О результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств Дорожного фонда Республики Бурятия в 2016 году и отчетном периоде 2017 года, выделенных на бюджетные инвестиции в крупные объекты капитального

01.02.2018

26 января 2018 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет Заместителя председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М. Егорова о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования средств Дорожного фонда Республики Бурятия в 2016 году и отчетном периоде 2017 года, выделенных на бюджетные инвестиции в крупные объекты капитального строительства».

В ходе проверки было установлено:

1. Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства  Республики Бурятия (далее - Минтранс РБ) в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие направление сводных предложений о бюджетных инвестициях в соответствии с разделами 3 Приложения 1 и Приложения 2  к постановлению Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490,  на основании которых Министерство экономики Республики Бурятия формирует Перечень объектов государственной собственности Республики Бурятия, по которым Правительство Республики Бурятия принимает решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений и  распределение субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета муниципальным образованиям в Республике Бурятия на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

2. При выборочной проверке законности использования средств, выделенных  из Дорожного фонда Республики Бурятия на бюджетные инвестиции в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения установлено:

 Минтранс РБ приказом от 22.12.2015 №260 утвердил Республиканскую программу дорожных работ на 2016 год, также данным приказом ГКУ «Бурятрегионавтодор» указано обеспечить размещение заказов по объектам на автомобильных дорогах регионального значения, включенных в  Республиканскую программу дорожных работ на 2016 год и выполнение в соответствии с ней дорожных работ. В целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Минтранс РБ и ГКУ «Бурятрегионавтодор» подписали соглашение на 2016 год от 06.06.2016 №106/1, в соответствии с которым ГКУ «Бурятрегионавтодор»  предоставляются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия, предусмотренные Республиканской программой дорожных работ в объеме, утвержденном законом о республиканском бюджете. Результатом исполнения указанного Соглашения является освоение бюджетных инвестиций.

По данным отчета об исполнении бюджета получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503127) ГКУ «Бурятрегионавтодор» за 2016 год кассовый расход по КБК 801040963302Д0100414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» составил 620 972,602 тыс. руб. или 76,9% от объемов, утвержденных Республиканской программой дорожных работ на 2016 год, остаток неиспользованных назначений составил 186 467,331 тыс. руб.

Основными причинами неиспользования средств, запланированных на объекты строительства и реконструкции,  ГКУ «Бурятрегионавтодор» в пояснительной записке к годовому отчету за 2016 год  указываются:

- позднее заключение контрактов с подрядными организациями (с учетом предоставления средств из федерального бюджета в соответствии с заключенными соглашениями)  - 2 объекта на сумму 74 872,9 тыс. руб.;

- отсутствие заключения государственной,  экологической экспертизы проекта, повторное прохождение экспертизы в связи с внесением изменений в проектные решения – 8 объектов на сумму 94 240,3 тыс. руб.;

-  экономия по расходам заказчика (непредвиденные затраты, стройконтроль),  а также по результатам торгов – 4 414,4 тыс. руб. – 6 объектов;

- невыполнение работ подрядчиком, расторжение с ним  контракта – 2 объекта на сумму 4 961,5 тыс. руб.;

- невыполнение работ подрядчиком в связи с незавершенным объемом работ на данном участке другим подрядчиком – 1 объект на сумму 7 978,1 тыс. руб.

Соглашение о предоставлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия на 2017 год, предусмотренные Республиканской программой дорожных работ, подписано Минтрансом РБ и ГКУ «Бурятрегионавтодор»  30.12.2016 года за №153. Следует отметить, что на 01.10.2017 года кассовый расход на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия составили 54,5% от доведенного ГКУ «Бурятрегионавтодор» объема обязательств.

В ходе проведения встречной проверки в ГКУ «Бурятрегионавтодор» по объекту «Реконструкция моста через р. Брянка на км 54 + 209 автомобильной дороги Улан-Удэ - Заиграево - Кижинга - Хоринск в Заиграевском районе Республики Бурятия» выявлены несоответствия гарантийных сроков устранения подрядчиком дефектов на объекте и входящих в него инженерных сооружений, оборудования, материалов, указанных в государственном контракте на выполнение работ по  реконструкции моста через р. Брянка, а также в гарантийном паспорте (основание дорожной одежды - 5 лет; обустройство дороги - 1 год) гарантийным срокам согласно распоряжению Минтранса РФ от 07.05.2003г. №ИС-414-р (основание дорожной одежды – от 6 лет, обустройство дороги: барьерное ограждение (металлическое, железобетонное) – от 5 лет, сигнальные столбики – от 2 лет, дорожные знаки – от 2 лет).

