Результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации предусмотренных государственной программой Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» мероприятий подпрограммы 8 «Модернизация экономики монопрофильного муниципа

14.03.2018

28 февраля 2018 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором было рассмотрено заключение аудитора Счетной палаты Цыдыповой Т.П. о результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации предусмотренных государственной программой Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» мероприятий подпрограммы 8 «Модернизация экономики монопрофильного муниципального образования «Городское поселение «Селенгинское».

На Коллегии отмечалось, что Муниципальное образование ГП «Селенгинское» включено в перечень моногородов РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р, в категорию 1 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением".

Механизм реализации комплекса мер по модернизации экономики МО ГП «Селенгинское» определен Подпрограммой 8 «Модернизация экономики монопрофильного муниципального образования «Городское поселение «Селенгинское» (далее – Подпрограмма) Государственной программы РБ "Экономическое развитие и инновационная экономика".

Мероприятиями Подпрограммы предусмотрено строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе разработка ПСД за счет бюджетных средств, в целях обеспечения реализации новых инвестиционных проектов, направленных на модернизацию экономики МО ГП «Селенгинское».

В целях формирования благоприятной инвестиционной среды на территории моногорода «Селенгинск» постановлением Правительства РФ от 29.07.2017 N 898 создана территория опережающего социально-экономического развития. Резидентам территории запланировано предоставление налоговых и страховых льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ. Определены виды экономической деятельности, при осуществлении которых на территории опережающего развития действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности при реализации резидентами инвестиционных проектов.

В соответствии с Подпрограммой МО ГП "Селенгинское" имеет риски ухудшения социально-экономического положения. Градообразующее предприятие ОАО "Селенгинский ЦКК" в 2013 году снизило объем производства на 22,5 процента по сравнению с предшествующим годом. Кроме того, в 4 квартале 2013 года предприятие приостановило деятельность, которую возобновила в январе 2014 года после смены собственника.

Основная проблема социально-экономического развития моногорода - зависимость доходной части местного бюджета и социальной стабильности от устойчивости работы градообразующего предприятия. Также серьезной проблемой, сдерживающей развитие новых производств, являются инфраструктурные ограничения роста экономики, повышенные экологические требования к производствам, расположенным в природоохранной зоне озера Байкал.

В связи с чем, целью Подпрограммы является обеспечение устойчивого экономического роста, модернизация и диверсификация производства, повышение качества жизни населения МО ГП «Селенгинское».

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи Подпрограммы:

Задача 1. Снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса в МО "ГП "Селенгинское". Для решения данной задачи предусмотрено основное мероприятие: "Строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов монопрофильного МО "ГП "Селенгинское". Реализация указанного основного мероприятия предполагает: разработку проектно-сметной документации по всем создаваемым инфраструктурным объектам; строительство объектов инженерной инфраструктуры (подстанция и электролинии, сети канализации и водопровода), реконструкция водозаборных сооружений; строительство объектов транспортной инфраструктуры (мост, автодороги).

Задача 2. Создание условий для реализации инвестиционных проектов модернизации и диверсификации экономики МО "ГП "Селенгинское". Для решения данной задачи Правительством РБ были заключены с инвесторами соглашения о намерении реализации следующих новых инвестиционных проектов: «Строительство птицеводческого комплекса с родительским стадом, мощностью 30 000 тн мяса бройлеров (живым весом) в год, с инкубаторием, цехом убоя и комбикормовым заводом» (якорный инвестпроект), стоимость реализации проекта 7,0 млрд. рублей; «Строительство тепличного комплекса», стоимость реализации проекта 1,0 млрд. рублей; «Строительство тепличного комплекса», стоимость реализации проекта 2,0 млрд. рублей; «Байкальский древесноугольный комбинат», стоимость реализации проекта 130 млн. рублей.

Целевыми индикаторами (показателями) Подпрограммы определены: «Количество объектов инфраструктуры в монопрофильном МО ГП «Селенгинское»; «Объем инвестиций в основной капитал в монопрофильном МО ГП «Селенгинское»; «Количество созданных постоянных рабочих мест в монопрофильном МО ГП «Селенгинское».

По итогам реализации подпрограммы запланировано достижение следующих результатов: строительство 5 объектов инфраструктуры; создание 1250 постоянных дополнительных рабочих мест за счет реализации ряда инвестиционных проектов на общую сумму 10 млрд. рублей.

Сроки реализации Подпрограммы предусмотрены в период с 2014-2020 годы. Ответственным исполнителем Подпрограммы определено Министерство экономики РБ.

