28 февраля 2018 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором было рассмотрено заключение аудитора Счетной палаты Цыдыповой Т.П. о результатах проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ хода реализации государственного контракта № 101-р от 8 августа 2017 г. на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан - Новый Уоян, км 230 -км 254 в Баргузинском районе Республики Бурятия (I, II, IV этапы)».
На Коллегии отмечалось, что Государственный контракт №101-р от 8 августа 2017 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян, км 230 - км 254 в Баргузинском районе Республики Бурятия (I, II, IV этапы) заключен между ГКУ «Бурятрегионавтодор» и АО «Труд».
Общая стоимость работ по Государственному контракту с учетом внесенных изменений составляет в сумме 1,713 млрд. рублей.
Срок выполнения работ по объекту составляет со дня подписания Государственного контракта по 30 октября 2022 года.
Основными объектами реконструкции по Государственному контракту являются: а/дорога протяженностью 19,6 км; строительство двух железобетонных мостов через р. Максимиха и р. Духовая протяженностью 53 м и 59 м соответственно; устройство освещения 5,47 км.
По состоянию на 01.01.2019 года финансирование Государственного контракта произведено из федерального бюджета в сумме 947 ,0 млн. рублей, в т.ч. аванс в сумме 109,65 млн. рублей, выполненных работ принято на сумму 947,0 млн. рублей, оплата принятых работ произведена в полном объеме.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия выявлены следующие проблемы и недостатки.
Финансирование объекта осуществляется в рамках подпрограммы 3 «Дорожное хозяйство Республики Бурятия» Государственной программы Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства», при этом исполнение Государственного контракта не влияет на выполнение целевого индикатора «Протяженность реконструированных автомобильных дорог, км», поскольку ввод в эксплуатацию объекта предусмотрен в 2022 году.
При этом, проектно-сметной документацией предусмотрена последовательность реконструкции объекта в следующем порядке:
- IV этап протяженностью 3,3 км март-сентябрь первого года реконструкции;
- I этап протяженность 8,7 км, в т.ч. 2 моста октябрь первого года реконструкции – сентябрь третьего года реконструкции;
- II этап протяженностью 7,6 км октябрь третьего года реконструкции – сентябрь четвертого года реконструкции.
В свою очередь, в соответствии с Документацией об электронном аукционе и согласно Государственному контракту, работы необходимо выполнить в соответствии с Проектом, соответственно, Календарным графиком производства работ Государственного контракта ввод в эксплуатацию таких этапов необходимо было предусмотреть в следующие сроки: IV этап в 2018 г.; I этап в 2020 г.; II этап в 2021 г.
Фактически Календарным графиком производства работ ввод в эксплуатацию всех этапов запланирован в 2022 году, ввод отдельных этапов не предусмотрен.
Кроме того, срок реконструкции объекта по Государственному контракту (63 мес.) в 1,5 раза превышает нормативный (проектный) срок реализации проекта (43 мес.).
Отмечено, что корректировка ПСД в 2015 году выполнена с целью выделения этапов реконструкции в связи со сложным рельефом участка реконструкции, а также в целях оптимизации затрат федерального бюджета, исходя из его возможностей по финансированию.
Установлено, что при остаточной потребности по состоянию на 01.01.2019 г. в сумме 767,0 млн. рублей утвержденный лимит финансирования на 2019 и 2020 годы предусмотрен в сумме 82,1 млн. рублей или 10,7% от потребности, на 2021 год лимит финансирования не предусмотрен, что ставит под угрозу срыва производство работ на объекте в 2019 - 2021 годах.
По информации Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ в 2019 году финансирование планируется обеспечить за счет средств федерального бюджета в сумме 550 000,0 тыс. рублей. По состоянию на конец февраля 2019 года такое соглашение с ФДА не заключено, его подписание ожидается после распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ.
Установлены факты завышения стоимости выполненных работ, принятых и оплаченных в 2017 и 2018 годах работ в связи с применением коэффициента дефлятора в размере не соответствующем Государственному контракту.
Кроме того, ГКУ «Буртрегионавтодор» были приняты к выполнению и оплачены строительные материалы и конструкции, не уложенные в объект капитального строительства. Всего было приобретено геосетки 260 тыс. кв. м, щебеночно-песчаной смеси 146 тыс. куб.м, гофрированных м/к труб и листов 198,3 тн, барьерного ограждения 19,3 км, металлоконструкции временного моста 76,2 тн. Причем некоторые материалы приобретены на весь объект и их использование в полном объеме будет произведено только к 2022 г.
По информации ГКУ «Буртрегионавтодор» принятые к выполнению и оплаченные материалы и конструкции переданы Генеральному подрядчику АО «Труд» по договору хранения «на склад».
В 2018 г. «со склада» в объект капитального строительства было уложено всего геосетки 45,4 тыс. кв.м, щебеночно-песчаной смеси 73,9 тыс. куб., барьерного ограждения 415 м, гофрированных м/к труб и листов и м\к временного моста – 100%. По состоянию на 01.01.2019 г. остаток оплаченных и не уложенных в объект капитального строительства материалов и конструкций «на складе» имеется в объеме 60% от приобретенного.
Счетная палата считает, что оплата за материалы и конструкции, не уложенные в объект, является скрытым авансом.
Счетная палата указала на риск снижения качества и потребительских свойств, принятого и оплаченного материала, при этом АО «Труд» в соответствии с договором хранения несет лишь ответственность за сохранность, переданного ему на хранение материала, а не за сохранность его потребительских свойств.
Также выявлены нарушения статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ в части несвоевременного размещения в реестре контрактов актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 и платежных поручений, подписанные 24.11.2017 года в реестре контрактов были размещены только 25.05.2018 года, при нормативном сроке 8 рабочих дней.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата предложила Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ: провести работу по включению данного проекта при распределении и утверждении Правительством РФ иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на 2019 год; обеспечить ежемесячный контроль за деятельность ГКУ «Бурятрегионавтодор» по реализации Государственного контракта в части приемки и оплаты выполненных работ; в кратчайшие сроки обеспечить проведение инвентаризации принятых и оплаченных ГКУ «Бурятрегионавтодор» материалов, переданных на хранение АО «Труд» «на склад», в т.ч. проверить соблюдение норм хранения материала.
ГКУ «Буртрегионавтодор» предложено: календарный график производства работ привести в соответствие с Документацией об электронном аукционе и Государственным контрактом в части поэтапного ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с Проектом и с учетом фактически произведенных работ.
Предложено исключить практику принятия к выполнению и оплату за строительные материалы и конструкции, не уложенные в объект капитального строительства, а так же не производить финансирование по Государственному контракту до отработки АО «Труд» скрытого аванса. В договор хранения материалов внести изменения в части ответственности АО «Труд» за качество материала и его потребительские свойства.
Сумму завышения оплаты выполненных работ в связи с применением не соответствующего условиям Государственного контракта коэффициента дефлятора, предложено восстановить в бюджет денежными средствами или дополнительными работами.
Рекомендовано не допускать нарушения норм Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ.
На Коллегии принято решение о направлении материалов экспертно-аналитического мероприятия Главе Республики Бурятия А.С. Цыденову, в Народный Хурал Республики Бурятия и Бурятское УФАС.