3. При выборочной проверке законности использования средств, выделенных  из Дорожного фонда Республики Бурятия в виде субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности установлено:

В целях обеспечения результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, направляемых Минтрансом РБ как ГРБС муниципальным образованиям, приказом от 27.05.2013 г. №72а утвержден порядок контроля за исполнением соглашений о финансировании заключаемых Минтрансом  РБ  с муниципальными образованиями. В указанном порядке Министерством не  определен механизм контроля за результативностью использования бюджетных средств, которые направляются получателям - муниципальным образованиям на основании заключенных соглашений о финансировании.

По данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) за 2016 год по состоянию на 01.01.2017 года  у ГРБС – Минтранса РБ неисполненные назначения по  субсидиям на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности составили в сумме 3418,700 тыс. руб.

Основными причинами неиспользования средств, запланированных в виде  субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, Министерством в Пояснительной записке к годовому отчету за 2016 год (ф.0503160) указываются:

-  450,000 тыс.руб. по КБК 801 0409 63302Д0200 522 «Софинансирование объектов капитального строительства собственности муниципальных образований из республиканского бюджета».  По объекту «Строительство велопешеходной дороги вдоль озера Щучье в Селенгинском районе (в том числе разработка проектной и рабочей документации)» - муниципальным  образованием  «Селенгинский район» не исполнены обязательства по софинансированию по соглашению, заключенному с Министерством  от 04.05.2016 №96 о направлении финансовых средств на объект, находящийся в муниципальной собственности;

- 2 968,690 тыс.руб.  по  КБК 801 0409 63302М050Д 522 251 «Субсидии бюджетам муниципальных образований на строительство автомобильных мостов для реализации инвестиционных проектов монопрофильного муниципального образования городское поселение «Селенгинское». Объект «Строительство мостов через р. Чернуха на подъезде от Федеральной автомобильной дороги М-55 «Байкал» к I площадке п. Селенгинск в Кабанском районе Республики Бурятия. Мост через р. Чернуха-1 (в том числе разработка рабочей документации)». Законом «О республиканском бюджете на 2016 год» утверждены бюджетные ассигнования из республиканского бюджета в сумме 9 468, 690 тыс.руб.,  финансирование за 2016 год - 6 500, 000  тыс.руб., кассовый расход - 6 500, 000 тыс.руб. Недофинансировано Минфином РБ в связи с неисполнением обязательств по софинансированию МО «Кабанский район».

В нарушение пунктов 4, 8, 19 Порядка предоставления и методики расчета размера субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов из Дорожного фонда Республики Бурятия на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденного в приложении 9 к Государственной программе №63 (далее - Порядок), на момент заключения дополнительных соглашений (от 10.03.2017 №1/20 (Администрация муниципального образования «Закаменский  район»), от 10.03.2017 №1/21 (Администрация муниципального образования «Хоринский район»), от 17.03.2017г. №1/26(Администрация муниципального образования «Тункинский район») Минтрансом РБ не предусмотрена доля софинансирования за счет средств местного бюджета.

Позже п.19 Порядка (ред. от 15.05.2017) установлено, что доля софинансирования за счет средств бюджета муниципальных районов РБ обеспечивается в соответствии с условиями, установленными соглашением о направлении субсидий из федерального бюджета по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»). Фактически средства перечислены Минтрансом РБ муниципальным образованиям после внесения изменений в Порядок.

3.1. В ходе проведения проверки по объекту  «Строительство подъезда от автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита к ТРЗ «Ацагатская долина» в Заиграевском районе Республики Бурятия» установлено, что субсидия бюджету МО «Заиграевский  район» представлена на основании заключенного соглашения между Администрацией муниципального образования «Заиграевский район», ГКУ  «Бурятрегионавтодор»   и  Минтрансом РБ №82 от 28.12.2015 года. Частью  10 Соглашения получателем субсидии определено Муниципальное казенное учреждение ««Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район»» (далее - МКУ «КАИЗО») по КБК 89320202051050000151.

Заказчиком - МКУ «КАИЗО» заключен муниципальный контракт № 0102200001616004147-0063778-02 от 11.10.2016   года с генеральным подрядчиком   ООО «Ром» на выполнение работ по строительству  подъезда от автомобильной дороги Улан-Удэ-Романовка-Чита к ТРЗ «Ацагатская долина»  в Заиграевском  районе Республики Бурятия стоимостью 22364,363 тыс. руб. 

