Результат контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных автономному учреждению Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов" за 2016-2017 годы».

03.07.2018


31.05.2018г. на коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Е.В. Пегасова рассмотрен результат контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных автономному учреждению Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов" за 2016-2017 годы».

С докладом выступил аудитор Е.С. Убеев.

Автономное учреждение «Забайкальская база авиационной охраны лесов» (далее – Учреждение) в проверяемом периоде выполняло государственные работы по охране, защите, воспроизводству лесов. Учреждению предоставлялись субсидии из республиканского бюджета на иные цели. Учреждение осуществляло предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.

В нарушение п. 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 21.06.2011г. №86н учреждением не размещена информация о внесенных изменениях в государственной задание на 2016 год с приложением электронных копий документов. Государственное задание опубликовано на сайте bus.gov.ru только в первоначально принятой редакции.

Планы финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2016 год, на 2017 год утверждались с нарушением действующих порядков их утверждения. Так, Порядком составления и утверждения плана ФХД государственных учреждений, подведомственных РАЛХ, утвержденным Приказом Агентства №775 от 18.12.2014г., установлен срок утверждения Планов ФХД – не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду. План финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2016 год утвержден 08.02.2016г., на 2017 год 13 февраля 2017г.

Отчеты об исполнении планов ФХД  размещались на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru с превышением установленного срока – 5 рабочих дней после их утверждения. Отчет по форме 0503737 за 2016 год утвержден 23.01.2017г., размещен на сайте 25.05.2017г., за 2017 год утвержден 23.01.2018г., размещен 28.02.2018г.

Основной объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных работ приходился на выполнение работ по тушению лесных пожаров: в 2016г. - 75,1%, в 2017г. - 65,4%.

Согласно отчетам о выполнении государственных заданий (форма 1-ОВЗ), Учреждение участвовало в 2016 в тушении 279 лесных пожаров году на площади 139,3 тыс. га, сумма фактических расходов на тушение составила 238665,4 тыс. руб. В 2017г. при снижении площади пожаров, в которых Учреждение принимало участие, на 21,4 тыс. га или на 15,4% в сравнении с 2016г., расходы на их тушение сократились в 2,1 раза или на 127529,6 тыс. руб.

Удельные расходы на тушение 1 га лесного пожара составили в 2016г. 1713 руб., снизившись в 2017 г. до 943 руб. или в 1,8 раза к 2016 году, что указывает на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

В структуре фактических расходов на тушение пожаров в 2016г. наибольший удельный вес занимали расходы на оказание услуг по тушению лесных пожаров привлеченными организациями – 53,72% или 128210,2 тыс. руб. В 2017г. расходы на их привлечение составили 10707,2 тыс. руб. или 9,6% в структуре расходов. Расходы на привлечение сил межрегионального маневрирования сократились в 12 раз.

При этом расходы на оплату труда в 2017г. (КОСГУ 211) составили 29797,8 тыс. руб. или 26,8% в структуре расходов, увеличившись к уровню 2016г. на 63% (18283,7 тыс. руб.). Доля расходов на оплату труда в структуре расходов 2016г. составила всего 7,7%.

Таким образом, принятые решения по увеличению численности парашютно-десантного состава в 2017г. и одновременное снижение привлекаемых сил межрегионального маневрирования способствовало значительному сокращению расходов на тушение лесных пожаров и увеличению эффективности их расходования.

Фактическая численность в 2017 году в сравнении с 2016 годом десантников-пожарных, парашютистов-пожарных увеличилась на 25 ед. - с 135 ед. до 160 ед. или на 18,5 %.

При этом, обеспеченность работниками парашютно-десантной пожарной службы остается низкой и составляет лишь 65,8% от минимального норматива – 243 чел.

Привлечение сил межрегионального маневрирования к тушению лесных пожаров и оплата их услуг в 2016г. приводило к значительному увеличению расходов на тушение пожаров.

Стоимость работ в договорах по привлечению сил межрегионального маневрирования на тушение лесных пожаров предусматривалась ориентировочно, оплата работ осуществлялась по объему фактически выполненных работ на основании Актов приемки выполненных работ с приложением первичных документов. При этом требования к размеру оплаты труда такими договорами не устанавливались, что приводило к существенному удорожанию стоимости работ по тушению в сравнении с расходами при тушении собственными силами.

Так, выборочный анализ пожаров №18/6, 20/8, 13/6, 33/11, 29/29, 21/8 показал, что средняя стоимость оплаты труда за 1 единицу трудозатрат (1 человеко-час) работ по тушению пожаров в 2016г. по ФБУ «Авиалесоохрана» г.Пушкино составил 897,37 руб., что в 4,5 раза превышает расходы на оплату за 1 единицу трудозатрат Учреждения, участвовавших на тех же пожарах – 200,11 руб.