Основным инструментом поддержки субъекта РФ по достижению запланированных показателей Подпрограммы является софинансирование расходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах, определяемые на основании Соглашений, заключенных между НО «Фонд развития моногородов» (далее – Фонд) и субъектом РФ.

Такое Соглашение было заключено в 2016 году и расторгнуто в 2017 году по причине не выполнения РБ отлагательных условий, а именно: проектно-сметная документация на инфраструктурные объекты разработана не в полном объеме; реализация якорного инвестпроекта «Строительство птицеводческого комплекса с родительским стадом, мощностью 30 000 тн мяса бройлеров в год, с инкубаторием, цехом убоя и комбикормовым заводом» не обеспечена кредитными средствами.

Реализация инвестпроектов, за исключением «Байкальский древесноугольный комбинат», не начата по следующим причинам:

- отсутствие инфраструктурных объектов, предусмотренных к реализации основным мероприятием 8.1. Подпрограммы;

- не предоставление кредитных средств инвесторам на реализацию новых инвестпроектов;

- расторжением инвестиционного соглашения о реализации якорного инвестпроекта.

Инвестпроект «Байкальский древесноугольный комбинат» реализован частично за счет использования собственных средств и временного подключения к электроснабжению ОАО "Селенгинский ЦКК", при этом инфраструктурные ограничения в части энергоснабжения у инвестора остались.

В свою очередь, Правительством РБ в ноябре 2016 года были заключены Соглашения о намерениях реализации инвестпроектов на территории МО ГП «Селенгинское» с новыми дополнительными инвесторами, которые по объему инвестиций и количеству создаваемых постоянных рабочих мест не являются аналогичными с ранее планируемыми к реализации инвестпроектами.

 

В ходе экспертно-аналитического мероприятия были выявлены следующие проблемы.

1. Оценка эффективности реализации Подпрограммы была произведена не достаточно объективно. Расчеты показателей качества оценки «Объем инвестиций в основной капитал» и «Количество созданных постоянных рабочих мест» были рассчитаны от общего объема внебюджетных инвестиций, произведенных на территории МО ГП «Селенгинское», в составе которых основную долю занимают показатели градообразующего предприятия ОАО "Селенгинский ЦКК", не являющегося исполнителем целевых показателей Подпрограммы.

2.  Реализация основных мероприятий Подпрограммы не обеспечена финансированием по причине расторжения Соглашения с НО «Фонд развития моногородов».

3.   Проектно-сметная документация на инфраструктурные объекты разработана в целях снятия инфраструктурных ограничений заявленных 4 инвестпроектов. При изменении назначения, мощности, места размещения инвестпроектов потребуется её корректировка или разработка новой проектно-сметной документации.

4. Проектно-сметная документация на инфраструктурные объекты, разработанная в целях снятия инфраструктурных ограничений для реализации инвестпроектов, произведена без подтверждения финансового обеспечения, запланированных к реализации инвестпроектов.

 

Так же, были определены возможные последствия, такие как:

1.    Отсутствие возможности дальнейшей реализации Подпрограммы в связи с неактуальностью, предусмотренных Подпрограммой мероприятий по причине отказа инициатора якорного инвестпроекта от его реализации.

2.    Не эффективность использования бюджетных средств РБ и МО в сумме 49 254,7 тыс. рублей, израсходованных в период 2014-2016 годов на разработку проектно-сметной документации на инфраструктурные объекты в виду ее не актуальности в случае изменения инвестпроектов, в части назначения, мощности, места расположения.

3.   Не эффективность использования бюджетных средств МО, израсходованных на корректировку Генерального плана МО и иной градостроительной документации с учетом внесения в такую документацию заявленных инвестпроектов и инфраструктурных объектов.

4.   Имеются риски по выполнению условий, определенных пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29.07.2017 N 898 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Селенгинск". На текущий момент согласно Реестру резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории монопрофильных МО, размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России, в такой реестр по МО ГП «Селенгинское» включен только один резидент.

5.   Имеются риски прекращения существования территории опережающего социально-экономического развития "Селенгинск" по причине наличия единственного зарегистрированного резидента и имеющейся у него проблемы в части подключения к ж/д путям, связанных с реализацией инвестпроекта.

 

По итогам экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой даны соответствующие рекомендации.

 

На Коллегии принято решение о направлении материалов экспертно-аналитического мероприятия в Народный Хурал Республики Бурятия, Главе Республики Бурятия и в Правительство Республики Бурятия.