По результатам выполненных работ сторонами подписаны акты по форме №КС-2 и справки по форме №КС-3 на общую сумму 13891,729 тыс. руб.,  в т.ч.: за 2016 год – 10248,021 тыс.руб., за 9 месяцев 2017 года  - 3643,708 тыс.руб. По состоянию на 30.09.2017 года по генеральному подрядчику ООО «Ром» отставание от календарного графика объема выполнения работ составляет в размере 8472,634 тыс.руб. (22364,363 - 10248,021  - 3643,708)  или 37,88 % от стоимости контракта.

ООО «Ром» нарушен срок выполнения работ, установленный пунктом 5 муниципального контракта  (до 01.12.2017 года).  Заказчиком ведется  претензионная работа по отношению к генеральному подрядчику, не исполняющему обязательства по контракту. Так, МКУ «КАИЗО» в адрес ООО «Ром» направлены претензии  от 28.11.2017 г. №1199,  от 05.12.2017 г. №1235 и от 12.12.2017 г. №1269, по состоянию на 12.12.2017 г. предъявлена  неустойка в виде  пени в размере 27,950 тыс.руб.

Также проверкой установлено, что заказчиком МКУ «КАИЗО» в условиях  муниципального контракта (пункт 1), заключенного с ООО «Ром»,  установлен гарантийный срок выполняемых по контракту работ -  по основанию дорожной одежды (5 лет), обустройству дороги (1год), что не соответствует гарантийным срокам согласно распоряжению  Минтранса РФ от 07.05.2003 г. №ИС-414-р: по основанию дорожной одежды от 6 лет, обустройству дороги от 2 и от  5 лет в зависимости от видов выполняемых работ.

В ходе встречной проверки установлены расхождения по суммам и объемам актов о приемке выполненных работ КС-2 за 2016 год, представленных МКУ «КАИЗО» на проверку в Счетную палату Республики Бурятии и Минтранс  РБ. Акты выполненных работ подрядчика ООО «Ром» по Объекту за 2016 год, которые были  представлены МКУ «КАИЗО» в отдел  дорожного хозяйства  Минтранса РБ, указаны в  Таблице 10. По пояснениям главного бухгалтера МКУ «КАИЗО» Пятковой Ю.В. от 15.12.2017 г. исх. №1259а по Объекту первоначально подрядчиком  были представлены акты о приемке выполненных работ КС- 2, после осмотра выполнения работ были устранены замечания и выставлены исправленные  акты о приемке выполненных работ КС- 2,  в окончательном варианте в Минтранс  РБ копии КС-2 не отправлены, будут представлены в ближайшее время.

В соответствии с пп. 3.2.1.  п.3.2. части 3 Соглашения Администрация МО «Заиграевский район» обязана обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования полученных финансовых средств. Следует отметить, что Минтрансом  РБ  в Соглашении для получателя субсидии не установлены показатели результативности ее использования. Таким образом, проверить обеспечение результативности  использования субсидии не предоставляется возможным.

3.2. В ходе проведения проверки по объекту «Строительство автомобильной дороги  Тэгда–Тохорюкта (строительство подъезда к ул.Тохорюкта) в Хоринском районе выявлены нарушения в части не соответствия гарантийных сроков устранения подрядчиком дефектов на объекте и входящих в него инженерных сооружений, оборудования, материалов (по дорожной одежде (покрытие и основание) - 5 лет; обустройство дороги - 1 год), указанных в муниципальном контракте, гарантийным срокам согласно распоряжению Минтранса РФ от 07.05.2003г. №ИС-414-р (основание дорожной одежды – от 6 лет, обустройство дороги: барьерное ограждение – от 5 лет, сигнальные столбики – от 2 лет, дорожные знаки – от 2 лет); в части не применения Комитетом по управлению муниципальным хозяйством и имуществом муниципального образования «Хоринский район» штрафных санкций за нарушение сроков выполнения работ.

4. В ходе проверки фактов нецелевого расходования бюджетных средств в проверяемом периоде не выявлено.

По результатам рассмотрения настоящего Отчета о проведенном контрольном мероприятии в адрес Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства  Республики Бурятия, Государственного казенного учреждения «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия», Администрации муниципального образования «Заиграевский район», Администрации муниципального образования «Хоринский район» направлены представления с предложением о принятии мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков.

В адрес Главы Республики Бурятия и Народного Хурала Республики Бурятия направлены отчеты о проведенном контрольном мероприятии.