В 2017г. на пожарах №14/8, 22/18, 34/10, 51/5, 67/8 стоимость оплаты 1 часа работы составила по ФБУ «Авиалесоохрана» г.Пушкино 1279,35 руб., что в 4 раза превышает расходы на оплату 1 часа работы в Учреждении – 325,52 руб.

Таким образом, отсутствие нормативного регулирования размеров оплаты труда при привлечении организаций в рамках межрегионального маневрирования и в договорах на тушение лесных пожаров приводило к существенному превышению расходов на оплату таких работ в сравнении с расходами, осуществляемыми при тушении пожаров собственными силами.

Система оплаты труда на тушении лесных пожаров в 2017 году претерпела существенные изменения с учетом рекомендаций Рослесхоза.

При оплате труда на тушении лесных пожаров стал учитываться класс природной пожарной опасности по условиям погоды (1-5 КПО),  положением об оплате труда предусмотрено стимулирование работников на тушении пожаров от класса пожарной опасности (КПО) и оперативности тушения. Значительное стимулирование производится в первые сутки, при высоких КПО (3-5).

Договоры на осуществление лесоавиационных работ заключались без применения конкурентных процедур с единственным поставщиком на основании веденных режимов чрезвычайной ситуации.

Следует отметить, что заключение договоров на осуществление лесоавиационных работ не приводило к завышению стоимости работ. Так, согласно информации ФБУ «Авиалесоохрана» об итогах работы учреждений по авиационной и наземной охране лесов от пожаров субъектов Российской Федерации в 2017 году стоимость 1 летного часа по РФ составила: вертолет МИ-8 - 133,2 тыс. руб., по учреждению – 112,6 тыс. руб.; вертолет МИ-2 – 89,2 тыс. руб., по учреждению – 62,0 тыс. руб.; самолет АН-2 – 61,6 тыс. руб., по учреждению – 65,1 тыс. руб.

В нарушение действующих Порядков, предусматривающих  начало авиационного патрулирования с наступлением пожарной опасности в лесу в зависимости от условий погоды, авиационное патрулирование лесного фонда осуществлялось с нарушением сроков начала патрулирования.

Так, при начале пожароопасного сезона 08.04.2016г. и 31.03.2017г., авиапатрулирование начато лишь спустя 18 дней в 2016г. и 27 дней в 2017г., с даты регистрации первого пожара до начала авиапатрулирования истекло 11 дней в 2016г. и 27 дней в 2017г. Количество пожаров, возникших до начала авиапатрулирования, составило 73 случая в 2016г. и 60 случаев в 2017г.

В проверяемом периоде Учреждение осуществляло закупочную деятельность преимущественно с применением неконкурентных способов закупки.

За 2016 год Учреждение заключило 356 договоров на общую сумму 347992,997 тыс. рублей, за 2017 год - 423 договора на общую сумму 221358,615 тыс. рублей. В 2016г. доля закупок с применением неконкурентных способов в общей сумме заключенных договоров составила 96,8%, в 2017г. 92,3%.

Основной причиной заключения договоров с применением неконкурентных способов закупок являлось заключение договоров в пожароопасный сезон, введением режима чрезвычайной ситуации в связи с высокой горимостью, в связи с чем применение конкурентных процедур, требующих затрат времени нецелесообразно.

Вместе с тем, согласно информации о закупках, размещенной в ЕИС в сфере закупок Учреждением в 2016 г. до начала пожароопасного сезона (08.04.2016г.) было заключено 34 договора с единственным поставщиком на общую сумму 44190,920 тыс. рублей, в 2017г. до начала пожароопасного сезона (31.03.2017г.) было заключено 6 договоров с единственным поставщиком, на общую сумму 41998,410 тыс. рублей.

В нарушение ст. 15 федерального закона №174-ФЗ от 03.11.2006г. «Об автономных учреждениях» Учреждением заключен договор на сумму превышающую 10% балансовой стоимости активов. При этом отсутствовало согласование с наблюдательным советом заключения крупной сделки.

В нарушение Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Учреждением предоставлялись другим подведомственным Агентству учреждениям (лесхозам) информационные и консалтинговые услуги в рамках федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и информационные услуги в сфере трудового законодательства, претензионной работы, договорных отношений, которые не входят перечень видов деятельности, установленных Уставом Учреждения.

Коллегия приняла решение направить Учреждению Представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков и о направлении материалов по выявленным фактам нарушения законодательства в сфере закупок в Бурятское УФАС для рассмотрения и принятия мер.