Результат контрольного мероприятия «Проверка правильности формирования и использования фонда оплаты труда в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей-интернат №61» за 2016-2017 годы»

25.12.2018

 

24 декабря  2018 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова  рассмотрен результат контрольного мероприятия  «Проверка правильности формирования и использования фонда оплаты труда в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей-интернат №61» за 2016-2017 годы».

 С докладом выступила аудитор Валентина Федосова.  

Основной целью деятельности государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат №61» согласно Уставу учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования.

            Проектная мощность учреждения составляет 220 чел., вместимость пансионата 220 чел. Количество обучающихся на начало 2018-2019 учебного года составляет 240 чел.   

            Проверкой установлены нарушения сроков регистрации коллективного договора, дополнительных соглашений к нему. В коллективном договоре имеются ссылки на не недействующие нормативные правовые акты Республики Бурятия, либо не распространяющиеся на работников общеобразовательных организаций, а также имеются пункты, не предусмотренные постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.09.2007 №289 (ред. от 04.09.2017). Коллективным договором определен вид выплат «по другим основаниям», не расшифрован в локальных актах по оплате труда, имеет признаки коррупциогенности.

            Положением об оплате труда в нарушение норм, установленных  постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.09.2007 №289 (ред. от 04.09.2017), не установлены размер специальной части заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, надбавки за сложность и приоритетность предмета учителям. А также Положением об оплате труда не определены доли стимулирующего фонда между профессиональными квалификационными группами должностей, а также не установлен порядок распределения фонда неаудиторной занятости.

            В государственном задании не доведена услуга «содержание детей», услуга на дополнительное образование. При этом фактически в учреждении круглосуточно по 5 дневной неделе проживали воспитанники. Учреждение не имело правовых оснований на осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам в связи с отсутствием лицензии на эту услугу. В учреждении предусмотрены штатные единицы педагогов дополнительного образования, воспитателей, младших воспитателей и т.д., фактически расходы по которым за 2016-2017 годы составили 8079 тыс.руб.

            В нарушение норм, установленных  статьей 54 Федерального закона №323-ФЗ, в учреждении имелись штатные единицы врача, медицинской сестры.

            При отсутствии коррекции индивидуального учебного плана, необходимости в персональном сопровождении в образовательном пространстве обучающихся предусмотрены ставки тьютора.

            В штатном расписании имеется 1 штатная единица педагога-библиотекаря. Фактически работник выполняет обязанности библиотекаря.

            В учреждении предусмотрены 11 штатных единиц уборщиков служебных помещений. Средняя нагрузка на 1 работника 335,62 кв.м. убираемой площади. При этом норматив убираемой площади в учреждении и в Министерстве образования и науки РБ для подведомственных учреждений не установлен.

            Количество вакантных должностей за 2016 год 21,92 штатных единицы, за 2017 год - 18,42 штатных единиц. Большое количество вакансий, следовательно, может свидетельствовать о намеренном планировании данных должностей, с возможностью дальнейшего распределения фонда оплаты труда на стимулирующие выплаты.

Проверкой правомерности выплаты заработной платы низкооплачиваемым категориям работников установлено, что расчет доплаты до МРОТ проведен на низкооплачиваемую штатную единицу до распределения стимулирующих выплат. В 2016-2017 годах  средства в сумме 1589,9 тыс.руб. использованы не на доплаты до МРОТ, следовательно, на данную сумму фонд заработной платы был необоснованно завышен.

          В учреждении заключались договоры гражданско-правового характера со штатными работниками по их основным трудовым функциям, а также с нештатными работниками по вопросам, связанными с учебным процессом. Объем использованных на данные цели средств составил 781,6 тыс. руб., не учтенные в фонде заработной платы.

            Прирост заработной платы работников за 2017 год составил 6,0%, педагогических работников - 1,9%, директора - 5,7%. При выделении средств в 2016-2017 годах из республиканского бюджета на заработную плату педагогических работников и низкооплачиваемого персонала, по факту распределение средств осуществляется на всех работников, в том числе на руководителя, отвлекая целевой источник.

            Установлены нарушения по ведению табеля, ошибки при установлении должностного оклада, переплаты и недоплаты по классному руководству.

           

На Коллегии принято решение о направлении Представления Министерству образования и науки Республики Бурятия о проведении сравнительного анализа нормативов в части заработной платы в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, разработке предложения (рекомендации) по единообразному подходу в установлении  нормативов финансовых затрат на заработную плату и штатной численности, прекращении практики согласования штатных расписаний с большим количеством вакансий, а также возможности распределения фонда по вакантным должностям на стимулирующие выплаты.