руб., что составило 61% от расчетной потребности.
- в 2016 году 1635,1 млн. рублей, фактически выделено 834,6 млн. руб. что составило 51% от расчетной потребности.
- в 2017 году 1637,6 млн. рублей, фактически выделено 436,7 млн .руб., что составило 27% от расчетной потребности.
Недостаток финансирования вызван несовершенством методики распределения субвенций между субъектами Российской Федерации.
Использование средств федерального и республиканского бюджетов, предусмотренных на охрану лесов от пожаров, ежегодно характеризуется высоким уровнем освоения.
В результате принятия подведомственными РАЛХу автономными учреждениями бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов в связи с введением режима чрезвычайной ситуации кредиторская задолженность по заключенным контрактам на мероприятия охране лесов от пожаров, тушение лесных пожаров по состоянию на 1 января 2016 года составила 234 283,3 тыс. рублей, на 1 января 2017 года 181 141,4 тыс. рублей.
В течение 2016, 2017гг. кредиторская задолженность автономных учреждений за выполненные работы по тушению лесных пожаров 2015, 2016 гг. погашалась за счет средств субвенций, предусмотренных на финансирование текущего года на основании решения судебных органов в сумме 235713,7 тыс. руб. Задолженность за выполненные работы по тушению лесных пожаров 2015 года погашена в полном объеме. За работы по тушению лесных пожаров 2016 года на момент проведения анализа кредиторская задолженность погашена частично.
Полномочия по обнаружению и тушению лесных пожаров в Республике Бурятия исполнялись в условиях недостаточного оснащения техническими средствами и оборудованием.
Оснащение наземных и авиационных лесопожарных формирований осуществляется в рамках выделяемых бюджетных средств и не соответствует минимально установленным нормам, что в условиях высокой пожарной опасности не позволяет полноценно организовать работу лесопожарных формирований.
Обеспеченность бульдозерами составляет 65,6% (доп.потребность – 11 ед.), тралами 75% (доп.потребность – 6 ед.), мотопомпами 52,7% (доп.потребность – 69 ед.), грузовыми машинами 75,4% (доп.потребность – 17 ед.), автобусами (вахтовками) 70,8% (доп.потребность – 7ед.), насосными станциями 25% (доп.потребность – 6 ед.), авторемонтными мастерскими – 0% (доп.потребность – 8 ед.), пожарными емкостями 85,5% (доп.потребность – 10 ед.).
Количество техники с износом свыше 80 % составляет 175 единиц, ее удельный вес – 42% всего парка, состоящего на балансе. В том числе количество техники со 100-процентным износом - 76 единиц (18,3%).
Не соответствие оснащения отчасти вызвано тем, что в нем определен примерный перечень пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, учитываемых при комплектации ПХС, по некоторым позициям предусматривающий устаревшие, либо не применяемые на практике технические средства. Примерный Перечень оборудования не учитывает современные средства снегоболотоход, квадроциклы, GPS навигаторы, спутниковые телефоны и т.д.
Основной же причиной недоукомлектованности ПХС техникой и оборудованием для тушения лесных пожаров является отсутствие финансирования, необходимого для их приобретения. В 2015-2017гг. средства из федерального бюджета на эти цели не выделялись. Обновление частично осуществлялось учреждениями за счет приносящей доход деятельности.
Площадь наземной зоны патрулирования лесов лесного фонда в зоне наземного мониторинга на 1 сотрудника, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор, составляла в 2015г. – 18,2 тыс. га, в 2016г. – 17,7 тыс. га, в 2017г. - 11,8 тыс. га, что не соответствует нормативу, установленному приказом Минприроды от 21.01.2014 №21 - не более 9,7 тыс. га на 1 госинспектора. На сегодняшний день на 1 –го инспектора приходится 116,4 тыс. га, что превышает установленный норматив в 12 раз.
Несмотря на увеличение штатной численности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль (надзор) и государственный пожарный надзор в 2016 году на 4 ед. по сравнению с 2015 годом, показатели государственного надзора характеризовались снижением: по количеству проведенных внеплановых в 2,2 раза; по выданным предписаниям в 3,1 раза; по количеству привлеченных к административной ответственности на 9,1%; по количеству наложенных штрафов на 6,6%; по взысканным штрафам на 0,7%.
Коллегия решила направить отчет о результатах совместного со Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитического мероприятия в Республиканское агентство лесного хозяйства с рекомендациями.